Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью работы является анализ влияния государственных и муниципальных заказов на экономику. Из цели исследования можно сформулировать задачи, поставленные в работе:
- рассмотреть основные макроэкономические показатели и их зависимость от системы государственных и муниципальных заказов;
- проанализировать конкурентоспособность и поддержку предпринимательства путем размещения государственных заказов;
- проанализировать военную политику и инновационную политику и их взаимосвязь с государственными заказами
Введение
Система государственных
заказов является одним из основополагающих
институтов государственного регулирования.
В условиях смешанной экономики
государство выступает в
Государственный заказ
как элемент экономической
- воспроизводственная функция, заключающаяся в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций;
- функция ценового регулирования, посредством государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг;
- стимулирующая функция, расширение государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики;
- социальная, направленная на содействие реализации социально-экономической политики государства, в том числе вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс;
- инновационная функция, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
Используя государственный заказ как инструмент регулирования и программирования экономики, науки и техники государство привлекает и потенциал частного предпринимательства к обеспечению устойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач. В этом случае, в процессе воздействия системы государственных заказов на экономику наряду со стимулирующим возникает и синергетический эффект.
Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Целью работы является анализ влияния государственных и муниципальных заказов на экономику. Из цели исследования можно сформулировать задачи, поставленные в работе:
- рассмотреть основные макроэкономические показатели и их зависимость от системы государственных и муниципальных заказов;
- проанализировать конкурентоспо
- проанализировать военную политику и инновационную политику и их взаимосвязь с государственными заказами;
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов является результатом длительного эволюционного развития, перед Россией стоит задача по сути одновременного формирования институциональной системы как общенационального, так и важнейшей его части - рынка государственных заказов. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает, в первую очередь, реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля.
1 Теоретические
основы государственного и
1.1 Государственный
и муниципальный заказ:
В настоящее время Россия нуждается в значительных инвестициях в развитие институциональной базы, создание инновационных технологий, инфраструктуру, человеческий капитал, в концентрации материальных, финансовых, научно-технических ресурсов для проведения многосторонней модернизации и реконструкции производственной базы, создания социально-экономической системы, способной успешно развиваться в мировой экономике. Система государственных заказов может стать эффективным инструментом концентрации материальных, трудовых ресурсов и научного, промышленного потенциала страны для осуществления научно-технических, инновационных, социально-экономических программ [1].
Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям.
Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. В условиях смешанной экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
Государственные закупки осуществляются на основе государственного заказа, формируемого, в свою очередь, на основе государственных нужд.
Под государственными нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации внебюджетных источников финансирования, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации (в т. ч. для реализации федеральных и региональных целевых программ), для исполнения международных обязательств, в т. ч. для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Под государственным заказом понимается обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд, соответственно, под размещением государственного заказа понимаются действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [2].
Конечным этапом процесса реализации государственного заказа является государственная закупка, т. е. приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Государственный заказ размещается в основном среди частных предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Для повышения достоверности планирования формирование государственного заказа должно осуществляться в несколько этапов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Этапы формирования государственного заказа
Выбор данных способов закупки в России объясняется неразвитостью конкуренции на отдельных рынках товаров, нацеленностью национального законодательства, регламентирующего размещение государственного заказа, прежде всего на сокращение коррупции, а не на оптимизацию системы государственных функций с целью максимального удовлетворения потребностей населения.
Процедуры размещения государственного заказа (процедуры закупок) служат для определения поставщика и заключения договора на поставку. Основная цель закупочных процедур - обеспечение наиболее качественного, своевременного и эффективного выполнения государственных заказов на поставку необходимых товаров, работ и услуг для нужд бюджетов различных уровней. Способы размещения госзаказа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Способы размещения государственного заказа
Виды торгов |
Способы |
Процедуры размещения государственного заказа |
Путем проведения торгов |
Конкурс |
Торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта |
Аукцион |
Торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта | |
Без проведения торгов |
Запрос котировок |
Способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб. |
Размещение заказа у единственного поставщика |
Способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контрактов только одному поставщику | |
Размещение заказов на товарных биржах |
Способ размещения заказа на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн руб. |
Система государственных закупок на всех уровнях (федеральный, региональный и муниципальный) имеет следующие общие проблемы [3]:
- нечеткость и несогласованность отдельных нормативных правовых актов трактовки отдельных норм и правил распределения бюджетных средств, предусмотренных законодательством;
- несовершенство системы прогнозирования и планирования на этапе подготовки бюджета, приводящее к увеличению сроков проведения конкурсов, перерасходу бюджетных средств;
- отсутствие полноценной методической базы проведения закупок, в т. ч. регистрации государственных и муниципальных контрактов;
- сложности информационного обеспечения размещения заказов;
- отсутствие эффективного контроля за выполнением установленных норм и правил размещения заказов;
- недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности государственных и муниципальных заказчиков, органов контроля.
Указанные проблемы создают трудности не только для функционирования самих органов государственной власти и местного самоуправления, но и для развития хозяйственных отношений с частным бизнесом. Субъекты рынка государственных закупок, имея возможности четко ориентироваться в законодательстве, теряют интерес к участию в конкурсах на размещение государственных и муниципальных заказов, что снижает уровень конкуренции и ведет к неэффективности закупок.
Формирование единого экономического пространства государственных закупок, необходимость организации действенного и эффективного контроля предполагает выстраивание более централизованной организационной структуры в сфере государственных закупок.
В первую очередь речь идет о необходимости создания специализированной организационной структуры на федеральном уровне, предметом деятельности которой должны стать реализация государственной политики в сфере государственных закупок, комплексное управление системой государственных заказов.
В свою очередь, это потребует подготовки и формирования профессионального кадрового состава для системы государственных и муниципальных закупок, поскольку, как показывает практика, нарушения в размещении заказов и заключении контрактов в определенной степени происходят из-за неграмотности управленческого персонала. Следует также отметить, что низкая правовая грамотность и правовая культура специалистов, незнание особенностей применения закона являются одной из острейших проблем на современном этапе.
Таким образом, на современном этапе развития системы государственных закупок приоритетным направлением является разработка экономической политики, направленной на достижение экономической эффективности системы. В основе этой политики должен лежать переход к стратегическому планированию и управлению, использованию современных методов маркетинга на всех этапах формирования и размещения государственных заказов, заключения и выполнения контрактов.
1.2 Основные
принципы размещения
Основу системы удовлетворения государственных нужд с помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделить на две группы.
Первую группу принципов состав
Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно- правовой базе закупок.
Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений.
Вторая группа принципов связана с затратами (издержками), возникающими в ходе конкурсного размещения заказов и выполнения других процедур, связанных с государственными закупками. Используя данные принципы, можно оценить правильность организации закупок.
Экономичность означает, что затраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.
Эффективность является основным критерием результативности проведения закупок. Эффективность закупки может быть достигнута за счет внедрения конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственных закупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупки требуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступает государство. Причем для государства выгода может быть прямая (экономия средств) и косвенная (борьба с коррупцией, стимулирование конкуренции, поддержка собственных товаропроизводителей, расширение налоговой базы и т.д.).
Дополнительно выделяют следующие принципы:
Информация о работе Анализ влияния государственных заказов на экономику России