Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ………………….8
Понятие и основные черты затрат и себестоимости………………….8
Задачи, основные направления и информационная база анализа производства и реализации продукции………………………………….........21
Классификация затрат, формирующих себестоимость……………...30
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СТАНКОТЕРМ»…...……………………………………………………..38
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………...38
Анализ основных показателей экономического состояния открытого акционерного общества……………..…………………………..……...….40
Уровень и динамика себестоимости продукции ОАО………………55
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «СТАНКОТЕРМ»…………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....………………...………………...78

Файлы: 1 файл

ДиплСебестоимость.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

           Предприятие  имеет возможность влиять на  величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции  [4,с. 65].

           Основным  условием снижения затрат сырья  и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

           Сокращение  затрат на обслуживание производства  и управление также снижает  себестоимость продукции. Размер  этих затрат на единицу продукции  зависит не только от объема  выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

           Резервы  сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

           Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

           Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства [7,с. 45].

           Для  снижения затрат на производство  и реализацию продукции на  предприятии ОАО «Станкотерм»  рекомендуется провести следующие  организационно - технические мероприятия:

           1. Совершенствование  организации производства и труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников [8, с. 16]. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.

           2. Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно двумя путями:

           - Совершенствование  структуры аппарата управления. Для реализации этого проекта можно создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений, деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

           - Совершенствование  работы управленческого персонала. В данный момент все отделы, связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

           3. Маркетинг - неотъемлемая часть рыночной  экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как производство. На данном этапе существования предприятия ОАО «Станкотерм» один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Организация полноценной службы маркетинга на предприятии  позволит ему ещё больше укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

           - Реклама. Так как продукция предприятия  является довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит создать, или укрепить имидж продукции ОАО «Станкотерм» как высококачественного продукта.

           - Сбытовая  сеть. Расширение сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции.

           - Поиск  новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Любое серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.

           Экономический  анализ, который был проведен на примере ОАО  «Станкотерм», выявил повышение себестоимости производимой продукции. Для снижения себестоимости можно предложить ряд мер, направленных на изменение основных её элементов: материальные затраты, заработная плата, амортизационные отчисления. Рассмотрим каждый из них в отдельности:

           1. Уменьшение  материальных затрат на производство, как следствие повышения технического уровня производства. Сюда входит внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, также снижение цен на закупаемое сырье.

           2.  Совершенствование организации  производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства совершенствования управления производством и сокращения затрат на него улучшение использования основных фондов улучшение материально-технического снабжения, сокращения транспортных расходов, прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

           Серьезным  резервом снижения себестоимости  продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.

           Снижение  текущих затрат происходит в  результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования совершенствования системы планово-предупредительного ремонта централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов, на транспортировку готовой продукции. 
           Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции[22,с.56].  
           3. Относительное уменьшение амортизационных отчислений. Это изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Применительно ОАО  «Станкотерм»  можно предложить следующее:

           - модернизация  существующего устаревшего оборудования;

           - увеличение  объема производства;

           Также  на структуру себестоимости продукции  ОАО «Станкотерм» может влиять ряд других факторов, таких как комплексные расходы, расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции, потери от брака; прочие производственные расходы; внепроизводственные расходы. По ним можно предложить следующее:

           1. совершенствовать  управленческий аппарат, например, преобразовать административно - хозяйственный отдел и группу материально - технического обеспечения в единый административно - технический отдел, который занимался бы и обеспечением управления производства и технико-хозяйственным обеспечением.

           2. ужесточить контроль  производства продукции, для снижения процента брака.

           3.  продолжать  введение и освоение  новых цехов и производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       

           В ходе выполнения работы был  проведен анализ показателей  социально-экономического развития и анализ себестоимости продукции предприятия, на базе которого проведены исследования. Вскрыты внешние и внутренние факторы, повлиявшие на экономическое положение завода ОАО «Станкотерм». Для ОАО «Станкотерм»  – как основного производителя отопительного и водогрейного оборудования бытового и производственного назначения, а также станков , механизмов и товаров народного потребления важно использовать все имеющиеся резервы для повышения эффективности работы предприятия.

            В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

           1. Себестоимость  является одним из важных показателей  хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности. Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и пути ее снижения.

     2. Финансовое   состояние   предприятий   характеризует    состояние    и использование  их  средств,  что   отражается   в   финансовой   отчетности.

Основными  требованиями  к  составлению   финансовой   отчетности   являются следующие:  она  должна  давать  полное  представление  об  имущественном  и финансовом положении организации, об  его  изменениях,  а  также  финансовых результатах   ее   деятельности;   организацией   должна   быть   обеспечена нейтральность информации в финансовой отчетности.            Роль финансовой отчетности заключается в том, что она служит  основной информационной базой финансового анализа. В  составе  финансовой  отчетности бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой  для  анализа  и оценки финансового состояния предприятия.  Значение  бухгалтерского  баланса так велико, что  анализ  финансового  состояния  нередко  называют  анализом баланса.

           3. Финансовое состояние можно  оценивать с точки  зрения  краткосрочной  и долгосрочной  перспективы.  В  первом  случае  критерий  оценки  финансового состояния – ликвидность и платежеспособность.

            Анализ ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активам, сгруппированных  по  степени  их  ликвидности  и  расположенных  в  порядке убывания ликвидности,  с  обязательствами  по  пассиву,  сгруппированных  по срокам их погашения и расположенных в порядке возрастания сроков.

           Проводимый по изложенной схеме  анализ  ликвидности  баланса  является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при  помощи коэффициентов.

           С позиции долгосрочной перспективы  финансовое состояние  оценивают  на основе  анализа  финансовой   устойчивости.   Задачей   анализа   финансовой устойчивости является  оценка величины и структуры активов  и  пассивов.  При анализе  финансовой  устойчивости  используют  абсолютные  и   относительные показатели.

           4. Анализ  финансового  состояния  заканчивается  тем,  что   на   основе рассчитанных показателей  проводят комплексную оценку финансового  состояния, то  есть,  определяют  к  какому  классу,  относится  предприятие  по  своему финансовому положению.

           5. ОАО  «Станкотерм» является крупным  заводом на территории Ставропольского  края. Анализ структуры затрат производственного цеха показал, что большую часть в себестоимости  продукции занимают материальные затраты (74%). Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной себестоимости в 2010 году. Главным фактором повышения себестоимости продукции оказался себестоимость единицы продукции. Этот фактор повысил производственную себестоимость до 14373367,61 руб.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения