Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Учреждения культуры вынуждены сами зарабатывать средства на существование, изучать рынок, налаживать новые формы хозяйствования, развивать те услуги, которые в настоящее время необходимы обществу.
Целью исследования является изучение спроса и предложения на услуги в сфере культуры, анализ и перспективы дальнейшего развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК УСЛУГ, ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ 5
1.1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СФЕРУ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 13
2. СОВРЕМЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ 19
2.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 19
2.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ КАК РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное
Орловский государственный институт искусств и культуры
Факультет социально-досуговой
Курсовая работа
на тему:
«Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры»
Выполнила :
Студентка 4 курса
заочного отделения
Научный руководитель :
Орел 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Переход России к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением сферы культуры. Это проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государственных органов и навязывания партийных установок, в свободе творчества для мастеров культуры. А для общества – в свободе удовлетворения культурных потребностей. Но государство, перестав быть донором, спонсором и заказчиком этой сферы, не создало эффективной системы частного и внебюджетного финансирования, что поставило учреждения культуры в сложное положение.
Учреждения культуры вынуждены перестроить свою деятельность, предлагая потребителю те формы услуг, которые пользуются большим спросом. Но, к сожалению, большинству учреждений предложить населению, да тем более за плату, было нечего. Успешно действуют лишь те учреждения, которые имеют квалифицированные, профессиональные кадры, интересные программы, хорошее материальное обеспечение. Резкое сокращение бюджетного финансирования привело к тому, что множество учреждений культуры не функционирует или находится на грани закрытия. Выделенных средств из государственного бюджета хватает лишь на оплату крайне низких окладов. Не создаются специальные фонды. Не хватает средств на развитие материальной базы, приобретения музыкальных инструментов. Учреждения культуры вынуждены сами зарабатывать средства на существование, изучать рынок, налаживать новые формы хозяйствования, развивать те услуги, которые в настоящее время необходимы обществу.
Целью исследования является изучение спроса и предложения на услуги в сфере культуры, анализ и перспективы дальнейшего развития.
Задачи курсовой работы:
Объектом курсовой работы являются учреждения культуры и искусства, как производители услуг.
Предметом курсовой работы является услуга учреждений культуры, ее экономические качества и жизнеспособность в рыночных условиях.
Композиционные особенности работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.
Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
• Нерегулярный
• Нерациональный
• Отрицательный
• Скрытый
• Падающий спрос.
Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса. Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.
Таким образом, спрос есть общественная или личная потребность в товарах, готовность и способность покупателей приобрести товар по рыночной цене. Отражает обеспеченную деньгами часть потребностей в конкретных количествах товаров определенного потребительского назначения. Спрос без цены нельзя объяснить, так как именно цена определяет спрос.
Важнейшее свойство спроса заключается в том, что при неизменности любых параметров снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях рост цен понижает величину спроса. Эта обратная связь в экономической литературе получила статус закона спроса. В соответствие с законом спроса снижение цен ведет к росту реализуемой продукции. Но степень реакции потребителей на колебание цен изменяется в больших пределах. Экономисты измеряют степень реакции потребителей с помощью концепции ценовой эластичности. Термин "эластичность" здесь используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой. При таком подходе возможны различные альтернативные варианты.
Эластичный спрос
Предложение - это обобщающий
термин, используемый для описания
поведения фактических и
Можно привести другое определение: предложение - это сумма товаров или услуг которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам.
Цена - денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.
Конкуренция - соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.
Объем спроса - это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.
Обратная зависимость объясняется следующими основными причинами:
• снижение цен увеличивает число покупателей;
• снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
• насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.
Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.
Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.
Следует различать понятия "изменение величины (объема) спроса" и "изменение спроса". Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) спроса - это количество единиц определенного товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести за некоторый период.
Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются в движении по кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются. Соответственно, изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.
Изменение спроса обусловливается многими факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. В их числе можно выделить:
• Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево.
• Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае - влево.
• Цены на сопряженные товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары-субституты, и взаимодополняемые, т.е. комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимозаменяемые товары возрастут. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой товар существует обратная связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся.
• Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Зависимость величины (объема)
спроса от определяющих его факторов
называют функцией спроса. Для характеристики
и количественного анализа
В самом общем виде эластичность отражает процентное изменение значения функции в результате определенного процентного изменения переменной, т.е. является характеристикой чувствительности.
Для характеристики спроса на товар используют несколько показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.
• Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Поэтому в данном случае во внимание принимается абсолютное значение коэффициента. Возможны три варианта:
• Если коэффициент ценовой эластичности больше 1 (процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса), то спрос является эластичным. Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.
• Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1 (процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса), то спрос является неэластичным. Крайняя форма неэластичного спроса - совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).
• Если коэффициент ценовой эластичности равен 1 (процентное изменение цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса), то спрос имеет единичную эластичность.
Информация о работе Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры