Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РБ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в РБ.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, формы и последствия инфляции
2 Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования
2.1 Сущность антиинфляционной политики
2.2 Формы инфляции и антиинфляционной политики
2.3 Антиинфляционная политика в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
4 Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0323015_FBB94_antiinflyacionnaya_politika_v_belarusi.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

•  сокращению бартерных  операций, неплатежей:

К монетарным факторам инфляции относят кредитную экспансию коммерческих банков, которая стимулируется в условиях обострения кризиса неплатежей и низкой рентабельности производства. Не следует сбрасывать со счетов и имеющие место в русской экономике взаимные неплатежи хозяйствующих субъектов («кризис неплатежей»), наполнение каналов денежного обращения всевозможными денежными суррогатами, также бартер, вытесняющий денежные расчеты.

На уровне правящей элиты  распространено немало представлений, не подтвержденных ни теорией, ни эмпирическими обоснованиями. Например, повышение уровня монетизации, то есть соотношения между денежной массой и ВВП (в целях решения проблемы неплатежей), виделось в увеличении номинальной денежной массы в обращении посредством расширения денежно-кредитной экспансии. В действительности же все наоборот. При увеличении номинальной денежной массы растет инфляция, которая и ведет к понижению коэффициента монетизации и росту неплатежей.

•  стабилизации белорусского рубля.

Обменный курс выступает важнейшим индикатором состояния политики центрального банка, воздействующим на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому воздействие монетарной политики на экономику через канал обменного курса проявляется не только через совокупный спрос и предложение, но и через экономические ожидания предприятий и населения. В-третьих, и это, вероятно, самое существенное, многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сознательно занижают валютный курс в рамках общей стратегии экспортно-ориентированного роста. Искусственное занижение курса позволяет стимулировать экспорт, производство и сбережения через ограничение импорта и потребление.

Стабилизация курса  белорусского рубля, проводимая процентная политика, рост спроса экономики на деньги, влияние факторов организационно-экономического характера содействовали существенному уменьшению инфляции.

Руководством страны ежегодно утверждаются «Основные направления  денежно-кредитной политики», реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста  чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

Обменный курс может  эффективно применяться в качестве «якоря» для инфляции. Реальным якорем для белорусской экономики он является в силу того, что у нас доля импорта по отношению к ВВП составляет порядка 30 процентов и более. Причем прямые затраты на оплату импортных энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих, а также оборудования в общих затратах предприятий составляют порядка 50 процентов. В этих условиях в последние годы Национальный банк перешел на политику так называемого управляемого плавающего валютного курса. Это обоснованная политика, направленная как на укрепление рубля, так и на поддержание конкурентоспособности экономики. Белорусский рубль за последние годы значительно укрепился. [12, с.6].

Третий комплекс предусматривает меры:

•  по государственному регулированию цен на продукты и  услуги первой необходимости.

Инстинктивной реакцией  Правительства на рост цен, у которого административный контроль за экономикой является стандартной практикой, явилось установление ценового контроля. Правительство, видимо, полагает, что можно одновременно стимулировать, с помощью кредитной экспансии, экономический рост, а с другой стороны, с помощью административного регулирования цен и уровня рентабельности, — не допустить инфляции.

В успешно развивающихся  трансформационных странах административное регулирование цен используется в очень узких границах — для контроля тарифов в сфере естественных монополий. В ряде стран ввиду дотационности и субсидирования сельского хозяйства имеет место регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также на отдельные виды лекарственных товаров. В Беларуси длительное время проводилась политика жесткого административного регулирования как цен на ряд товаров и услуг, так и уровня рентабельности. Она существенно скорректирована в последнее время, однако окончательно не преодолена. Борьба с инфляцией зачастую направлена на преодоление ее симптомов, а не причин.

В рыночной, в том числе  и социально ориентированной, экономике  главную ответственность за ценовую стабильность несет центральный банк страны. Для этого он должен обладать реальной независимостью от власти и высокопрофессиональными кадрами, как в области банковского дела, так и макроэкономики. С помощью административного регулирования цен можно лишь на некоторый ограниченный период и лишь на отдельные группы товаров отсрочить их повышение, однако это не только не предотвратит инфляцию, но может стать в последующем источником ее роста.                     

В Беларуси цены на отдельные  группы социально значимых товаров и услуг административно ограничиваются (определяются) Правительством. Им же используется для стабилизации цен и ряд других инструментов воздействия. В этих условиях главную ответственность за инфляцию и ее последствия несет Правительство. Это не отрицает того факта, что определяющей конечной целью монетарной политики как части экономической политики государства является стабильность потребительских цен.

Зависимость уровня инфляции от роста объема денежной массы не характерна для белорусской экономики на нынешнем этапе. Жесткое регулирование большинства потребительских цен и тарифов, как правило, существенно искажает эту связь. Но, с другой стороны, рост производственных издержек, связанный с ростом номинальной заработной платы и импортом инфляции из ближнего зарубежья, вынуждает Правительство давать разрешение на повышение цен по заявкам отраслевых министерств, мотивирующих это необходимостью поддерживать некий минимальный уровень рентабельности. Тем более что в текущем году в годовом макроэкономическом прогнозе, утвержденном главой государства, записан и показатель рентабельности. В этой ситуации Правительство перманентно вынуждено давать свое согласие на рост цен по отдельным группам потребительских товаров и услуг. Если же принять во внимание утвержденный на весенне-летний график повышения тарифов на коммунальные услуги, газ и электроэнергию, т.е. основание полагать, что маховик инфляции понемногу начинает раскручиваться и с планом снижения процентных ставок на денежном рынке понемногу можно начинать прощаться. 

•  государственному регулированию цен на товары монополистов:

Монополисты, пользуясь  преимущественным положением в обществе, могут повышать цену на продукцию, тем самым, вызывая инфляцию.

Антимонопольная политика направлена на создание условий для  равной, добросовестной  конкуренции производителей на национальном рынке:

•  регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

•  регулированию уровня рентабельности;

•  стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства.

Исходя из заключения, что в Беларуси в ряде отраслей производители находятся в монополистическом положении, должен следовать вывод о более строгом применении антимонопольного законодательства, содействии предпринимательству и росту предложения товаров и услуг, развитии международной конкуренции, а не административном ограничении цен и рентабельности.

Белорусскую экономическую  модель, которая с помощью администрирования обеспечивает рост при снижении эффективности и конкурентоспособности, известный московский экономист Владимир May справедливо назвал «экзотической». [1, с.67].

В стране действует норма, согласно которой отечественный производитель, имеющий 30 процентов продаж на белорусском рынке, может быть объявлен монополистом, что означает регулирование рентабельности и цен. При этом зачастую не учитывается высокая степень открытости нашей малой экономики, ее высокая интеграция в экономику России, других стран. Вместо демонополизации искусственных монополий, разработки надежной объективной базы для установления цен и тарифов на услуги естественных монополий и всемерного поощрения конкуренции осуществлялось регулирование цен исходя из данных по издержкам. Затратные методы ценообразования создают условия для раздувания затрат, коррупции. В безуспешной попытке противодействия этому, практиковалось установление цен на уровне ниже затрат. Что, как и феномен перекрестного субсидирования в целях социальной защиты населения, оказалось неэффективным. Имеют место различные внутренне противоречивые методики формирования цен, превалирование ведомственных интересов, принятия многочисленных и противоречивых нормативных актов. Контроль за уровнем рентабельности весьма затруднен в силу того, что сам показатель номинальной прибыли в условиях инфляции, длительных неплатежей не является реальной величиной. В условиях нынешней инфляции контроль за уровнем рентабельности ведет к ограничению цен до уровня убыточности в реальном выражении.

•  ограничению инфляционных ожиданий:

Инфляционные ожидания всегда приводят к инфляции. Сокращаются  сбережения, и возрастает совокупный спрос. Увеличиваются требования профсоюзов к повышению заработной платы, что опять же провоцирует рост цен. В итоге возрастает скорость движения денег, что влияет на ускорение темпов инфляции. Так формируются и воспроизводятся сильные инфляционные ожидания, которые сопровождаются снижением степени доверия населения к денежным властям, к экономической политике самого государства.

 Адаптация или приспособление  домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексации фиксированных доходов, т. е. выплату так называемой инфляционной премии. Является, действительно, целесообразным  упростить процедуру поиска дополнительных источников заработка, стимулировать сбережения домашних хозяйств.

•  ликвидации ценовых  перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.       

В прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем.

 

Заключение

 

Инфляция является одной из наиболее острых проблем  современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения и факторы производства и предложения товаров.

В зависимости  от различного размера роста цен различают три вида инфляции: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

Истоки инфляционных явлений коренятся: в сложившихся  и постоянно воспроизводимых  макроэкономических диспропорциях; в  созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений, стереотип хозяйственных мотиваций экономических агентов; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.

Антиинфляционная  политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, поэтому  главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и предложения.

Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим  характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации. Однако в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Тем не менее, рассматриваемая  проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость  дальнейшего снижения инфляции и  установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,  повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

Список использованных источников

 

  1. Деньги. Рынок. Инфляция. // Экономика. Финансы. Управление.- 2008.- №1.- С.67.
  2. Завтра твоей страны (Электронный ресурс). - Режим доступа - http://www.zautra.by
  3. Злотникова, Е. Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы // Банковский вестник. – 2010. - №19. – С. 55-57.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник / Ивашковский С.Н. – М.: Дело, 2002. - 472 с.
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин – М.: Экономистъ, 2006. - 861 с.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 8-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -  640 с.
  7. Косов Н.С. Основы  макроэкономического  анализа : учебное  пособие /  Н.С. Косов. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 140 с.
  8. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей вусших учебных заведений / Лемешевский И.М. - ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.
  9. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления:  Учебное     пособие. / Под ред. В.М. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005.
  10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://belstat.gov.by
  11. Сажина М.А. Экономическая теория: учеб. Для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков -  2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. - 672 с.
  12. Сенько В.Я. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республик Беларусь за январь - сентябрь 2009 года и задачах банковской системы страны по их реализации в 4 квартале 2009года // Банковский вестник.- 2009. - №31. - С.6.
  13. Тихонов А. Мировой финансовый кризис: проблемы денежной теории и экономической политики // Банковский вестник. – 2009. - №. 28. – С. 41-46.
  14. Юрьева Т.В.,  Марыганова Е.А. Экономическая теория:  макроэкономика:  Учебно-методический  комплекс. -  Минск: Новое знание, 2008. -  286 с.

Информация о работе Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития