Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы внешних заимствований России, а так же их обслуживание.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
дать понятие внешнего долга, его видов и форм
рассмотреть историю внешней задолженности России
изучить структуру внешнего долга России
проанализировать динамику внешней задолженности России и выявить основные проблемы, актуальные для страны в кризисный период.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты внешних заимствований
1.1 Понятие государственного долга и его виды
1.2 Международные финансовые организации
2. Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга
2.1 Ретроспектива внешних заимствований России
2.2 Корпоративный внешний долг России
2.3 Политика внешних заимствований России в период финансового кризиса
2.4 Мировая задолженность и показатели внешнего долга России и других стран
3. Проблемы внешних заимствований России и пути их решения
3.1 Проблемы внешней задолженности России на современном этапе
3.2 Пути решения долговой проблемы России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursa-dkb.docx

— 107.47 Кб (Скачать файл)

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском  Клубе следует назвать Международный  Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Объединение было создано  в 1956 году, когда Аргентина согласилась  встретиться со своими кредиторами  в Париже.

В рамках Парижского Клуба  страны, испытывающие сложности с  погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Это неформальная а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса.

Главная задача, которую  решает Парижский клуб в настоящее  время - реструктуризация задолженности  развивающихся стран.

За 40 с лишним лет своего существования Парижский клуб стал одним из главных действующих  лиц в проведении международной  стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко  корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

  • проведение внутренних реформ;
  • проведение структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения долгов.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются  и вопросы погашения долгов и  России как кредитору, а также  самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно  облегчает работу в административно-организационном  плане, так как должник имеет  возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы придают  большое значение принципу равенства  или равномерного распределения  бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в  отношении условий погашения  долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими  кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый  перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех  городов, в которых вырабатывались: Торонтские условия, Хьюстонские условия, Тринидадские соглашения.

Лондонский Клуб кредиторов - это неофициальная организация  зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для  ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих  соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров  с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства  долги частным банкам. Первое заседание  Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались «проблемы  Заира», то есть трудности, возникшие  у этой страны с платежами по внешним  долгам.

Деятельность Лондонского  клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения  задолженности с достаточно широким  кругом развивающихся стран. Общие  обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами  Лондонского Клуба, оцениваются  цифрой порядка 30 млрд. долл.

Меморандум 1982 года о долге  Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров  о погашении задолженности. Вскоре после этого многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих  коммерческих обязательств. В результате, только за 2 года было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять  новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал  проведение анализа программы финансового  выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.

Реструктуризация долга  в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник  объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга  и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы  формируют Банковский консультативный  комитет. Стороны созывают совещание  по изучению положения. Затем они  согласовывают основные условия  и, наконец, документально оформляют  соглашения о пересмотре долга.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить  бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они  не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе  интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. При этом руководящие принципы Парижского Клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между двумя Клубами имеются и существенные элементы различия.

Основное из них состоит  в том, что Лондонский Клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский  Клуб пересматривает долги официальным  кредиторам. Лондонский клуб не имеет  постоянного Председателя или секретариата, его процедуры и организация  носят более свободный характер, чем в Парижском Клубе. Поэтому  Правила, регулирующие проведение заседаний  Лондонского Клуба, значительно  различаются в зависимости от страны. При этом, при отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе, коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет под названием банковский консультативный комитет для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого  коммерческие банки предоставляют  стране новый заем в качестве части  пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе  обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние  годы банки проявляют все большее  нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния внешних  заимствований России и её позиции в мировой системе долга

 

2.1 Ретроспектива внешних  заимствований России

 

- Почему брать в долг  легче, чем отдавать?

- Потому что берешь  чужие деньги и на время,  а отдаешь свои и навсегда.

Сегодня это трудно представить, но всего 17 лет назад о существовании  внешнего долга, тогда ещё СССР, знали  лишь немногие специалисты. Советский  союз был нетто-экспортером капитала и его внешний долг составлял  всего лишь 28,3 млрд. долл.. Основная часть внешнего долга РФ возникла, когда команда Горбачева повела курс на «социалистическое ускорение экономического развития страны» за счет западных кредитов. Советский Союз был известен в мире как аккуратнейший плательщик по своим долгам, и нам весьма охотно ссужали миллиарды долларов «на перестройку». Не мало тех долларов закопали в землю государственных долгостроев, часть ушла на закупку техники, оборудования, в том числе и очень нужного. «Социального ускорения», однако, в общем и целом не получилось, долги остались.

В 1991 году, еще в период существования СССР, были заключены  два соглашения, в соответствии с  которыми тогда еще союзные республики брали на себя солидарную ответственность  по долгам Советского Союза. Понятие  солидарной ответственности означало, что каждая республика в отдельности  и все вместе отдают по долгам Советского Союза. Таким образом, каждая республика должна была выплачивать свою часть  долга, но если кто-то отказывался платить, то тот долг погашали бы все остальные  республики. Однако после распада  СССР возникла следующая ситуация: по сути, реально выплачивать свою часть долга была способна только Россия. Но делить активы бывшего СССР изъявляли готовность все. Однако раздел активов был бы длительным и весьма дорогостоящим мероприятием. Вот  почему вышли на схему « нулевого варианта», в соответствии с которой  Россия стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза, но одновременно брала на себе обязательства по погашению всего долга СССР. Таким образом, объявив себя правопреемницей СССР, Россия приобрела, кроме всего прочего, и его внешние долги. При этом унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992 - 1995 гг. А потом и сама стала занимать долги у Запада.

В январе 1992 г. правительство  РФ заключило первое соглашение о  реструктуризации долга с Парижским  клубом кредиторов, за ним последовали  три реструктуризации в 1993-1995 гг., которые  охватывали процентные выплаты в  период с декабря 1991 г. по конец 1995 г. В апреле 1996 г. было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о  реструктуризации приблизительно $40 млрд. задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы будет выплачено в период до 2020 г., остальные 55% (которые включают все краткосрочные долги Парижскому клубу) - до 2016 г. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличиваясь, будут производиться с 2002 г. Размер задолженности РФ Парижскому клубу кредиторов составил на к 204 году $42,7 млрд. Примерно в этот же период проводились переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба.

Россия являлась одной  из главных стран - должников Лондонскому  клубу (после Бразилии, Мексики и  Аргентины). Это - задолженность по межбанковским  кредитам, предоставленным Внешэкономбанку  СССР частными коммерческими банками  ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран  в советское время, т.е. до 1 января 1992 г., а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода.

В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих  выплату долга за 25 лет. В ноябре 1998 г. Правительство РФ обратилось к кредиторам-членам Лондонского (а также Парижского) клуба с предложением о проведении переговоров о дополнительной реструктуризации ранее оформленных финансовых обязательств. Всего начиная с ноября 1998 г. состоялось семь раундов таких переговоров. В феврале 2000 года после длительных переговоров правительству РФ удалось достичь договоренности, согласно которой из 32 млрд. долл. российского долга этой организации списывалось 33%, а оставшаяся часть переоформлялась в российские еврооблигации со сроками погашения 10 и 30 лет соответственно и учитывалась в составе нового российского долга. На конец отчетного периода эти обязательства оценивались в 20,5 млрд. долл., что составляло 13% всего внешнего долга России и 42% нового российского официального долга.

Помимо этого для России как самостоятельного заемщика ванными  источниками внешних ресурсов являлись кредиты международных финансовых организаций, прежде всего МВФ и  МБРР, кредиты иностранных государств, валютные ценные бумаги кроме выпущенных для реконструкции задолженности  перед Лондонским клубом кредиторов, а так же прочая задолженность.(Таблица 1)

В общем за последние годы в результате проводимой в России бюджетной политики произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2003-2004 г., а также грамотной политике правительства в монетарной и  фискальной сферах, добившегося также  существенного улучшения отношений  с Западом, долговое бремя России значительно сократилось.

 

Таблица 1

Структура нового государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2001 года

 

1.01.2000

1.01.2001

Новый российский долг

34,4

49,7

кредиты международных финансовых организаций

6,9

7

МБРР

6,7

6,8

прочие

0,2

0,2

прочие кредиты (включая  кредиты стран-членов Парижского клуба  кредиторов)

9,8

8,4

ценные бумаги в иностранной  валюте

12,2

30,8

еврооблигации, размещенные  по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО

11,1

9,4

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности  перед Лондонским клубом кредиторов

20,5

ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.

0,7

0,9

ОГНЗ

0,4

0

ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ)

3,6

1,6

прочая задолженность

1,8

1,8

Информация о работе Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга