Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы внешних заимствований России, а так же их обслуживание.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
дать понятие внешнего долга, его видов и форм
рассмотреть историю внешней задолженности России
изучить структуру внешнего долга России
проанализировать динамику внешней задолженности России и выявить основные проблемы, актуальные для страны в кризисный период.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты внешних заимствований
1.1 Понятие государственного долга и его виды
1.2 Международные финансовые организации
2. Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга
2.1 Ретроспектива внешних заимствований России
2.2 Корпоративный внешний долг России
2.3 Политика внешних заимствований России в период финансового кризиса
2.4 Мировая задолженность и показатели внешнего долга России и других стран
3. Проблемы внешних заимствований России и пути их решения
3.1 Проблемы внешней задолженности России на современном этапе
3.2 Пути решения долговой проблемы России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursa-dkb.docx

— 107.47 Кб (Скачать файл)

 

Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время  как обслуживание внешнего долга  осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали  всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь  обременительными, федеральный бюджет сводится с проффцитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.

Что касается государственного внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации, то в 2002-2006 годах  он снизился с 42,2 процента от ВВП до 9,0 процента от ВВП. В абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 1998-2006 годах более чем в 3 раза и его доля в ВВП более чем  в 6 раз. На конец 2006 года он составил 50,5 миллиарда долларов. В то же время внутренний государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. В результате внутренний госдолг в 2002-2006 годах увеличился с 545 миллиардов рублей до 1091,6 миллиарда рублей.

С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований  происходит постепенное (до $10 млрд.в год) сокращение внешнего долга России. Он сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира). В этом же году досрочно и с дисконтом был погашен долг, приходящийся на 2003 год, перед кредиторами, не входящими в Парижский клуб, и проведены сповы с платежами, приходившимися на 2003 год. В результате была решена проблема на 2,2 млрд. долл. В 2003 году также наблюдалась тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002- 48 %). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 156 млрд. долларов(Таблица 2). В 2003 году Россия занимала десятое место в мире (шестое место среди развивающихся стран) по размерам внешней задолженности после США, Бразилии, Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и Аргентины.

 

Таблица 2

Государственный внешний  долг стран 2003 год

Страна

Государственный внешний  долг

млрд.долл.

% от ВВП

% от экспорта

Индонезия

145,0

91,4

293,1

Бразилия

385,6

75,2

803,0

Россия

156,0

52

160,7

Таиланд

75,6

611

106,8

Аргентина

121,7

43,0

522,0

Венесуэла

38,1

37,5

182,3

Мексика

107,2

22,4

78,5


 

Государственный внешний  долг России на 1 января 2004 года составил $186 млрд., что на 43 млрд. долл. превысило  планируемый. Из них задолженность  по кредитам иностранных правительств составит $54,4 млрд., задолженность перед  Парижским клубом кредиторов - $43,6 млрд. (Приложение 1). Из стран Парижского клуба наибольшая задолженность у России перед Германией - $18,6 млрд. Долг перед Италией на 1 января 2004 года составлял $5,5 млрд., США - $3,8 млрд., Японией - $3,7 млрд., Францией - $3 млрд., Канадой - $1,7 млрд., Австрией - $2,6 млрд., Великобританией - $1,4 млрд.

Таким образом, Россия подошла  к 2005 году с достаточно неплохими  показателями. На мировом рынке сложилась  благоприятная конъюнктура, для  нашей страны это выражается в  высоких ценах на сырьевых рынках. Последние годы Россия является чистым нетто-экспортёром, по разным оценкам  в страну поступило 22 - 25 $ млрд. платёжной  выручки. В 2004 году в России заработал  стабилизационный фонд, деятельность которого снизила риски российских евробондов, а следовательно и выплаты по ним.

При этом согласно графику  выплат по внешнему долгу за 2001 год, на 2003 и 2005 года пришлись пики платежей по внешнему долгу (Таблица 3).

 

Таблица 3

График выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг. млрд. долл.

Структура долга

Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Российский долг:

7,5

7,7

8,1

5,1

7,4

3,0

4,8

4,2

1,4

1,3

вврооблигации

2,6

1,5

3,1

2,5

4,9

0,9

3,2

3,2

0,7

1,7

привилигированные кредиторы

2,8

4,4

3,8

2,0

2,1

1,9

1,4

0,9

0,6

0,5

правительства иностранных  государств

2,1

1,8

1,2

0,6

0,4

0,2

0,2

0,1

0,1

0

Советский долг:

4,1

5,0

5,2

5,2

5,2

5,8

6,8

7,4

8,9

8,8

Лондонский клуб

0,9

1,1

1,1

1,1

1,1

1,7

2,0

2,2

2,7

2,4

Парижский клуб*

1,1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2,1

2,5

3,3

3,4

платежи государствам, не входящим в Парижский клуб

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

др.платежи

1,8

2,0

2,2

2,1

2,2

2,3

2,2

2,3

2,4

2,6

ОВГВЗ

0,3

0,3

3,8

0,2

0,2

2,5

0,7

2,9

0,1

0,1

Всего (без других платежей)

10,1

10,9

14,9

8,4

10,7

9,1

10,1

12,3

7,9

7,6

Всего

11,9

12,9

17,1

10,5

12,9

11,4

12,3

14,6

10,3

10,2

Платежи до реструктуризации

15,7

16,2

21,8

17,9

21,2

19,8

20,2

24,0

17,7

19,8

*После реструктуризации  долга РФ Парижскому клубу

Источники: Минфин РФ, оценки Альфа-банка


 

Совокупный внешний долг страны (включает внешний долг государственного сектора в расширенном определении  и внешний дог частного сектора), по данным Банка России, за 2005 год  увеличился на 43,9 млрд. долларов США, или  на 20,4 %, и составил на 1 января 2006 года 258,4 млрд. долларов США, или 33 % к ВВП за 2005 год. По состоянию на 1 апреля 2006 года совокупный внешний долг страны увеличился на 16,3 млрд. долларов США по сравнению с 1 января 2006 года и составил 274,7 млрд. долларов США (27,6 % ВВП, прогнозируемого на 2006 год).

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении  составил на 1 апреля 2006 года 154,4 млрд. долларов США (на 1 января 2006 года – 148,7 млрд. долларов США), внешний долг частного сектора  составил 120,4 млрд. долларов США (на 1 января 2006 года – 109,8 млрд. долларов США), что  в 1,6 раза превышает размер государственного внешнего долга, определенный на ту же дату Минфином России (75,2 млрд. долларов США).

Удельный вес внешнего долга частного сектора в общем  объеме государственного внешнего долга  на 1 апреля 2006 года достиг показателя 43,8 % (на 1 января 2006 года – 42,5 %). Данная тенденция свидетельствует о высоких темпах наращивания внешнего долга частного сектора и государственного сектора в расширенном определении, что обусловлено наличием более благоприятных условий заимствования на внешнем рынке, чем на внутреннем. Сохранение тенденции делает более уязвимой экономическую ситуацию в стране при ухудшении внешних факторов.

Отношение объема совокупного  внешнего долга Российской Федерации  к объему ВВП по состоянию на 1 апреля 2006 года составляет 27,6 %, отношение  совокупного внешнего долга Российской Федерации к объему экспорта товаров  и услуг составляет около 80 %..

Также по поручению Минфина  РФ Россия полностью погасила долг перед Парижским клубом в размере $23,7 миллиарда. В результате российские обязательства перед всеми 17 государствами-членами  клуба в сумме $21,6 миллиарда погашены в полном объеме, и Россия более  не является страной-дебитором клуба.

В целом внешний и внутренний госдолг в 2006 году был существенно  ниже пороговых значений, установленных  Маастрихтскими соглашениями по внешнему госдолгу (30 процентов к ВВП) и внутреннему госдолгу (30 процентов к ВВП) и к 2009 году должен был продолжать снижаться.

Внешний государственный  долг России на 1 января 2007 года составил 313,2 млрд. долл. Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу России, накопленная с 1992 г. составила 0,6 млрд. долл, странам, не вошедшим в клуб - 3,3 млрд. долл. Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,9 млрд. долл, "коммерческий" долг - 0,8 млрд. долл, задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком "Нордик" на 1 января 2007 г. составила 5,5 млрд. долл. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации - 24 млрд. долл. Задолженность по облигациям внутреннего валютного займа - 4,9 млрд. долл. (Таблица 4).

 
 

Таблица 4

Структура и динамика внешнего долга России (млрд. долл.)

 

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.10.2009

Внешний долг Российской Федерации

313,2

471

479,9

478,2

Краткосрочные обязательства

56,7

106,8

72,5

48,1

Долгосрочные обязательства

256,5

364,2

407,4

430,1

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении*

137,1

190,8

161,3

169,8

Краткосрочные обязательства

15,7

22,2

15,7

11,5

Долгосрочные обязательства

121,4

168,6

145,6

158,3

Органы государственного управления

44,7

37,4

29,5

31,2

Краткосрочные обязательства

2,4

1,7

1,7

1,6

Долгосрочные обязательства

42,3

35,7

27,8

29,6

Органы денежно-кредитного регулирования

3,9

9

2,8

12,2

Краткосрочные обязательства

3,9

9

2,8

3,2

Банки

41,4

65,5

61,7

55,2

Краткосрочные обязательства

9,4

11,4

9,4

6,3

Долгосрочные обязательства

32

54,2

52,2

48,9

Прочие секторы

47,1

78,9

67,4

71,2

Краткосрочные обязательства

0

0,1

1,8

0,4

Долгосрочные обязательства

47,1

78,8

65,5

70,8

Внешний долг частного сектора*

176,1

280,2

318,6

308,4

Краткосрочные обязательства

41

84,7

56,8

36,6

Долгосрочные обязательства

135,1

195,6

261,8

271,8

Банки

59,8

98,1

104,6

80,6

Краткосрочные обязательства

30,1

42,3

33,4

18

Долгосрочные обязательства

29,7

55,9

71,2

62,7

Прочие секторы

116,3

182,1

214

227,7

Краткосрочные обязательства

10,9

42,4

23,4

18,6

Долгосрочные обязательства

105,4

139,7

190,6

209,1

Доля частного долга во внешнем долге в %

56

59

66

64


 

Россия в 2007-2010 годах должна выплатить по внешнему долгу $32,9 миллиарда. Из этой суммы на погашение государственного долга в 2007-2010 годах будет направлено $21,2 миллиарда, а на процентные платежи  по госдолгу - $11,7 миллиарда (Приложение 3).

 

2.2 Корпоративный внешний  долг России

 

Одной из основных тенденций  внешней задолженности в XXI веке можно назвать трансформацию  внешнего государственного долга в  корпоративный долг перед нерезидентами.

Рост внешнего корпоративного долга - один из наиболее динамичных показателей  развития экономики России. В 1997-1998 гг. совокупный внешний государственный долг составлял более 170 млрд. долл. Из них на собственно государственный долг приходилось 91-94%, а на долю госкорпораций - 6-9%. При этом объём частного сектора не превышал 30 млрд. долл. В 2002-2005 гг. совокупный государственный долг составлял 120-140 млрд. долл. Причем в совокупном внешнем государственном долге доля менее надежного корпоративного долга продолжает стремительно расти. Только в 2007 г. она увеличилась почти на 25% и достигла 80,3%. Корпоративный долг в этом году превысил уровень 1998-2000 гг. в 13 раз (413,3 млрд. долл.).

Доля банков в общей  величине внешнего корпоративного долга  повысилась, а доля нефинансовых предприятий  сократилась. Внешние долги государственных  предприятий и банков в 2007 г. росли  гораздо быстрее внешних долгов частного сектора. Наиболее динамично  увеличивались долги нефинансовых предприятий государственного сектора.

В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его  уровень по отношению к ВВП  постоянно растет. В 2003-2007 гг. величина внешнего корпоративного долга по отношению  к ВВП почти удвоилась и  составила 32,5%. К началу 2007 года общий  внешний корпоративный долг России составлял 260 миллиардов долларов. А  к 1 апреля 2008 - уже 436 миллиардов, то есть всего за 15 месяцев он увеличился почти на 70%, несмотря на огромный приток в страну нефтедолларов. Это почти  в 10 раз больше текущего внешнего долга  государства Российского и, кроме  того, в 2,5 раза больше общего внешнего долга России 10 лет назад - в канун  дефолта в августе 1998 года.

Аналитики видят причины  этого во-первых в том, большое количество нефтедолларов до экономики доходит только через бюджет. В принципе, большое их количество через бюджет не доходит, а оседает в Стабилизационном фонде или Фонде национального благосостояния. Во-вторых, российские компании покупают большой объём иностранных компаний и бизнеса. Именно на это отчасти используются средства, занятые за рубежом.

Информация о работе Анализ состояния внешних заимствований России и её позиции в мировой системе долга