Анализ влияния государственных заказов на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ влияния государственных и муниципальных заказов на экономику. Из цели исследования можно сформулировать задачи, поставленные в работе:
- рассмотреть основные макроэкономические показатели и их зависимость от системы государственных и муниципальных заказов;
- проанализировать конкурентоспособность и поддержку предпринимательства путем размещения государственных заказов;
- проанализировать военную политику и инновационную политику и их взаимосвязь с государственными заказами

Файлы: 1 файл

2_Analiz_vliania_gosudarstvennykh_zakazov_na_eko.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по тарифам, осуществляя правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен, обеспечивает повышение экономической эффективности использования бюджетных средств, однако ряд функций (в частности, регистрацию цен) исполняет за рамками действующего правового поля.

Полномочия регулирующих органов:

- минэкономразвития России, в частности, устанавливает порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), единые требования к функционированию электронных площадок, разрабатывает типовое положение (регламент) о контрактной службе;

- на ФАС России возложены плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком, контрактными службами и управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами и учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок.

Анализ правоприменительной  практики закупок продукции (работ, услуг) федеральными органами исполнительной власти (государственными заказчиками) свидетельствует о недостаточном качестве управления системой на ведомственном уровне, а наличие общих недостатков в деятельности - о системном характере проблемы.

Из 3 проверенных федеральных  органов исполнительной власти низкое качество научно-методического обеспечения деятельности и неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на указанные цели, отмечается в Минэкономразвития России и в Минобороны России.

 

2.2 Оценка роли государственных заказов в системе макроэкономических показателей

 

Систему государственных закупок можно понимать как совокупность правил, определяющих суть и формы отношений, направленных на удовлетворение государственных нужд, а также лиц, участвующих в этих отношениях. В эту систему входят в т.ч. муниципальные закупки, правила проведения и действующие лица которых не отличаются от собственно государственных закупок.

Актуальность вопросов эффективности государственных  закупок вызвана прежде всего  ролью данных закупок в системе  макроэкономических показателей.

Как видно из приведенной таблицы, объем государственных закупок в сравнении с расходной частью федерального бюджета составил: в 2008 г. — 38,6%, в 2009 г. — 45,9%, в 2010 г. — 56,7%, в 2011 г. — 42,6%; в 2012 г. ожидаемое значение — 49%. Следует заметить, что при сопоставлении этого объема с расходной частью консолидированного бюджета значение относительного показателя будет несколько ниже.

В системе национальных счетов в качестве ключевого макроэкономического  показателя используется валовой внутренний продукт (ВВП), выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

 

Таблица 2 – Роль государственных закупок в системе макроэкономических показателей (трлн. руб.)

 

Наименование показателя

Значение показателя (трлн руб.)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

ВВП России

26,62

32,99

41,69

39,02

40,19

Объем расходной части  федерального бюджета

 

4,43

 

6,53

 

7,02

 

9,85

 

10,21

Объем государственных  закупок

 

1,71

 

3

 

3,98

 

4,20

 

5

В том числе объем  государственного оборонного заказа

 

0,24

 

0,71

 

0,95

 

1,11

 

1,11

Экономия бюджетных  средств при государственных  закупках

 

0,07

 

0,17

 

0,22

 

0,50

 

Нет данных

Потери бюджетных средств от неэффективных государственных закупок

 

0,30

 

0,35

 

0,36

 

Не менее 0,42

 

Не менее 0,50


 

Первое положение можно  подтвердить следующим расчетом: доля объема государственных закупок в ВВП России в рассматриваемый период росла: в 2008 г. — 6,42%, в 2009 г. — 9,09%, в 2010 г. — 9,55%, в 2011 г. — 10,76%. В 2012 г. эта доля может достичь 12,44%.

Таким образом, в последние  годы примерно десятая часть спроса приходилась на государственные  закупки.

Значительную долю государственных  закупок, насколько об этом можно судить из открытых источников информации, занимает государственный оборонный заказ: в 2008 г. — 14%, в 2009 г. — 23,7%, в 2010 г. — 23,9%, в 2011 г. — 26,4%, в 2012 г. — 22,2%; в среднем за 2008-2011 гг. — 23,4%.

Экономия бюджетных средств достигала (от объема государственных закупок): в 2008 г. — 4,1%, в 2009 г. — 5,7%, в 2010 г. — 5,5%, в 2011 г. — 11,9%; в среднем за 2008-2011 гг. — 7,4%.

Не менее интересно, что если суммарная экономия бюджетных средств в 2008-2011 гг. достигла 0,96 трлн рублей, то потери бюджетных средств от неэффективных государственных закупок ежегодно превышали экономию в 1,2-4 раза и суммарно в 2008-2011 гг. составили 1,43 трлн рублей, что в 1,49 раза больше экономии и составляет 11,1% от всего объема государственных закупок в 2008-2011 гг. Таким образом, резерв для повышения эффективности государственных закупок весьма велик — при отсутствии названных потерь экономия могла составить в 2,5 раза больше реально достигнутой.

Представляется, что значения приведенных показателей (как абсолютных, так и рассчитанных по ним относительных), а также их динамика позволяют сделать вывод о том, что масштаб влияния государственных закупок на экономику России весьма значителен.

Бюджетные средства, сэкономленные  в ходе государственных закупок, как не раз отмечалось должностными лицами Федеральной антимонопольной службы, могут быть использованы различными способами, наиболее очевидными из которых являются увеличение размера пенсий, зарплат сотрудникам бюджетных организаций, дополнительные закупки лекарственных средств, размещение дополнительных заказов на строительство и ремонт автодорог.

Однако влияние государственных  закупок на экономику государства  далеко не ограничивается экономией  бюджетных средств и проявляется  также в поддержке малого и среднего предпринимательства, обеспечении конкурентоспособности отечественной экономики.

 

2.3 Анализ обеспечения конкурентоспособности экономики России и  поддержки малого и среднего предпринимательства посредством государственного заказа

 

Одной из целей государственного регулирования экономики в России является модернизация и технологическое  развитие экономики России.

Конкурентоспособность экономики  и отечественной продукции во многом определяется степенью эффективности расходования материальных, трудовых и временных ресурсов; технологиями производства, определяющими в т.ч. производительность труда.

При этом развитое внутреннее производство обеспечивает уровень конкуренции, не сопоставимый с тем уровнем, который  может дать импорт, что имеет результатом снижение цен на продукцию, а как следствие — повышение уровня жизни людей.

В настоящее время уже законодательно признано необходимым обеспечение  энергетической эффективности товаров, работ, услуг, являющихся предметом государственных заказов путем:

- установления требований энергетической эффективности товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд;

- запрета с 01.01.2011 г. на размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;

- включения в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности значений целевых показателей эффективности, которые должны отражать сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления; на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;

- введения с июня 2013 г. административной ответственности в виде штрафа за размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности: на должностных лиц — от 25 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Правительством РФ определены:

- правила установления требований энергоэффективности;

- перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергоэффективности при проведении государственных закупок: машины электрические, продукция тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, нефтяного и химического машиностроения и др.

Кроме того, с октября 2010 г. введены новые требования энергоэффективности применительно к товарам, с применением которых строятся и эксплуатируются объекты капитального строительства. Данные требования должны стать в т.ч. требованиями заказчика к качеству работ при размещении заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства для государственных, муниципальных нужд.

Интересно, что запрет на осуществление госзакупок ламп накаливания  опережает аналогичные запреты  в отношении иного введения в  экономический оборот ламп накаливания, что еще раз подчеркивает роль государства как лица, способного формировать спрос как на передовые, так и на устаревшие товары.

Для сравнения, в странах  Евросоюза лампы накаливания  одновременно изымаются из оборота  как при государственных закупках, так и при ином введении в экономический оборот: с 01.09.2009 г. — 100-ваттные, с 01.09.2010 г. — 75-ваттные, с 01.01.2011 г. — 60-ваттные, с 01.01.2012 г. — 40- и 25-ваттные.

Тем самым осуществляется повышение конкурентоспособности  национального хозяйства, в т.ч. за счет уменьшения энергопотребления на каждую конкретную единицу произведенной продукции.

Расчеты экспертов стран  Евросоюза показали, что замена ламп накаливания на энергосберегающие  лампы даст экономию на потреблении  электричества в масштабах ЕС 5-10 млрд. евро в год, что в пересчете на 1 семью составит до 166 евро в год.

С учетом того, что население  стран ЕС составляет 492,8 млн человек  Российской Федерации — 141,9 млн человек, запрет на приобретение ламп накаливания  для государственных, муниципальных нужд в России может дать экономию на энергопотреблении десятков миллиардов рублей.

Действующие правила  государственных закупок относят  выбор состава и объема закупаемых товаров (работ, услуг) к полномочиям каждого конкретного государственного, муниципального заказчика. Представляется, что данное положение должно быть изменено путем:

- введения запретов, аналогичных запрету на госзакупки ламп накаливания, на госзакупки иных устаревших, неэффективных товаров, работ и услуг, выполняемых (оказываемых) устаревшими, неэффективными методами;

- нормативного установления — в дополнение к требованиям к энергоэффективности — требований к характеристикам, свойствам, показателям товаров, результатам работ, оказания услуг (но не необходимости применения конкретных технологий), закупаемых для государственных, муниципальных нужд

Следовательно, целесообразно  установление технологических коридоров, определяемых как «перечень обязательных требований и ограничений, предъявляемых к техническим параметрам применяемых технологий, потребительской продукции и услуг, устанавливаемый государством, с разбивкой по годам и нарастанием их жесткости со временем».

Введение этих мер  в сфере госзакупок резко повысит  степень удовлетворения государственных, муниципальных нужд (за счет большей  эффективности, качества и продолжительности срока полезного использования товаров, результатов работ, услуг), т.е. эффективность собственно госзакупок, а кроме того, будет иметь своим результатом значительный импульс к формированию спроса на такие передовые, инновационные товары (работы, услуги) в рамках всей экономики России, а следовательно, и к укреплению рыночных позиций хозяйствующих субъектов, предлагающих такие товары, работы, услуги потребителям. В конечном счете это будет способствовать росту конкурентоспособности национальной экономики России.

Отдельно следует сказать о поддержке предпринимательства в России.

В России применяются  следующие критерии отнесения хозяйствующих  субъектов к субъектам малого предпринимательства:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных лиц и некоторых других категорий участников не должна превышать 25% (с исключениями для научных организаций);

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн рублей2, 3.

Общеизвестно, что во время экономических спадов, в  т.ч. кризисов, именно малые предприятия  наиболее уязвимы, что определяется общим снижением спроса в сочетании с:

- отсутствием диверсификации продукции, поставляемой такими предприятиями на товарные рынки;

Информация о работе Анализ влияния государственных заказов на экономику России