Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ………………….8
Понятие и основные черты затрат и себестоимости………………….8
Задачи, основные направления и информационная база анализа производства и реализации продукции………………………………….........21
Классификация затрат, формирующих себестоимость……………...30
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СТАНКОТЕРМ»…...……………………………………………………..38
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………...38
Анализ основных показателей экономического состояния открытого акционерного общества……………..…………………………..……...….40
Уровень и динамика себестоимости продукции ОАО………………55
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «СТАНКОТЕРМ»…………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....………………...………………...78

Файлы: 1 файл

ДиплСебестоимость.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

- при большой номенклатуре  выпускаемой продукции плановые  калькуляции могут составляться  на группу однотипных изделий;

- калькулированию подлежит  также продукция и вспомогательных  производств, особенно если она реализуется на сторону.

 

 

 

2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СТАНКОТЕРМ»

 

2.1 Организационно-правовая характеристика  предприятия

     

           Открытое  акционерное общество «Станкотерм»  учреждено в 1998 году на базе  акционерного общества «Станкоремонтный завод «Пятигорский», основанного в 1965 году. Основной вид деятельности завода – выпуск отопительного и водогрейного оборудования бытового и производственного назначения, а так же станков и механизмов и товаров народного потребления. Номенклатура изделий завода – более 100 наименований: Электроводонагреватели типа ЭПЗ, используемые для отопления помещений площадью от 30 до 25кв. метров и для горячего водоснабжения; Автономные газовые котлы нового поколения типа КЖВГ, имеющие КПД более 90%, для отопления помещений площадью от 100 до 2000кв. метров, комплектации автономных блочных котельных, и для горячего водоснабжения. Водоподогреватели САО емкостью от 70 до 1000 литров для горячего водоснабжения. 
           В 1998 году завод освоил выпуск модулей тепловых контейнерных МТК мощностью от 50 до 600 кВт на газе, используемых для отопления и горячего водоснабжения зданий различного назначения. Модули работают в автоматическом режиме и, благодаря экономичности установленных в них котлов КЖВГ и близости к отапливаемым объектам, обеспечивают снижение затрат на отопление по сравнению с централизованным в 2,5-3 раза.  
           С 1996 года ОАО «Станкотерм» выпускает электропарогенераторы ЭЭП-60И1, ЭЭП-90И1 и ЭЭП-200И1 производительностью до 80, до 120 и до 250 кг пара в час, которые применяются в различных отраслях экономики: для запаривания кормов в животноводстве, при производстве колбасных изделий и консервов, для гидротермической обработки различных круп, для пропаривания и сушки древесины и фанеры, для санитарно-гигиенической обработки тары и оборудования,, для дезодорации пищевых и технических масел и т.д. 
           Котлы и парогенераторы нашего производства, благодаря своей долговечности, эффективности, цене, в полтора – два раза ниже, чем у других производителей аналогичной продукции, пользуются спросом не только в России, но и в странах СНГ.  
           Мобильные котельные эксплуатируются уже не только в Пятигорске, Буденновске, Новоалександровске и Зеленокумске, но и в Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Йошкар-Оле, в Мытищах и Броннице. 
           Пользуются спросом выпускаемые заводом построечные механизмы ОКС-8953, которые применяются для отрезки и гибки труб диаметром до 2  дюймов и нарезки на них резьбы. Начат выпуск модернизированного универсального деревообрабатывающего станка УДС-3, отличающегося от предшественника усилением конструкции, удобством в применении и точностью обработки изделий. Выпускаются также настольный сверлильный станок НС-12, бетономешалка БЭ-0,1.  
           Коммунальное оборудование представлено урнами различной конструкции и дизайна и контейнерами для сбора и вывоза мусора спецавтохозяйствами. Производятся так же электрические газонокосилки, садовые тележки, долговечные и легкие пластмассовые метлы. На заводе изготавливаются комплекты оборудования для детских площадок, пластмассовые сиденья для стадионов и летних кинотеатров и многое другое. Товары народного потребления представлены электрокаменками для саун, садово-огородным инвентарем, посудо-хозяйственными товарами и богатой гаммой изделий из пластмасс. Выпущена первая партия электродымогенераторов фрикционного типа для холодного копчения колбас и других продуктов, готовится к выпуску парогенератор на жидком и твердом топливе. 
           Продукция завода отмечена свидетельствами и дипломами выставок и ярмарок, проходивших в крае, регионах России и за ее пределами. Предприятие оказывает финансовую и материальную благотворительную помощь общественным, детским и религиозным учреждениям и фондам, является спонсором городской футбольной команды «Машук». 
           Завод награжден серебряным орденом отличника качества Ставрополья, дипломом правительства Ставропольского края «За применение эффективных методов управления качеством».  Открытое акционерное общество "Станкотерм" предлагает продукцию собственного производства по оптовым ценам: электрические, газовые и универсальные котлы, электропарогенераторы и электропароперегреватели, водонагреватели, автономные блочные мобильные модульные топочные котельные, электрокамины для саун, электродымогенератор для холодного копчения, станки и механизмы,урны и контейнеры для мусора. 

2.2. Анализ основных показателей  экономического состояния открытого  акционерного общества

          

 Основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния: 
           1.Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса.  
           2.Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу исследует структуру средств, степень зависимости организации от инвесторов и кредиторов. 
          Для оценки реальных аналитических возможностей необходимо знать ограничения информации, представленной в балансе: 
           1. Баланс историчен по своей природе: он фиксирует сложившиеся к моменту его составления итоги хозяйственных операций. 
           2. Баланс отражает статус-кво в средствах организации, то есть отвечает на вопрос, что представляет собой организация на данный момент, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение. 
           3. Одно из существенных ограничений баланса – заложенный в нем принцип использования цен приобретения. Все основные и оборотные средства оцениваются по текущим ценам их приобретения, что в условиях инфляции, роста цен, низкой обновляемости основных средств существенно искажает реальную оценку имущества в целом.  
           Таким образом, можно сформулировать роль финансовой отчетности в финансовом анализе: разные группы пользователей этой отчетности добиваются одной общей задачи – провести анализ финансового состояния предприятия и на его основе достичь поставленных целей: 
           - руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием; 
           - аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента; 
           - аналитики определяют направления финансового анализа. 
           Финансовое состояние организации можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. В первом случае критерий оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность организации. 
           В ряде работ отечественных специалистов понятия ликвидности и платежеспособности нередко отождествляются, хотя вряд ли это оправдано. Под ликвидностью какого-либо актива следует понимать способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного актива. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств [5,с.79]. 
Говоря о ликвидности организации, имеют в виду наличие у нее оборотных средств в размере, теоретически достаточным для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения. Количественно ликвидность характеризуется специальными относительными показателями – коэффициентами ликвидности.  
           Платежеспособность означает наличие у организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности [9, с.129]. Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. 
           Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.  
           В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы. 
           А1. Наиболее ликвидные активы – к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом:

                         А1 = стр.250 + стр.260,                                                        (5)                                                                      
           где стр.- строка баланса (См. Приложение 5).    

            А2. Быстрореализуемые активы –  активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. Сюда включают дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

 

                                А2 = стр.240   (6)          
                

           А3. Медленнореализуемые активы – наименее ликвидные активы – запасы, НДС, дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

 

                                А3 = стр.210 + стр.220 + стр.230 + стр.270     (7)  
                   

            А4. Труднореализуемые активы –  активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включают внеоборотные активы 

 

                                А4 = стр.190.  (8)                                          
        

            Первые три группы активов (наиболее  ликвидные активы, быстрореализуемые и медленнореализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам фирмы. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество фирмы. 
           Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты. 
           П1. Наиболее срочные обязательства – к ним относится кредиторская задолженность. 

 

                                П1 = стр.620     (9)  
        

            П2. Краткосрочные пассивы – это  краткосрочные заемные средства, прочие краткосрочные пассивы, расчеты по дивидендам. 

                                П2 = стр.610 + стр.630 + стр.660 (10)   
          

           П3. Долгосрочные пассивы – долгосрочные  заемные кредиты банков и прочие долгосрочные пассивы.

 

                                П3 = стр.590 (11)    
          

           П4. Постоянные пассивы – статьи 3 раздела баланса «Капитал и  резервы» за минусом статей убытков (если они есть) и отдельные статьи 5 раздела баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления» и «Резервы предстоящих расходов и платежей». [8, с.64]                         

 

                                 П4 = стр.490+ стр.640 + стр.650 (12) 

Таблица 1. Группировка активов и пассивов в организации для анализа ликвидности баланса

 

Актив

На начало года, тыс. руб.

На конец года, тыс. руб.

Пассив

На начало года, тыс. руб.

На конец года, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

А1

2093

5213

П1

3192

5158

А2

3351

7244

П2

589

141

А3

6161

5629

П3

5913

19972

А4

8055

7487

П4

15879

20274

Баланс

19660

25573

Баланс

19660

25573


 

Данные аналитической группировки активов можно использовать для анализа ликвидности бухгалтерского баланса. При проведении анализа агрегированный баланс и аналитическая группировка активов позволяют установить причинно-следственные связи между отдельными показателями. Для данного баланса эти соотношения будут выглядеть так: на начало года А1<П1;А2>П2;А3>П3;А4<П4; на конец года А1<П1; А2<П2; А3>П3; А4<П4. Так как на начало года не выполняется первое условие абсолютно ликвидного баланса, а в конце года уже не выполняются второе условие, то, следовательно, данный баланс нельзя считать абсолютно ликвидным.

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

1.текущая ликвидность 

ТЛ = (А1+А2) – (П1+П2)=(2093+5213)-(3192+5158)=7306-8350=-1044

Это свидетельствует о том, что к рассматриваемому промежутку предприятие неплатежеспособно.

2.перспективная ликвидность ПЛ = А3 - П3 = 248

Это свидетельствует о том, что в будущем организация будет платежеспособна за счет будущих поступлений. Платежеспособность организации определяется исходя из системы показателей финансовых коэффициентов, которые рассчитываются по данным агрегированного баланса, составленного для анализа ликвидности. При проведении анализа расчетные значения показателей сравниваются с нормативными значениями, а затем анализируются в динамике [2, с. 41].

 

Таблица 2.  Анализ платежеспособности

Наименование показателя

Нормативное значение показателя

На начало года

На конец года

1

 

2

3

1.Общий показатель платежеспособности

≥1

1,07

0,94

2.Коэффициент абсолютной ликвидности

> 0,1-0,7

0,82

1,02

3. Коэффициент «критической оценки»

≈1

1,44

2,35

4. Коэффициент текущей ликвидности

≈1,5-2

3,07

3,41


 

1 Общий показатель платежеспособности 
(A1+0,5*A2+0,3*A3)/(П1+0,5*П2+0,3*П3)

Нач.г.=(2093+0,5*3351+0,3*6161)/(3192+0,5*589+0,3*5913)=

5616,8/5260,4= 1,07

Кон.г.=( 5213+0,5*7244+0,3*5629)/( 5158+0,5*141+0,3*19972)= =10523,7/11220,1=0,94 
2 Коэффициент абсолютной ликвидности 
А1/(П1+П2)

Нач.г.= 2093/(3192+589)=0,82

Кон.г.= 5213/(5158+141)=1,02 
3 Коэффициент "критической" оценки 
(А1+А2)/(П1+П2)

Нач.г.=( 2093+3351)/( 3192+589)=1,44

Кон.г.=( 5213+7244)/( 5158+141)=2,35 
4 Коэффициент текущей ликвидности 
(А1+А2+А3)/(П1+П2)

Нач.г.=( 2093+3351+6161)/( 3192+589)=3,07

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения