Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Учреждения культуры вынуждены сами зарабатывать средства на существование, изучать рынок, налаживать новые формы хозяйствования, развивать те услуги, которые в настоящее время необходимы обществу.
Целью исследования является изучение спроса и предложения на услуги в сфере культуры, анализ и перспективы дальнейшего развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК УСЛУГ, ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ 5
1.1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СФЕРУ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 13
2. СОВРЕМЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ 19
2.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 19
2.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ КАК РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Файлы: 1 файл

КР-Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, социальный заказ предполагает четкое определение  объекта, на поддержку которого он направлен. В роли такого объекта может выступать  население в целом или социально-уязвимые группы населения, например малообеспеченные категории граждан. Для каждого объекта задача  обеспечения культурного обслуживания решается по-разному.

Если в качестве объекта  выступает население региона  в целом, то социальный заказ должен быть направлен на обеспечение минимального уровня культурного обслуживания для каждого гражданина на основе определения среднедушевых нормативов посещения различных культурных мероприятий (своеобразная минимальная «потребительская корзина» культурных услуг).

Если речь идет только о поддержке малообеспеченных категорий населения, то эта задача может быть решена с помощью государственных (муниципальных) именных финансовых обязательств (ваучеров), как это принято во многих странах и предлагается в «Принципах реструктуризации бюджетного сектора…». В этом случае государство выдает нуждающимся гражданам ваучеры на предоставление определенного набора культурных услуг и устанавливает перечень организаций культуры, которые обслуживают население по этим ваучерам. Культурное обслуживание этих категорий граждан может осуществляться как бюджетными учреждениями, так и небюджетными организациями культуры. При этом последние могут привлекаться к обслуживанию населения только на конкурсной основе через систему государственного (муниципального) заказа.

В-пятых, так как социальный заказ предполагает заключение органами власти контрактов с организациями культуры в пользу «третьего лица», то есть населения региона, требуется разграничить полномочия по управлению сферой культуры между Федерацией, субъектом Федерации и органами местного самоуправления не в отношении содержания учреждений культуры, а в отношении обязательств перед населением за обеспечение определенного уровня культурного обслуживания. Сегодня каждый уровень власти отвечает за обеспечение населения услугами подведомственных организаций и никто – за социокультурную ситуацию в регионе.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изученный материал по теме курсовой работы «Анализ спроса и  предложения на услуги учреждений культуры»  позволяет сделать следующие  выводы:

1.  С ростом доходов населения происходит быстрое увеличение расходов потребителей на услуги культуры и искусства. Культурные потребности не входят в чисто жизненно важных, базовых, многие виды культурных потребностей можно отнести к потребностям в роскоши. Для значительной части российских граждан, третья часть которых находится за чертой бедности, предметами роскоши пока являются и услуги театров, концертных залов, кинотеатров.

2. Спрос на услуги культуры в условиях низкой платежеспособности населения уровня цен на эти услуги. В условиях низкого уровня среднедушевых доходов спрос российских граждан на культурные услуги в целом значительно зависит и от уровня цен на эти услуги и от уровня доходов самих потребителей, особенно если вкусы их (культурные потребности) могут быть удовлетворены субститутами (заменителями). При этом наиболее эластичен спрос на услуги концертных и выставочных залов, театров, наименее эластичен - на литературу «легких жанров», газеты, журналы.

3. Зависимость  объема культурных услуг от роста культуры потребителя.  В значительной степени спрос на культурные блага зависит и от уровня культуры потребителя. Чем более развит художественный вкус, чем дифференцированнее культурная потребность, тем динамичнее спрос потребителя. Чтобы понимать и ценить произведения культуры, сложное искусство, нужна длительная практика его потребления. Накопленный культурный капитал потребителя становится мотивом его спроса на культурные блага.

4. Ограниченная возможность роста цен на услуги культуры и искусства.  Высокая чувствительность потребителей культурной продукции к конъюнктуре рынка указывает на одну из важнейших особенностей рынка - ограниченную возможность роста цен: даже незначительное их повышение может привести к переключению потребителей на другие виды культурной продукции или вообще к уходу с рынка культуры. Высокая эластичность спроса на культурную продукцию требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен и скидок в зависимости от изменения спроса.

5. Необходимость привлечения дополнительных средств для развития рынка культурных услуг. В связи с этим в отраслях и организациях культуры, производящих социально значимые блага, имеющие положительный внешний эффект, существует практика субсидирования и дотирования.

6. Государственный/муниципальный заказ является одним из механизмов размещения бюджетных средств (в дополнение к сметному финансированию бюджетных учреждений) в рамках реализации целевых (ведомственных) программ, в условиях отсутствия или недостаточности бюджетной социальной сети, а также результатом анализа и спроса на услуги учреждений культуры..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Абанкина, Т.В. Оптимизация сети: Технология управления и модели финансирования организаций культуры в свете реформ /Т.В.Абанкина // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2006.- №2.- С.8-16.
    2. Асаинова, М.В. Финансирование социокультурных проектов: проблемы и перспективы/М.В.Асаинова // Культура: управление, экономика, право.- 2005.- №2.- С.30-31.
    3. Васютин,Ю.С.  Приоритетные национальные проекты: проблемы взаимодействия государства и общества /Ю.С.Васютин //http://cdo.orags.org/projects/goid/01vasyutin.doc
    4. Верченко, И. Новый социальный заказ / И.Я. Верченко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – N 6. - С.15-21.
    5. Гольцов,Г.Г. Экономика предприятия (учреждения): Учебное пособие/Г.Г.Гольцов.- Орел: ОГИИК, 2004.- 148с.
    6. Гольцов, Г.Г. Экономика социально-культурной сферы: Учебное пособие/Г.Г.Гольцов. – Орел: ОГИИК, 2001.- 172с.
    7. Игнатьева,  Е.Л. Перспективы развития сферы культуры в контексте реформ / Е. Игнатьева //СРУК. – 2005. - № 1. – с.11-15.
    8. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства /Ф.Колбер, Пер. с англ.Л.Молчанова.- СПб.: Издатель Васин А.И., 2004.- 256с.
    9. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с анлг. /Общ.ред. и вступ.ст.Е.М.Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990.- 736с.
    10. Колосова Т.В. К вопросу о госзаказе в сфере культуры/Т.В. Колосова, А.И. Колосов// Образование и общество.- 2005.- № 5.- С.81-86.
    11. Луховская, О. Совершенствование системы муниципального управления сферой культуры / О.К. Луховская // Культура: управление, экономика, право. - 2003. - N 2. - С.  2-9.
    12. Морозова, Е.А. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: учеб.пособие / Е.А.Морозова, Э.Д.Тихонова.- Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.- 318с.
    13. Муравьева, Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры / Н.Я. Муравьева // Культура: управление, экономика, право, 2004.- №2.- С. 42-44.
    14. Поляков, В.В. Основы организации и управления социально-культурной сферой /В.В. Поляков, Е.Ю. Рейнбах - Орел: ОГИИК, 2004. - 184 с.
    15. Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 гг. и на период до 2006 г. //http://www.government.ru/data/sturctdoc
    16. Ширко,К.Н. Региональная культурная политика: механизмы принятия и реализация управленческих решений /К.Н.Ширко, Д.В.Загоскин // Справочник руководителя учреждений культуры.- 2009.- №2.- С.6-14.
    17. Экономика культуры: Учебник.- М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2005.- 608с.
    18. Сайт Администрации города Орла : http://www.orel-adm.ru/docprint.php?id=23

 

 

 

 

 




Информация о работе Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры