Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью работы является анализ влияния государственных и муниципальных заказов на экономику. Из цели исследования можно сформулировать задачи, поставленные в работе:
- рассмотреть основные макроэкономические показатели и их зависимость от системы государственных и муниципальных заказов;
- проанализировать конкурентоспособность и поддержку предпринимательства путем размещения государственных заказов;
- проанализировать военную политику и инновационную политику и их взаимосвязь с государственными заказами
Из 3 проверенных федеральных органов исполнительной власти низкое качество научно-методического обеспечения деятельности и неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на указанные цели, отмечается в Минэкономразвития России и в Минобороны России.
Достигнутые результаты
большинства НИР в указанных
федеральных органах
В результате имеющих место системных проблем в действующей системе закупок для государственных нужд в ходе проведенного анализа установлены следующиенегативные тенденции:
- устойчивая тенденция роста нарушений при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд с незначительным изменением структуры;
- создание условий снижения качества продукции и повышения рисков закупки контрафактной продукции;
- перемещение коррупционных рисков в сферу планирования закупок со значительным сокращением возможности их установления и доказательства;
- значительное сокращение конкуренции в секторе государственного рынка и усиление тенденций его монополизации;
- значительные, не связанные с монетарными факторами, темпы роста индексов цен производителей вследствие мультипликативного эффекта включения в себестоимость продукции трансфертов (бюджетных, рыночных инфраструктурных) на всех этапах, начиная с добычи сырья и заканчивая финальным изделием, а также непроизводительных расходов в сфере обращения при движении продукции от производителя к покупателю;
- нерациональное распределение ресурсов (финансовых, трудовых, интеллектуальных и др.) в пользу непроизводственной сферы (банковской, финансовой, консалтинговой, обращения и т. д.) в ущерб сфере производства и формирование в ней финансовой базы коррупции, а также сохранение деформированной структуры экономики с тенденцией сокращения доли реального сектора;
- снижение экономической эффективности системы закупок для государственных нужд по показателю эффекта от размещения заказов.
Действующая система закупок для государственных нужд не обеспечивает реализацию регулирующей роли государства, в том числе:
- создание стимулов для всех экономических агентов государственных закупок;
- поддержка стратегически важных отраслей и производств;
- повышение эффективности управления стоимостью товаров (работ, услуг);
- переход к методологии стратегического управления в условиях постоянных внешних изменений, инноваций и неустойчивой внешней среды;
- переход от управления текущей эффективностью системы к управлению потенциалом этой эффективности.
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы заказов для государственных и муниципальных нужд
В целях совершенствования
системы заказов для
1. Внести в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ изменения и дополнения, предусматривающие:
- исключение норм, не связанных с установленной сферой регулирования;
- возможность применения мер государственной поддержки стратегически важных отраслей и производств (таких как переход от покупки продуктов питания к договорам на производство и переработку сельскохозяйственной продукции отечественными производителями с авансированием за счет бюджетных средств);
- применение многоэтапных конкурсов при размещении заказов на научно -техническую и технически сложную продукцию;
- переход от начальной цены контракта к начальной цене единицы продукции;
- фиксацию цен только на технически простую продукцию и только по договорам прямой поставки;
- механизм размещения заказов, предусматривающий государственное регулирование и контроль за ценами при производстве продукции (работ, услуг), а также на продукцию производителей, занимающих монопольное либо доминирующее положение на рынках определенного товара (включая межпроизводственные связи);
- исключение аукционной формы размещения заказов на технически сложную продукцию (работы, в том числе строительно-монтажные, услуги), производство которой предъявляет повышенные требования к квалификации исполнителей;
- права и обязанности организаторов торгов предъявлять и проверять соответствие участников торгов квалификационным требованиям (наличие собственных производственных мощностей, квалифицированного персонала, опыта работы, системы управления качеством, деловой репутации, финансовое состояние);
- освобождение поставщиков продукции (работ, услуг) от непроизводительных финансовых обременении, связанных с заключением и исполнением условий государственных контрактов;
- исключение участия в поставках продукции (работ, услуг) посреднических организаций либо ограничение размера агентского вознаграждения указанным организациям от оптовой цены производителя продукции (работ, услуг).
2. Урегулировать специальными нормами правоотношения, возникающие в процессе управления закупками для государственных нужд, рассматривая их в качестве инвестиций в реальный сектор экономики, предусмотрев:
- переход на планирование закупок для государственных нужд на среднесрочный период (5-10 лет) в составе прогнозов социально-экономического развития;
- использование в бюджетном процессе планов закупок бюджетополучателей в качестве обязательных приложений к бюджетным заявкам на очередной год и плановый период, представление сведений об исполнении планов закупок главными распорядителями средств федерального бюджета в составе отчетов об исполнении бюджета за финансовый год, а также в докладах о результатах и основных направлениях деятельности;
- переход на одноканальную систему финансирования, в том числе и на цели инновационного развития реального сектора экономики, через объемы ассигнований и цены на продукцию (работы, услуги) для государственных нужд;
- соответствие бюджетной классификации расходов федерального бюджета товарным группам номенклатуры закупаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- механизм выделения бюджетополучателям бюджетных ассигнований на закупку продукции (работ, услуг) для государственных нужд в случае превышения фактического уровня инфляции над плановыми показателями, используемыми при составлении проекта бюджета;
- механизм обеспечения производителей продукции (работ, услуг) для государственных нужд в ходе исполнения бюджета необходимыми оборотными средствами.
Предусмотреть систему налоговых льгот, преференций и механизм их реализации, как инструмент государственной патерналистской политики, проводимой в интересах отечественных производителей продукции (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающий высокий уровень мотивации участия в государственном секторе рынка.
Разработать диверсифицированную систему размещения заказов для государственных нужд, основанную на объективной оценке состояния сектора государственного рынка (соотношение спроса и предложения, развитие конкуренции, степень монополизации и т. д.), условий разработки, производства и обращения продукции, а также состояния реального сектора экономики, ориентированного на производство материальных средств для государственных нужд и смежных отраслей, а также с учетом мер государственной поддержки стратегических отраслей и производств.
Создать систему государственных контрактов, обеспечивающих в общей части баланс прав и ответственности заказчика и поставщика, условия обеспечения исполнения взаимных обязательств в рамках управления государственным контрактом, а также в специальной части отражающих специфику отраслевых и иных особенностей разработки, производства и обращения продукции, принятой системы ценообразования и финансирования (авансирования) работ и освобожденных от обременении обеспечения исполнения условий контракта, влияющих на рост некомпенсируемых затрат на производство и реализацию продукции.
Законодательно закрепить
принципы и механизмы ценообразования
на основе объединения систем учета
и калькулирования
Предусмотреть гибкую систему цен, позволяющую в зависимости от степени развития конкуренции и установления рыночного равновесия использовать различные модели цен, обеспечивающие полное возмещение издержек производства и получение прибыли при условии минимизации финансовых рисков заказчика и производителя, включая механизмы установления цен, сложившихся на функционирующем рынке, и способы формирования цены с использованием традиционных (затратных) методов ценообразования в условиях монопольного (доминирующего) положения производителя, а также с возможностью перехода на эффективные методы ценообразования.
Оптимизировать архитектуру
управления государственными закупками
с четким разграничением полномочий
федеральных органов
Заключение
В настоящее время в России происходит формирование институциональной среды для развития контрактных отношений на рынке государственных заказов. Устанавливаются и законодательно закрепляются экономические условия, социальные правила и юридические нормы, регламентирующие отношения государства-заказчика и подрядчиков - хозяйственных субъектов различных форм собственности в сфере государственных закупок.
В то же время, в связи с устойчивой тенденцией роста объема расходов на государственные закупки, увеличения их доли в федеральном бюджете, все более актуальной становится проблематика организации «экономики государственного заказа», то есть формирования организационных, экономических условий и механизмов для наиболее эффективного использования государственных ресурсов.
Реализация административной реформы (Федерация, регионы, муниципальные образования) остро ставит проблему необходимости активных организационных преобразований на рынке государственных заказов. В настоящее время наблюдается явно выраженная тенденция к централизации ряда функций по размещению государственного заказа.
На региональном и муниципальном уровне тенденция к централизации деятельности по размещению государственных заказов в значительной степени связана с необходимостью консолидации ресурсов (особенно на уровне областных центров) для создания инфраструктуры для проведения конкурсных торгов.
На федеральном уровне наиболее показателен пример системы государственного оборонного заказа (гособоронзаказ). Объем гособоронзаказа с начала века увеличился более чем в пять раз, возрастая каждый год почти на 30%. В то же время при таком росте объемов средств часть из них использовалась неэффективно или вовсе оставалась неосвоенной.
Формирование единого экономического пространства государственных закупок, необходимость организации действенного и эффективного контроля, предполагает выстраивание более централизованной организационной структуры в сфере государственных закупок.
Список использованных источников
1 Гринчук, О. С. Государственный (муниципальный) заказ: особенности регулирования / О. С. Гринчук // Современное право, 2012. - № 12. - С. 25-29.
2 Бордунова, С. А.
Правовые проблемы регулировани
3 Евраев, М. Я. Основные
направления развития
4 Евраев, М. Я. О реформе
государственного и
Информация о работе Анализ влияния государственных заказов на экономику России