Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 11:14, курсовая работа
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ………………….8
Понятие и основные черты затрат и себестоимости………………….8
Задачи, основные направления и информационная база анализа производства и реализации продукции………………………………….........21
Классификация затрат, формирующих себестоимость……………...30
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СТАНКОТЕРМ»…...……………………………………………………..38
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………...38
Анализ основных показателей экономического состояния открытого акционерного общества……………..…………………………..……...….40
Уровень и динамика себестоимости продукции ОАО………………55
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «СТАНКОТЕРМ»…………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....………………...………………...78
кон.г.=1986/40106*100=4,95
Чистая рентабельность
стр. 190(ф.2)/стр.010(ф. 2)*100 %=Чистая прибыль / Выручка от продаж *
*100 %
нач.г.=4600/31952*100=14,40
кон.г.=2337/40106*100=5,83
Экономическая рентабельность
стр. 190 (ф. 2) / стр. 300 (ф. 1) * 100 %=Чистая прибыль / Средняя стоимость активов * 100 %
нач.г.=4600/19660*100=23,40
кон.г.=2337/25573*100=9,14
Рентабельность собственного капитала
стр. 190 (ф. 2) / стр.490 (ф. 1) * 100 %=Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала * 100 %
нач.г.=4600/15821*100=11,63
кон.г.=2337/20251*100=11,54
Рентабельность перманентного капитала
стр. 190 (ф.2) / (стр. 490 + стр. 590 (ф.1)) * 100 %=Чистая прибыль / (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) * 100 %
нач.г.=4600/(15821+16110)*100=
кон. г.=2337/(20251+19972)*100=
В странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговая палата, промышленные ассоциации или правительство публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы. В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся ниже среднего уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств.
Таблица 8. Анализ общих показателей оборачиваемости
Показатели |
Базисный период |
Отчетный период |
Отклонение (+;-) | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Ресурсоотдача |
1,63 |
1,57 |
-106 | ||
Коэффициент общей оборачиваемости капитала |
0,62 |
0,64 |
0,02 | ||
Фондоотдача |
3,97 |
5,37 |
1,4 | ||
Коэффициент отдачи собственного капитала |
2,02 |
1,98 |
-0,04 | ||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
2,75 |
2,22 |
-0,53 |
Ресурсоотдача
стр. 010 (ф. 2)/ стр. 300 (ф. 1)=Выручка от продажи /Средняя стоимость активов
нач.г.=31952/19660=1,63
кон.г.=40106/25573=1,57
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (обороты)
стр. 010 (ф. 2)/стр. 190 + стр. 290 (ф. 1)=Выручка от продажи / Среднегодовая стоимость активов
нач.г.=31952/8055+11605=0,62
кон.г.=40106/7487+18086=0,64
Фондоотдача (обороты)
cтр. 010 (ф. 2) / стр. 120 (ф. 1)=Выручка от продажи / Средняя стоимость основных средств
нач.г.=31952/8055=3,97
кон.г.=40106/7487=5,37
Коэффициент отдачи собственного капитала (обороты)
cтр. 010 (ф. 2) / стр. 490 (ф. 1)=Выручка от
продажи / Средняя стоимость
нач.г.=31952/15821=2,02
кон.г.=40106/20251=1,98
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (обороты)
стр. 010 (ф. 2) / стр. 290 (ф. 1)=Выручка от продажи / Среднегодовая стоимость оборотных активов
нач.г.=31952/11605=2,75
кон.г.=40106/18086=2,22
Это
наиболее общая характеристика,
используемая при анализе делов
2.3 Уровень и динамика
Производственные затраты
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.
Для
того чтобы проводить
Таблица 9. Удельный вес основных видов продукции в общем объёме выпуска продукции ОАО «Станкотерм»
Вид продукции |
Объём выпуска, шт. |
Удельный вес, в % | ||||
2009г. |
2010г. |
+,- |
2009г. |
2010г. |
+,- | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Электроводонагреватель ЭПЗ- |
3884 |
3764 |
-120,0 |
25,46 |
22,8 |
-2,6 |
2. Парогенератор ЭЭП-90И1 |
3038 |
2890 |
-148,5 |
19,92 |
17,5 |
-2,4 |
3. Топочная котельная |
1375 |
1531 |
155,8 |
9,01 |
9,3 |
0,29 |
4. Бойлер-1000л |
1367 |
1509 |
141,9 |
8,97 |
9,1 |
0,13 |
5. ОКС-8953 |
849 |
1031 |
182,4 |
5,57 |
6,2 |
0,63 |
6. Прочие виды |
4740 |
5785 |
1045 |
31,07 |
35,03 |
3,9 |
Итого общий выпуск за год |
15255 |
16512 |
1257 |
100,00 |
100,00 |
- |
Как следует из таблицы 9 наибольший удельный вес в 2009 году занимает электроводонагреватель ЭПЗ-100И2, выпуск которого составил 25,46% в общем объеме, а в 2010 году электроводонагреватель ЭПЗ-100И2 составил 22,8%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на электроводонагреватель ЭПЗ-100И2 немного сократился за счёт выпуска новых электроводонагревателей (типа ЭЭП-60И1, ЭЭП-200). Структура выпуска Парогенератор ЭЭП-90И1 сократилась на 2,42% (148 шт.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам продукции показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов продукции в общем выпуске продукции существенное.
Таблица 10. Выпуск основных видов продукции ОАО «Станкотерм» в 2009 - 2010 гг.
Вид продукции |
Объем выпуска, шт. |
Удельный вес, % | ||||
2009г. |
2010г. |
+,- |
2009г. |
2010г. |
+,- | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Электроводонагреватель ЭПЗ- |
3884 |
3764 |
-120,00 |
36,9 |
35,1 |
-1,8 |
2. Парогенератор ЭЭП-90И1 |
3038 |
2890 |
-148,50 |
28,9 |
26,9 |
-2 |
3. Топочная котельная |
1375 |
1531 |
155,80 |
13,1 |
14,3 |
1,2 |
4. Бойлер-1000л |
1367 |
1509 |
141,90 |
13,0 |
14,1 |
1,1 |
5. ОКС-8953 |
849 |
1031 |
182,40 |
8,1 |
9,6 |
1,5 |
Итого |
10515 |
10726 |
211 |
100,00 |
100,00 |
- |
Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей [30, с.87].
Полная
себестоимость продукции может
измениться из-за объема
С=ВПxДixСi,
где С - себестоимость
ВП - объем выпуска продукции
Дi - структура себестоимости
Ci - себестоимость единицы
В свою очередь, себестоимость единицы продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) - внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) - внешний фактор:
Сi = ВпxДixРемккxЦi ,
где Сi - себестоимость единицы продукции
ВП - Объем выпуска
Дi - структура себестоимости
Ремк - ресурсоемкость - внутрений фактор
Цi - цены на ресурсы - внешний фактор
Таблица 11. Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости продукции на 2010г. (См. Приложение 1)
Анализ выполнения плана в постатейном разрезе начинается с сопоставления фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции[26,с. 21].
Определение влияния факторов на изменение себестоимости продукции:
1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;
2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;
3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;
4. С1 = ВП1xДi1xСi1.
Информация о работе Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения