Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ………………….8
Понятие и основные черты затрат и себестоимости………………….8
Задачи, основные направления и информационная база анализа производства и реализации продукции………………………………….........21
Классификация затрат, формирующих себестоимость……………...30
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СТАНКОТЕРМ»…...……………………………………………………..38
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………...38
Анализ основных показателей экономического состояния открытого акционерного общества……………..…………………………..……...….40
Уровень и динамика себестоимости продукции ОАО………………55
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «СТАНКОТЕРМ»…………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....………………...………………...78

Файлы: 1 файл

ДиплСебестоимость.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

кон.г.=1986/40106*100=4,95

Чистая рентабельность

стр. 190(ф.2)/стр.010(ф. 2)*100 %=Чистая прибыль / Выручка от продаж *

*100 %

нач.г.=4600/31952*100=14,40

кон.г.=2337/40106*100=5,83

Экономическая рентабельность

стр. 190 (ф. 2) / стр. 300 (ф. 1) * 100 %=Чистая прибыль / Средняя стоимость активов * 100 %

нач.г.=4600/19660*100=23,40

кон.г.=2337/25573*100=9,14

Рентабельность собственного капитала

стр. 190 (ф. 2) / стр.490 (ф. 1) * 100 %=Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала * 100 %

нач.г.=4600/15821*100=11,63

кон.г.=2337/20251*100=11,54

Рентабельность перманентного капитала

стр. 190 (ф.2) / (стр. 490 + стр. 590 (ф.1)) * 100 %=Чистая прибыль / (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) * 100 %

нач.г.=4600/(15821+16110)*100=694,15

кон. г.=2337/(20251+19972)*100=1721,13

           В  странах с развитыми рыночными  отношениями обычно ежегодно торговая палата, промышленные ассоциации или правительство публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы. В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся ниже среднего уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств.

 

 

Таблица 8.  Анализ общих показателей оборачиваемости

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Отклонение (+;-)

1

2

3

4

Ресурсоотдача

1,63

1,57

-106

Коэффициент общей оборачиваемости  капитала

0,62

0,64

0,02

Фондоотдача

3,97

5,37

1,4

Коэффициент отдачи собственного капитала

2,02

1,98

-0,04

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

2,75

2,22

-0,53


 

Ресурсоотдача

стр. 010 (ф. 2)/ стр. 300 (ф. 1)=Выручка от продажи /Средняя стоимость активов

нач.г.=31952/19660=1,63

кон.г.=40106/25573=1,57

Коэффициент общей оборачиваемости капитала (обороты)

стр. 010 (ф. 2)/стр. 190 + стр. 290 (ф. 1)=Выручка от продажи / Среднегодовая стоимость активов

нач.г.=31952/8055+11605=0,62

кон.г.=40106/7487+18086=0,64

Фондоотдача (обороты)

cтр. 010 (ф. 2) / стр. 120 (ф. 1)=Выручка от продажи / Средняя стоимость основных средств

нач.г.=31952/8055=3,97

кон.г.=40106/7487=5,37

Коэффициент отдачи собственного капитала (обороты)

cтр. 010 (ф. 2) / стр. 490 (ф. 1)=Выручка от  продажи / Средняя стоимость собственного  капитала

нач.г.=31952/15821=2,02

кон.г.=40106/20251=1,98

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (обороты)

стр. 010 (ф. 2) / стр. 290 (ф. 1)=Выручка от продажи / Среднегодовая стоимость оборотных активов

нач.г.=31952/11605=2,75

кон.г.=40106/18086=2,22

           Это  наиболее общая характеристика, используемая при анализе деловой активности. Увеличение данного показателя при относительно стабильном значении показателя собственного капитала является положительной тенденцией, свидетельствующей, об активности предприятия на рынках сбыта, а уменьшение свидетельствует либо о проблемах с реализацией, либо об увеличении доли собственного капитала, который в данный период времени используется недостаточно эффективно. 

 

2.3 Уровень и динамика себестоимости  продукции ОАО

          

 Производственные затраты предприятий  и объединений в плане, бухгалтерском учете, отчетности и анализе группируются в 2-х направлениях: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

           Себестоимость  продукции — это выраженные  в денежной форме затраты на  ее производство и реализацию. Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

           Для  того чтобы проводить факторный  анализ по производственному цеху, необходимо выбрать определенные виды продукции. Для анализа я выбрала группу выпускаемых товаров. А точнее следующие виды: Электроводонагреватель ЭПЗ-100И2, Парогенератор ЭЭП-90И1, Топочная котельная, Бойлер-1000л и ОКС-8953. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых года. Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2009 году и 65,0% в 2010 году.

Таблица 9. Удельный вес основных видов продукции в общем объёме выпуска продукции ОАО «Станкотерм»

Вид продукции

Объём выпуска, шт.

Удельный вес, в % 

2009г.

2010г.

+,-

2009г.

2010г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1.Электроводонагреватель ЭПЗ-100И2

3884

3764

-120,0

25,46

22,8

-2,6

2. Парогенератор ЭЭП-90И1

3038

2890

-148,5

19,92

17,5

-2,4

3. Топочная котельная

1375

1531

155,8

9,01

9,3

0,29

4. Бойлер-1000л

1367

1509

141,9

8,97

9,1

0,13

5. ОКС-8953

849

1031

182,4

5,57

6,2

0,63

6. Прочие виды 

4740

5785

1045

31,07

35,03

3,9

Итого общий выпуск за год

15255

16512

1257

100,00

100,00

-


                Как следует из таблицы 9 наибольший  удельный вес в 2009 году занимает электроводонагреватель ЭПЗ-100И2, выпуск которого составил 25,46% в общем объеме,  а в 2010 году электроводонагреватель ЭПЗ-100И2 составил 22,8%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на электроводонагреватель ЭПЗ-100И2 немного сократился за счёт выпуска новых электроводонагревателей (типа ЭЭП-60И1, ЭЭП-200). Структура выпуска Парогенератор ЭЭП-90И1 сократилась на 2,42% (148 шт.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам продукции показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов продукции в общем выпуске продукции существенное.

 

Таблица 10. Выпуск основных видов продукции ОАО «Станкотерм»  в 2009 - 2010 гг.

Вид продукции

Объем выпуска, шт.

Удельный вес, %

2009г.

2010г.

+,-

2009г.

2010г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1.Электроводонагреватель ЭПЗ-100И2

3884

3764

-120,00

36,9

35,1

-1,8

2. Парогенератор ЭЭП-90И1

3038

2890

-148,50

28,9

26,9

-2

3. Топочная котельная

1375

1531

155,80

13,1

14,3

1,2

4. Бойлер-1000л

1367

1509

141,90

13,0

14,1

1,1

5. ОКС-8953

849

1031

182,40

8,1

9,6

1,5

Итого

10515

10726

211

100,00

100,00

-


 

           Чтобы  произвести факторный анализ  себестоимости, необходимо определить  число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет  на себестоимость по-своему, одни  из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

           Под  факторным анализом понимается  методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей [30, с.87].

           Полная  себестоимость продукции может  измениться из-за объема выпуска  продукции, ее структуры, себестоимости  единицы продукции:

 

                        С=ВПxДixСi,                                                                       (13)

 

где С - себестоимость

ВП - объем выпуска продукции

Дi - структура себестоимости

Ci - себестоимость единицы продукции

           В  свою очередь, себестоимость единицы продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) - внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) - внешний фактор:

 

                        Сi = ВпxДixРемккxЦi ,                                                        (14)

 

где Сi - себестоимость единицы продукции

ВП - Объем выпуска

Дi - структура себестоимости

Ремк - ресурсоемкость - внутрений фактор

Цi - цены на ресурсы - внешний фактор

 

Таблица 11. Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости  продукции на 2010г. (См. Приложение 1)

               Анализ выполнения плана в постатейном разрезе начинается с сопоставления фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции[26,с. 21].

           Определение  влияния факторов на изменение  себестоимости  продукции:

1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;

2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;

3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;

4. С1 = ВП1xДi1xСi1.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения