Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы внешних заимствований России, а так же их обслуживание.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
дать понятие внешнего долга, его видов и форм
рассмотреть историю внешней задолженности России
изучить структуру внешнего долга России
проанализировать динамику внешней задолженности России и выявить основные проблемы, актуальные для страны в кризисный период.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты внешних заимствований
1.1 Понятие государственного долга и его виды
1.2 Международные финансовые организации
2. Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга
2.1 Ретроспектива внешних заимствований России
2.2 Корпоративный внешний долг России
2.3 Политика внешних заимствований России в период финансового кризиса
2.4 Мировая задолженность и показатели внешнего долга России и других стран
3. Проблемы внешних заимствований России и пути их решения
3.1 Проблемы внешней задолженности России на современном этапе
3.2 Пути решения долговой проблемы России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursa-dkb.docx

— 107.47 Кб (Скачать файл)

Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного  займа), а также просроченную задолженность  по централизованным кредитам сельскому  хозяйству и северным регионам.

Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации  выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут  быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Внутренний государственный  долг рассматривается как «заем  нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного  богатства нации. Определенные отрицательные  последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

  • погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  • для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
  • действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего  долга, как правило, являются:

  • население;
  • корпорации;
  • банки;
  • другие финансовые и кредитные учреждения.

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие некоторого внешнего долга  у каждой страны – это весьма заурядное явление современной  экономической жизни, так как  активное участие правительства  страны в процессе производства и  распределения требует привлечения  заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.

Государственным внешним  долгом РФ являются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров  Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных  внешних заимствований РФ, который  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и выплате  российского долга. Учет и регистрация  заимствований и предоставляемых  кредитов находится в ведении  Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

Наличие внешнего долга у  страны является нормальной мировой  практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости  от кредиторов. Для относительной  характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные  параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению  и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации  Международного банка реконструкции  и развития низким уровнем внешней  задолженности считается отношение  меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими  показателями также являются:

  • отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
  • отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
  • отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы  страны. Рост внешнего долга снижает  международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Внешний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по кредитам правительств иностранных  государств (в том числе официальным  кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных  коммерческих банков и фирм (кредиторы  Лондонского клуба), по кредитам международных  финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

 
1.2 Международные финансовые  организации

 

В долгосрочном кредитовании велика роль международных финансовых институтов, поэтому более подробно рассмотрим деятельность основных из них. Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный банк (Международный  банк реконструкции и развития) были созданы в 1944 году в Бреттон Вудсе, США. Их целью провозглашалось упразднение нищеты в мире и развитие международной торговли. МВФ должен был предоставлять краткосрочные кредиты странам, у которых возникали временные проблемы с платежным балансом, Всемирный банк - кредиты под решение вопросов структурирования экономики. На самом деле основная роль МВФ и Всемирного Банка в мировой экономике несколько иная. МВФ и ВБ являются инструментом лидирующих стран для внедрения в мире единообразной экономической системы, выгодной мировому капиталу.

Оба эти института играют решающую роль в процессе экономической  глобализации, которая ведет за собой  растущее ограничение государственного влияния на обращение транснационального капитала. Решения во Всемирном Банке  и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где  голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, Соединенные Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом – 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным — и они всегда активно использовали право вето. В то же время, развивающиеся страны располагают незначительной властью внутри этих институтов, хотя последние посредством финансируемых ими программ и стратегий оказывают огромное воздействие на общество и экономику Третьего Мира. Кроме того, президент Всемирного Банка традиционно – американец, а президент МВФ – европеец.

Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство  Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю государствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность.

Фонд был создан для  обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания  стабильности валютных курсов; поддержки  экономического развития и уровня занятости  в странах мира; и обеспечения  дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства  в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его  цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам  — значительно развились для  обеспечения изменяющихся целей  государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

Важнейшим направлением деятельности МВФ являются его кредитные операции, осуществляемые только с официальными органами стран-членов (казначействами, центральными банками, стабилизационными  фондами), их можно разделить на два  вида:

  • кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ: для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до 3 — 5 лет, при этом погашение кредита производится обратным путем — посредством покупки национальной валюты на свободно конвертируемую; но если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается погашением задолженности;
  • кредиты, предоставляемые сверх резервной доли; в этом случае кредит может быть выдан только после предварительного изучения валютно-экономического положения страны и выполнения ею требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Задача фонда - оказывать  финансовую поддержку странам, являющимся его членами для преодоления  временных трудностей с платежным  балансом. Однако эти деньги могут  быть получены лишь после того, как  вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике  – одним словом, на воплощение программы  структурной перестройки.

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) был создан в 1944 г. для оказания помощи в восстановлении экономики западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано  Второй мировой войной. МБРР является специализированным учреждением ООН  и более известен как Мировой  или Всемирный банк.

Всемирный Банк (ВБ) включает в себя пять агентств, которые предоставляют  займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Кроме финансирования таких проектов, как строительство  дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной  перестройки. В распоряжении Банка  имеется портфель займов общей суммой в 200 миллиардов американских долларов.

МБРР предоставляет кредиты  на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положенин страны-заемщика и кредитуемых объектах. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран, предоставляя кредиты для регулирования структуры экономики и оздоровления платежного баланса. Россия, став членом МБРР в 1992 г., получила от него кредиты в размере 9,2 млрд долл. на осуществление проектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве.

В связи с недостаточностью и дороговизной ресурсов МБРР для  удовлетворения возросших потребностей развивающихся стран в кредитах в дополнение к МБРР на правах дочерних организаций были созданы Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP).

МФК была образована в 1956 г. по инициативе США для поощрения  помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. Сроки кредитов МФК составляют от 5 до 15 лет, взимаемый  процент находится на уровне ставок аналогичных кредитов на мировом рынке ссудных капиталов. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. МФК предоставила России ряд кредитов на развитие малых и средних предприятий, функционирующих в частном секторе, после ее вступления в МФК в 1993 г.

MAP была создана в 1960 г. для оказания помощи самым  бедным странам на льготных  условиях (на срок до 50 лет с  уплатой 0,75 % годовых). Кредиты MAP используются на развитие инфраструктуры, как экономической, так и социальной, при этом от заемщика требуется  предоставление правительственной  гарантии.

Одним из официальных кредиторов являются, как уже было сказано  выше, Парижский клуб и внеклубные кредиторы. Иностранные банки предоставляют кредиты в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является и Россия, объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов.

Парижский клуб – неофициальная  межправительственная организация  индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила  Франция. Клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и  первые переговоры с официальными кредиторами  в Париже, которые инициировало Правительство  Аргентины, с целью выработки  взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным  государством экспортным кредитам. В  следующие полтора десятилетия  с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и  Турция.

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба  приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около  ста стран заключили более  двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной  организации Парижского Клуба состоит  в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного  чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как  постоянно действующий орган, а  для решения конкретных проблем  погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые  из принципов периодически пересматриваются.

Постоянными членами Парижского клуба являются 19 государств: Австралия, Дания, Нидерланды, Франция, Австрия, Ирландия, Норвегия,          Швейцария, Бельгия, Испания, Российская Федерация, Швеция, Великобритания, Италия, США, Япония, Германия, Канада, Финляндия. Но Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, поэтому в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Информация о работе Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга