Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Учреждения культуры вынуждены сами зарабатывать средства на существование, изучать рынок, налаживать новые формы хозяйствования, развивать те услуги, которые в настоящее время необходимы обществу.
Целью исследования является изучение спроса и предложения на услуги в сфере культуры, анализ и перспективы дальнейшего развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК УСЛУГ, ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ 5
1.1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СФЕРУ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 13
2. СОВРЕМЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ 19
2.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 19
2.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ КАК РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Спрос монопсониста - единственного покупателя - имеет значительное влияние на установление цены. А в рассматриваемой ситуации, когда монопсонист - государственный орган управления, спрос базируется на отношениях административного подчинения.
Численность продавцов и степень их влияния на установление рыночной цены
Для рынков услуг (а именно услуги являются основной формой продукции культуры) характерна пространственная локализация. Основные свойства услуги - единство времени и места, невозможность транспортировки и хранения - вынуждают их продавцов (производителей) находится в непосредственной близости к потребителю. В этих условиях вокруг продавца формируется определенный круг покупателей его продукции, для которых продавец выступает как монополист. Речь идет о территориальной монополии, которая складывается, например, в определенном населенном пункте (микрорайоне города, селе и т.д.) в отношении услуг местной библиотеки, парка культуры, музея, кинотеатра.
Более того, государство как главный субъект размещения организаций культуры, реализуя конституционное право граждан на пользование достижениями культуры, стремится равномерно рассредоточить организации культуры в соответствии с размещением населения и тем самым целенаправленно создает зоны территориальной монополии. В результате каждый районный город обязательно имеет один краеведческий музей, областной город - один цирк и театр кукол, город республиканского подчинения - театр оперы и балета и т.д. Каждая из названных организаций является единственной на своем рынке и даже если появляются другие продавцы аналогичных услуг, например, частный театр, частная галерея, завоевать сложившийся рынок, полностью переключить на себя потребителей им вряд ли удается.
В больших городах производителей (продавцов) продукции одного вида может быть несколько, и для потребителей с недифференцированными потребностями их продукция будет восприниматься как услуги-субституты. Однако и в этой ситуации объем продаж каждого продавца достаточно велик по отношению к размеру рынка.
Для потребителей культуры с дифференцированными художественными (культурными) пристрастиями рынок одного вида культурных продуктов в большом городе будет замыкаться на одном-двух продавцах (организациях или частных лицах).
Такая локализация будет вызвана не пространственным расположением продавцов услуги, а ее качеством и приверженностью к нему покупателя (услуга-предпочтение).
Таким образом, локализация
рынка культуры, связана она с
месторасположением производителя/покупателя
или с дифференциацией
Условия входа на рынок
Условия входа на рынок той или иной отрасли связаны с отсутствием/наличием барьеров вступления на рынок новых производителей, позволяющим (затрудняющим) организацию нового производства. Под барьерами входа понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым предприятиям организовать производство.
Для вступления на рынок культуры новых производителей имеются определенные ограничения:
• ограничение спроса рынка культуры (емкости рынка), связанное с низкой платежеспособностью российского населения, а также подчиненный характер культурных потребностей по отношению к базовым, физиологическим потребностям, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает данный рынок в целом малопривлекательным по причине низкого уровня прибыльности и высокого уровня инвестиционного риска;
• значительные затраты на подготовку и найм персонала, связанные с высоким образовательным цензом работников для организаций культуры;
• барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат, имеющемся в отраслях естественных монополий (территориальная и продуктовая монополия, о которых было сказано ранее, относятся к числу естественных) и связанном с тем, что завладеть таким рынком требуется больше затрат, чем удержать его, что ставит старые фирмы в преимущественное положение с потенциальными конкурентами - новыми организациями;
• барьеры, связанные с владением таким ресурсом, как уникальные способности (талант) производителей культурных благ - художников, актеров, певцов;
• патенты, авторские права и лицензии (правовые барьеры), выдаваемые государством, предоставляют их владельцам исключительные права контролировать производство определенного продукта и защищают от конкурентов.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.
Если интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения происходят изменения в равновесных количествах товаров и равновесных ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена - равновесной. Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов предложения, поскольку тогда товар не найдет спроса. Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам производителей.
Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса. Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.
В рыночной экономике произведения культуры (результаты деятельности) становятся в той или иной степени предметом купли-продажи, и само существование учреждений культуры и их работников так или иначе оказывается связанным с коммерческими факторами. «Производство» на рынок означает, что предмет искусства становится товаром – независимо от того, имеет ли он уникальное значение или же существует во множестве копий.
Мировой опыт показывает, что некоммерческий сектор сферы культуры и искусства испытывает, как правило, необходимость в постоянной финансовой поддержке. В силу определенных культурных либо политических традиций различных стран меняются лишь формы и методы его финансирования.
Наличие различных форм
собственности и, как следствие,
различных субъектов социально-
Одной из форм договорно-заказных отношений как раз и является госзаказ на результаты деятельности сферы культуры и искусства. На практике развитие системы госзаказа, скорее всего, будет означать не что иное, как все большее применение со стороны государства целевого подхода к финансированию некоммерческого сектора. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, в современных экономических условиях государство не может позволить себе финансирование культуры и искусства в виде простых дотаций, не предполагающих, как правило, строго целевой характер. А потому целевой подход предполагает финансирование не текущей деятельности какой бы то ни было конкретной некоммерческой организации, а именно конкретного вида культурной деятельности, развитие которого приоритетно на момент разработки и реализации той или иной культурной программы.
Во-вторых, будучи характерной особенностью современного управления, целевой подход позволяет соединить различные источники финансовых средств, а также привлечь иные формы поддержки для реализации основных целей культурной программы.
И, в-третьих, посредством разработки и реализации культурной программы обеспечиваются как экономические и правовые гарантии защиты профессиональных интересов определенных категорий субъектов культурной деятельности, так и равные возможности доступа к культурным ценностям для различных социальных групп населения.
В условиях ограниченных финансовых возможностей государства, развития системы госзаказа на произведения культуры и искусства возрастает значение косвенных методов государственной поддержки некоммерческих организаций сферы культуры и искусства, среди которых особая роль отводится созданию условий для развития пока еще лишь зарождающихся институтов благотворительности и меценатства.
Формирование социального заказа в сфере культурного обслуживания представляется сложной задачей, требующей предварительной тщательной методической проработки.
В соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, разработанными Минфином РФ, предполагается переход к новым механизмам и формам предоставления государственных (муниципальных) услуг. Одним из таких механизмов является государственный (муниципальный) социальный заказ. Под социальным заказом понимается «совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между государственным (муниципальным) заказчиком и поставщиком, по условиям которых заказчик обязуется оплачивать социальные, образовательные, культурные, медицинские и другие социально значимые виды услуг, оказываемые поставщиком населению на бесплатной или частично оплачиваемой для потребителя этих услуг основе».
Внедрение механизма социального заказа предусматривает отход от политики оказания культурных услуг населению государством исключительно через сеть бюджетных учреждений культуры. В соответствии с новым подходом обеспечение культурного обслуживания населения государством будет осуществляться как за счет содержания бюджетных учреждений культуры, так и закупки услуг у учреждений других организационно-правовых форм на контрактной основе.
Этот подход предполагает существенное сокращение сети бюджетных учреждений культуры, которые финансируются по смете. Именно та часть «пакета» культурных услуг, которые государство предполагает оказать населению за счет закупки услуг у организаций других организационно-правовых форм, и составляет социальный культурный заказ.
Такая практика в отношении социальной сферы существует в ряде стран либерального направления, в первую очередь, в США. Однако, применительно к социальной сфере России, тем более к культуре, этот подход представляется не оправданным.
Во-первых, в России отсутствуют
какие-либо социально обоснованные
нормативы культурного
В этих условиях, единственными критериями, на основании которых может строиться социальный заказ в сфере культуры, являются возможности бюджета территории, а также личные вкусы и предпочтения управленцев, принимающих решения.
Во-вторых, перевод части культурного обслуживания населения на механизм государственного (муниципального) заказа предполагает наличие на территории развитой сети небюджетных организаций культуры. Вместе с тем сегодня возможности для развития частного сектора в сфере культуры в России очень ограничены, особенно в провинции, вследствие низкого уровня жизни большей части населения и отсутствия традиций меценатства и спонсорства.
В-третьих, участие небюджетных организаций в выполнении государственного заказа на услуги культуры предполагает, как справедливо отмечают разработчики «Принципов реструктуризации бюджетного сектора...», обеспечение финансовой привлекательности этого заказа. Это требует или существенного увеличения бюджетных расходов на культуру, что в настоящее время маловероятно, или резкого сокращения объемов предоставляемых жителям культурных услуг, что приведет к дальнейшей деградации как сферы культуры, так и населения.
Информация о работе Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры