Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РБ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в РБ.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, формы и последствия инфляции
2 Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования
2.1 Сущность антиинфляционной политики
2.2 Формы инфляции и антиинфляционной политики
2.3 Антиинфляционная политика в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
4 Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0323015_FBB94_antiinflyacionnaya_politika_v_belarusi.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо так организовать государственную антиинфляционную компенсацию, чтобы она меньше задевала денежные доходы населения. Здесь целесообразны  компенсации в виде продовольственных и иных товаров. Что же касается людей с высокими доходами, то им надо согласиться с небольшими потерями и поддержать проводимые правительством меры  во избежание социальных конфликтов [7,C.52].

 

2 Теоретические аспекты  антиинфляционного регулирования

 

2.1 Сущность  антиинфляционной политики

 

Поскольку инфляция относится  к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства.

Различные антиинфляционные компенсации и способы социальной защиты населения касаются не причин и механизма  инфляции, а лишь ее последствий. Поэтому антиинфляционными эти меры не являются. Не правомерно причислять к антиинфляционному регулированию административный контроль над ценами. Такая политика способна лишь на время, да и то  не полностью, снять ценовые симптомы инфляции. Инфляция переводится в подавленное состояние и наносит экономике  немалый ущерб. Подавленную инфляцию победить нельзя, сопротивляться можно только открытой. Подавленная инфляция переводится в режим открытой и только тогда используются способы антиинфляционного регулирования.

 И в условиях  открытой инфляции государство  не в состоянии удержать над  ней окончательную победу. Цель  государственной антиинфляционной  политики заключается в том,  чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным.

Управление инфляцией  предполагает использование мер, сочетающих незначительный рост цен со стабилизацией  доходов. Инструменты управления процессом  отличаются в зависимости от характера  и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом темпы  инфляционного роста удается удерживать в  довольно узких пределах [7,C.109].

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

Рассмотрим антиинфляционную политику государства и методы борьбы с инфляцией. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой ЦБ, неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

• уменьшение денежной эмиссии;

• повышение учетной  ставки (ставки рефинансирования);

• повышение нормы  обязательных резервов;

• сокращение государственных  расходов;

• совершенствование  налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;

• совершенствование  денежной политики;

• подавление в национальной экономике монополистических тенденций;

• реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных  предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;

• стабилизация обменного  курса национально валюты.

Однако проведение в  жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это  относится прежде всего к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование) [4,C.145].

Весь арсенал средств  борьбы с инфляцией подразделяется на: 

−  антиинфляционную стратегию, предусматривающую долгосрочные цели и методы; 

−  антиинфляционную тактику, дающую результаты в пределах небольшого периода времени.

Антиинфляционная стратегия  состоит в гашении инфляционных ожиданий, чтобы переломить психологию покупателей, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг [7,C.109].

 Основными  стратегическими   целями  государства  при   проведении  антиинфляционной политики выступают: 

•  преодоление инфляционных ожиданий населения и бизнеса, повышение  доверия  к  правительству  путем  создания  условий  для  развития  предпринимательства  и  увеличения  совокупного  предложения (проведение антимонопольной политики,  стимулирование инвестиций, технического прогресса и пр.

•  проведение  долгосрочной  денежной  политики,  направленной  на  ограничение  ежегодного  прироста  денежной  массы,  осуществление  жесткого  контроля  за  денежной эмиссией; 

• сокращение  бюджетного дефицита путем стабилизации  государственных расходов и совершенствования налоговой системы; 

•  недопущение импорта  инфляции [14,C.221].   

Инфляционные ожидания предотвратить можно при: 

−  всемерном укреплении механизма рыночной экономики (либерализация цен, пресечение фактов монополизма, стимулирование производства и продаж, поощрение малого бизнеса, ослабление таможенных ограничений и т.д.); 

−  существовании правительства, придерживающегося курса на постоянное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства населения; 

−  введении жестких лимитов  на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного  темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который  правительство считает приемлемым и обязуется  строго контролировать; 

−  сокращении бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Для ее решения можно идти двумя  путями – увеличивать налоги или  уменьшать государственные расходы. Предпочтительнее второй путь;

 −  сведении к минимуму  воздействия на национальную  экономику внешних инфляционных  импульсов, особенно перемещение  спекулятивных краткосрочных кредитов (капиталов); 

−  использовании повышения  курса валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа,  следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен. 

Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными мерами не обойтись. Необходимо реализовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфляции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение [7,C.110].

Тактические средства антиинфляционной политики зависят в значительной степени от вида инфляции. Так, меры против инфляции спроса должны быть направлены  на сдерживание совокупного спроса. К ним следует отнести: 

•  сокращение дефицита госбюджета путем уменьшения госрасходов и  увеличения  налогов; 

•  проведение  жесткой  кредитно-денежной  политики,  направленной  на  ограничение денежного предложения, удорожание денег; 

•  стимулирование увеличения нормы  сбережений и уменьшения их ликвидности; 

•  стабилизация валютного курса  путем его фиксирования.   

Мерами борьбы с инфляцией издержек выступают: 

•  борьба с монополизмом в экономике; 

•  государственное сдерживание  роста доходов и цен; 

•  стимулирование производства путем  реализации мер «экономики предложения»  (снижение  налогов  на  предпринимателей,  предоставление  им  льгот,  усиление  стимулов к труду у населения); 

•  стабилизация валютного курса  для предупреждения «импорта инфляции», в случае, если экономика в значительной мере зависит от импорта товаров [14,C.222].

Сюда также можно отнести приватизацию государственных предприятий, льготное налогообложение в целях расширения производства товаров и услуг, повышение нормы сбережений  и т.п. 

В запасе у государства есть и  такой радикальный вариант, как  денежная реформа конфискационного типа. Но эти действия не имеют отношения к природе инфляции. 

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных  мер почти невозможно. Для этого  необходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике. 

Конкретные методы сдерживания  инфляции зависят от правильного  определения ее характера и факторов, подстегивающих раскручивание  инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких  мер,  которые соответствуют ее глубине и характеру. Поэтому и методы борьбы с инфляцией должны носить комплексный характер [7,C.110].

 

2.2 Формы инфляции  и антиинфляционной политики

 

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчения  инфляционной остроты. Антиинфляционная политика осуществляется посредством  стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами.

Антиинфляционная политика включает в себя два блока:

а) регулирование совокупного  спроса;

б) регулирование совокупного  предложения.

Первое направление  отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы.

Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым  кредитом, вызывает понижение цен  и сокращение инфляции.

Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

Кейнсианскую антиинфляционную политику можно представить в  виде следующей схемы:

        Рис. 4- Схема кейнсианской антиинфляционной политики

 

Монетаристское направление  антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг и увеличивать его дальше было практически невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало более радикальные методы борьбы с инфляцией, - монетаризм, основателем которого был М. Фридмен.

Монетаризм исходит  из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени. Сократить совокупный спрос можно путем проведения денежной реформы конфискационного типа, что позволит сократить денежную массу в стране и уменьшит спрос. Монетаристы предлагают сократить бюджетный дефицит за счет сокращения расходов на реализацию социальных программ, ввести дорогой кредит, сократить налоговые ставки.

Поскольку предлагаемые ими меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

Так как монетаризм исходит  из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то монетаристы  предлагают метод шоковой терапии, который позволяет резко сократить  темпы роста денежной массы и  быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

Вариантом шоковой терапии  выступает денежная реформа конфискационного типа посредством обмена старых денег  на новые в определенном состоянии  без изменения номинального уровня доходов и цен.

Большинство стран мира в борьбе с инфляцией не использовали шоковую терапию, ибо эта политика сопровождалась затяжным спадом, большой  безработицей, резким снижением уровня жизни населения.

Другим методом монетаристского  направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов роста денежной массы (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает так называемую инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата, цены и контракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен.

Информация о работе Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития