Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:57, курсовая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РБ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в РБ.
Введение
1 Сущность, формы и последствия инфляции
2 Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования
2.1 Сущность антиинфляционной политики
2.2 Формы инфляции и антиинфляционной политики
2.3 Антиинфляционная политика в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
4 Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников
3 Особенности инфляционных
процессов в Республике
Выделим наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Беларуси в данной сфере:
1) длительное сохранение в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;
2) устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
3) высокие темпы
девальвации белорусского
4) несоответствие высоких
темпов инфляции и девальвации
постоянно декларируемым
Вывод: длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценения рубля протекает под воздействием комплекса факторов.
В качестве таковых следует выделить:
1) длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику, которая возведена в ранг государственной доктрины;
2) хронический дефицит
государственного бюджета,
3) слабое развитие
конкуренции и сохранение
4) сохранение системного
и структурного кризиса,
На протекание инфляционных процессов в Беларуси скрытое воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:
а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со стороны населения;
б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);
в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На протяжении всего переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочных и кратко срочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции. Обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен. Подтверждением тому выступает низкое качество продукции, возникновение дефицита тех или иных товаров из-за вмешательства государства в процессы ценообразования, образование разрыва в уровне цен в государственном и частном секторах розничной торговли [8,C.296].
Таблица 1 - Инфляция по отдельным секторам экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009,0 | |
Инфляция потребительских цен |
8,0 |
6,6 |
12,1 |
13,3 |
8,3 |
Инфляция цен производителей промышленной продукции |
10,0 |
9,0 |
16,8 |
16,4 |
9,5 |
Инфляция цен производителей на реализованную продукцию |
11,0 |
9,0 |
32,0 |
21,8 |
- |
Инфляция тарифов на грузовые перевозки |
6,4 |
12,3 |
8,8 |
30,9 |
20,2 |
Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Национального банка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции.
Превышение индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен каждый раз неизбежно оборачивается новой и еще более высокой инфляционной волной.
Такое стабильное превышение
инвестиционных цен над потребительскими
объясняется разными причинами.
Так, на рынке средств
производства традиционно выше степень
монополизации и мягче
Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.
Например, особая разновидность управляемой инфляции обнаруживается тогда, когда ее стремятся удержать в «допустимом коридоре», но каналы для административного повышения цен избирательно открываются там, где необходимо обеспечить равновесие на том или ином продуктовом рынке, срочно уменьшить непомерные убытки отдельных предприятий и т. п.
Вывод: в современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление [8,C.297].
Рост инфляции в Беларуси, по мнению экс-председателя правления Национального банка Беларуси Станислава Богданкевича, провоцируют многие факторы: это и рост цен на мировом рынке, в том числе и на продовольствие, а в белорусских условиях это еще и отсутствие должной конкуренции. [2]
Таблица 2 - Инфляция (в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Товары и услуги |
10,3 |
7,0 |
8,4 |
14,8 |
10,0 |
товары |
9,9 |
5,4 |
8,4 |
13,9 |
7,8 |
продовольственные |
11,9 |
6,1 |
9,8 |
17,7 |
5,9 |
непродовольственные |
4,5 |
3,4 |
5,5 |
6,9 |
9,6 |
услуги |
12,1 |
13,2 |
8,8 |
18,2 |
12,2 |
При анализе табличных данных выясняются причины инфляционных процессов 2005 и 2006 годов: увеличение потребительских цен на основные продовольственные товары, особенно на мясо (свинина, говядина), картофель, овощи и фрукты; а также увеличение цен на услуги водоснабжения и технического обслуживания жилых помещений.
Таблица 3 - Инфляция основных непродовольственных товаров (в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Одежда |
2,2 |
1,6 |
2,0 |
2,4 |
5,1 |
Обувь |
1,0 |
1,2 |
0,6 |
2,0 |
5,7 |
Ковры и ковровые изделия |
9,3 |
3,0 |
2,3 |
2,9 |
6,9 |
Мебель |
5,1 |
4,8 |
4,7 |
5,5 |
3,6 |
Бытовые электроприборы |
5,1 |
2,3 |
2,6 |
3,5 |
6,7 |
Медикаменты |
-0,7 |
-3,8 |
4,7 |
10,7 |
21,3 |
Табачные изделия |
4,4 |
2,2 |
8,1 |
7,8 |
13,0 |
Автомобили легковые |
7,4 |
3,8 |
5,7 |
10,2 |
Также в «золотые годы» - 2005-2006 – Беларусь омывалась потоком нефтедолларов. В результате чего сюда шли большие деньги, а это, в свою очередь, также стимулировало рост цен на товары и услуги, - подчеркивает аналитик. – У нас не производится достаточное количество технологических товаров. Их приходится импортировать, что создает дополнительную нагрузку.
А это уже, по мнению Александра Потупы, вопрос о том, что вследствие государственной экономической политики не созданы нормальные условия для инвестиций: отечественные товары весьма дорогие по причине налоговой нагрузки, а импортные – по причине дорогой растаможки.
В Беларуси рост денежной массы превышал рост ВВП: если за 2006-2007 годы она увеличилась процентов на 40, то ВВП вырос на 20-22%, что порождало инфляцию спроса, - отмечает экономист Леонид Злотников. С ним согласен и руководитель Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Если слишком много
печатается денег, если
Таблица 4 - Инфляция основных продовольственных товаров (в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Продукты питания |
13,0 |
6,7 |
10,1 |
19,7 |
5,3 |
говядина |
20,7 |
8,4 |
11,4 |
18,6 |
3,8 |
свинина |
24,8 |
6,2 |
8,6 |
21,3 | |
мясо птицы |
10,6 |
5,5 |
12,0 |
15,0 | |
молоко |
11,2 |
5,9 |
14,2 |
28,2 |
1,8 |
сметана |
9,0 |
6,6 |
16,5 |
29,7 | |
творог жирный |
12,0 |
7,6 |
17,2 |
32,7 | |
сыр твердый |
7,2 |
3,0 |
8,6 |
23,7 | |
яйца |
13,2 |
3,1 |
9,1 |
13,1 |
8,8 |
масло животное |
5,3 |
7,1 |
8,0 |
30,2 |
4,2 |
масло растительное |
5,9 |
0,0 |
22,2 |
51,0 |
-10,6 |
хлеб и хлебопродукты |
6,1 |
4,0 |
8,1 |
16,9 |
3,4 |
сахар-песок |
4,9 |
21,7 |
5,5 |
4,9 |
7,9 |
картофель |
36,6 |
49,5 |
97,8 |
12,4 |
27,1 |
овощи и фрукты |
14,8 |
10,0 |
15,5 |
24,5 |
-16,5 |
алкогольные напитки |
7,5 |
3,9 |
9,1 |
11,2 |
11,1 |
Кроме того, идет попытка
повсеместного
Вмешательство государства всегда ведет к росту цен, если не немедленному, то через какой-то промежуток времени. У нас сегодня растут цены, в первую очередь, на товары народного потребления и на продовольствие, а это непосредственно связано с нереформированностью сельского хозяйства, с неэффективными агрогородками и огромными непроизводительными вложениями. [2]
К тому же, наши предприятия работают с низкой рентабельностью. Из-за этого они рвутся к повышению цен: начиная с закупочных на сырьё и заканчивая розничными на прилавках магазинов. А это является примером инфляционного давления.
Одной из причин роста инфляции назвал и налоговую политику государства, которое отбирает более 50% в виде разного рода налогов, что, по мнению эксперта, является чрезвычайно большой нагрузкой, которая в конечном итоге «навешивается» на цены. [2]
Определенный «вклад» в рост инфляции в Беларуси, по мнению Александра Потупы, внесли и особые взаимоотношения с Россией.
Последствия этих отношений искусственно сдержали рост цен на энергоносители, - полагает эксперт. – С одной стороны, это вроде бы и положительно, но с другой стороны, отрицательно, поскольку это не стимулировало в должной степени инвестиционную активность, что сдерживало развитие экономики. [2]
Таблица 5 - Инфляция отдельных видов платных услуг (в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Оплата услуг жилищно-коммуналь |
10,3 |
14,1 |
9,4 |
31,4 |
18,6 |
электроснабжение |
8,6 |
13,8 |
22,3 |
20,7 |
19,3 |
газоснабжение |
8,2 |
13,8 |
22,3 |
90,9 |
2,8 |
водоснабжение |
17,5 |
17,2 |
9,9 |
20,7 |
22,1 |
отопление |
-8,3 |
3,9 |
-7,4 |
18,9 |
- |
техническое обслуживание жилых помещений |
43,2 |
28,0 |
5,3 |
14,0 |
11,9 |
Услуги связи |
6,7 |
4,9 |
-0,8 |
3,3 |
6,1 |
Услуги дошкольных учреждений |
7,7 |
12,0 |
16,6 |
18,7 |
10,0 |
Услуги пассажирского транспорта |
18,8 |
17,5 |
15,2 |
12,1 |
8,8 |
городского |
30,1 |
27,7 |
12,9 |
10,8 |
0,0 |
воздушного |
7,8 |
3,9 |
5,9 |
14,7 |
31,1 |
автомобильного пригородного сообщения |
23,3 |
19,6 |
13,3 |
4,6 |
0,0 |
железнодорожного
внутриреспубликанского |
9,5 |
11,3 |
13,3 |
0,0 |
0,8 |
железнодорожного пригородного сообщения |
20,0 |
20,4 |
17,9 |
0,0 |
-5,5 |
Услуги культуры |
12,5 |
5,0 |
5,1 |
4,2 |
2,7 |
Туристско-экскурсионные |
10,6 |
13,2 |
12,5 |
17,2 |
16,9 |
Медицинские |
12,2 |
18,2 |
11,7 |
6,0 |
3,3 |
Информация о работе Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития