Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РБ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в РБ.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, формы и последствия инфляции
2 Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования
2.1 Сущность антиинфляционной политики
2.2 Формы инфляции и антиинфляционной политики
2.3 Антиинфляционная политика в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
4 Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0323015_FBB94_antiinflyacionnaya_politika_v_belarusi.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Считается, что политикаградуирования  успешна в том случае, когда  рост денежной массы и уровня цен  не выше 20-30 % в год. Если их темпы  выше сотни или тысячи процентов в год, то ее использование не приносит успеха.

Выбор метода шоковой  терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит  от социально-экономической обстановки в стране. Дилемма шоковая терапия-градуирование вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методом борьбы с инфляцией является политика регулирования  цен и доходов, предусматривающая  согласование между ростом доходов  и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

Политика регулирования  цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату (вариант градуирования).

Политика регулирования  цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие  компоненты: ограничение заработной платы и цен; планирование повышения заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В последние годы инфляция происходит в условиях дефицита государственного бюджета, который не только порождает инфляцию, но и обостряет ее. Следовательно, чтобы понизить инфляцию, нужно дефицит устранить, что можно обеспечить или увеличив доходную часть бюджета посредством увеличения налогов, или уменьшив государственные расходы. Многие страны в этой дилемме выбирают сокращение государственных расходов. Ряду развитых стран необходимо в первую очередь сократить военные расходы.

Выбор конкретных мер  по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для  каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции (монетарный, структурный) определяется и комплекс мер по борьбе с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.

Считается, что для  предотвращения высокой инфляции необходимы единые действия правительства и частного сектора. Что касается правительства, то оно должно обеспечить в процессе:

а) фискальной политики – необходимую устойчивость государственных расходов и налоговую систему;

б) кредитно-денежной политики – одинаковые темпы увеличения денежной массы и темпы увеличения национального дохода;

в) валютной политики –  предотвращение импорта инфляции.

Домашние хозяйства и предприниматели, в свою очередь, должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработной платы  и темпы повышения производительности труда.

Таким образом, управление инфляцией  является важнейшим вопросом экономической  политики государства. Такое управление предполагает разработку и реализацию антиинфляционной политики, диапазон которой весьма разнообразен. Но независимо от методов ее реализации задача может быть решена или методом осуществления стратегии, или методом тактики антиинфляционной политики.

 

2.3 Антиинфляционная политика  в условиях финансового кризиса  2008-2009 гг.

На протяжении 2008— 2009 гг. в мировой экономике развивались кризисные явления, в той или иной степени затронувшие большинство государств мира, включая и Беларусь: в республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция. Если в 2005—2007 гг. инфляция по индексу потребительских цен (ИПЦ) находилась на уровне 6—10% в год, то в 2008—2009 гг. она составила 14,8 и 13% соответственно.

За 2008—2009 гг. цены производителей промышленной продукции выросли на 29,6% по сравнению с 2007 г., в том числе цены на товары производственного назначения — на 32,3%, потребительские товары — на 25,2%. В большей степени выросли цены в таких отраслях, как электроэнергетика (51,7% за два года), медицинская промышленность (44,6%), промышленность строительных материалов (44,4%) и черная металлургия (41,7%). Наименьший рост цен по итогам двух лет зафиксирован в нефтехимической (5,4%), топливной (16,8%), легкой промышленности (17,2%), а также в машиностроении и металлообработке (18,9%).

Повышение цен производителей в большинстве отраслей белорусской экономики было достаточно равномерным. Резкие разнонаправленные колебания отмечались только в топливной (включая нефтяную) и нефтехимической про-мышенности, а также в черной металлургии, то есть в импортоемких отраслях, чувствительных к колебаниям мировых цен на основное сырье. Рост стоимости сырья, материалов и комплектующих частично компенсировался за счет сокращения прибыли: рентабельность промышленных предприятий по республике сократилась с 15,9% (в 2008 г.) до 9,9% (в 2009 г.).

В странах — соседях Беларуси динамика цен производителей промышленной продукции имела свои особенности (рис. 5). Так, в Украине в течение 2008— 2009 гг. индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) испытывал резкие колебания и к концу 2009 г. составил 140% от докризисного уровня. На поведении российского ИЦППП сильно сказалась динамика мировых цен на нефть: после быстрого роста в первой половине 2008 г. значение показателя резко снизи лось в IV квартале; в 2009 г. цены продолжили расти, однако темпы роста были уже не такими значительными. В декабре 2009 г. уровень цен российских производителей составлял 105,8% от докризисного уровня декабря 2007 г.

Рис. 5 – Динамика индекса цен производителей промышленной продукции в Беларуси и странах-соседях в 2008-2009 гг.

По-разному отреагировали на кризис экономики государств Европейского союза (ЕС). В целом по ЕС с начала 2008 г. ИЦППП возрастал, и к III кварталу 2008 г. он увеличился на 6,8% по сравнению с концом 2007 г., после чего плавно снижался; к III кварталу 2009 г. показатель достиг докризисного уровня. Такая динамика обусловливалась в основном движением цен на нефть и нефтепродукты, а также на черные и цветные металлы и изделия из них. При этом меньшая доля указанных товаров в общем объеме производства смягчила влияние колебаний их цен на общий индекс. Цены на другие товары в 2008— 2009 гг. росли на 1—3% в год, что соответствует и докризисным тенденциям. В 2009 г. зафиксировано снижение цен на отдельные товарные группы, например, на продукты питания (-5,2% в III квартале 2009 г. по сравнению с максимумом, отмеченным в III квартале 2008 г.) и на продукцию химической промышленности (-8,8% за аналогичный период).

В крупных экономиках стран ЕС, входящих в "большую двадцатку" (G-20), ощутимо менялись цены на продукцию зависящих от импортного сырья отраслей: нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и металлообработки; цены остальных товаров в основном сохранялись на докризисном уровне. В малых экономиках (Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды) изменения затронули большее число товарных позиций, однако уже в I квартале 2009 г. все цены стабилизировались на новом уровне, отклонения которого от докризисных значений в основном не превышали 5%. Государства Центральной и Восточной Европы, как и Беларусь, подверглись влиянию внешнего шока в большей степени, а самыми уязвимыми и нестабильными оказались системы цен в странах Юго-Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария). В последних цены на большинство товарных позиций к концу 2009 г. увеличились на 6—20% по сравнению с докризисным 2007 г. При этом рост был резким, скачкообразным и чередовался с периодами снижения цен.

За 2008—2009 гг. потребительские цены в Беларуси выросли на 24,7% по сравнению с декабрем 2007 г., в том числе на продовольственные товары — на 26,8%, непродовольственные — на 17,6% и на услуги — на 30%. Подорожание в сфере услуг обусловлено в первую очередь ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства— 49,5% за два года. Водоснабжение за указанный период подорожало на 44,5%, газоснабжение — на 96,2%.

Наименьший рост цен за два года отмечался по таким товарным позициям, как обувь (7,2%), бытовые электроприборы (9,5%), мебель (9,7%), одежда (10,8%).

Динамика потребительских цен в Беларуси в течение рассматриваемого периода практически полностью совпадала с российской, что отражает степень взаимной открытости двух рынков (рис. 6). Рост цен в Украине характеризовался теми же тенденциями, однако его абсолютные значения превосходили показатели роста в России и Беларуси, и за два года потребительские цены в Украине увеличились на 37,3% по сравнению с декабрем 2007 г.

Рис. 6 – Динамика индекса  потребительских цен в Беларуси и странах-соседях в 2008-2009 гг.

 

В целом в ЕС рост потребительских цен за 2008—2009 гг. составил 3,6%. При этом сохранялись сезонные колебания, наблюдавшиеся и до кризиса: снижение цен на 0,2—0,7% происходило в начале каждого года и в июле — августе. Стоимость продуктов питания за рассматриваемый период увеличилась на 5% в основном за счет подорожания хлеба, круп и мяса. Тарифы на услуги для населения возросли на 5,1%, в том числе по водоснабжению — на 7,8%, газоснабжению — на 8,4%, транспортным услугам — на 10,4%. Стоимость непродовольственных товаров практически не изменилась, составив в декабре 2009 г. 100,8% от уровня декабря 2007 г. Цены на отдельные товары снизились: одежда подешевела на 2,7%, автомобили — на 0,6%, топливо — на 4% по сравнению с докризисным уровнем.

За два года в развитых странах ЕС (Германия, Франция, Италия, Австрия, Нидерланды) потребительские цены увеличились незначительно и в декабре 2009 г. только на 2—2,5% превышали уровень декабря 2007 г. Рост более 5% отмечался по 3—7 позициям из 20 рассмотренных, среди которых водоснабжение, услуги транспорта, медикаменты и медицинские услуги, а также хлеб и алкогольные напитки. В течение двух лет ощутимо менялись цены на газ и бензин для населения; выраженные сезонные колебания демонстрировали цены на одежду и обувь.

Сильнее пострадали от кризиса потребители в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Венгрия, Польша). За 2008—2009 гг. индекс потребительских цен в них увеличился на 7—11%. Рост от 5 до 10% отмечался по 7—14 товарным позициям, от 10 до 20% — по 3—5 позициям, более 20% — по 1—3 позициям. В то же время повышение цен было достаточно равномерным, резко менялась стоимость только таких товаров, как бензин, газ, автомобили, а также медикаментов и медицинских услуг.

Наиболее нестабильной складывалась ценовая ситуация в странах Прибалтики, где общий рост цен за рассматриваемый период составил 5,5—10%. При этом значительные изменения цен происходили практически во всех товарных группах. Рост цен от 5 до 10% отмечен во 2—4 группах, от 10 до 20% — в 1—4 группах, более 20% — в 3—6 группах товаров и услуг.

Во всех указанных европейских государствах рост потребительских цен по одним позициям сопровождался снижением по другим. В первой половине 2008 г. уменьшение цен по таким позициям, как автомобили, бытовые приборы и другие предметы длительного пользования, а также услуги связи, происходило в результате объективных рыночных процессов. Однако уже во второй половине 2008 г. снижение цен отмечалось в большем числе стран и осуществлялось более быстрыми темпами, так как производители вынуждены были опускать цены вследствие сокращения платежеспособного спроса населения.

Из рассмотренных государств лишь в Беларуси, России и Украине по итогам двух лет не произошло снижения цен ни по одной из перечисленных позиций. Это свидетельствует о неразвитости рыночных механизмов саморегулирования экономики, наличии "эффекта храповика" (то есть сохранении высокого уровня цен, несмотря на снижение спроса), который проявляется в силу причин как экономического, так и административного характера.

Сопоставление темпов роста потребительских цен и цен производителей на потребительские товары (рис. 7) показывает, что в Беларуси начиная со второй половины 2008 г. уровень потребительских цен был ниже уровня цен производителей по группе потребительских товаров, то есть рост потребительских цен несколько смягчился за счет сокращения доходов посредников. Рентабельность реализованной продукции в торговле и общественном питании снизилась с 19,9% (в 2008 г.) до 17,7% (в 2009 г.).

Подобная ситуация наблюдалась в Великобритании, Ирландии, Австрии, а также в Болгарии и Румынии. При этом разрыв между индексами в этих государствах был в 2—3 раза больше, чем в Беларуси. В странах Центральной, Восточной Европы и Прибалтики (Чехия, Польша, Словакия, Латвия, Литва) ситуация с началом кризиса складывалась противоположной: потребительские цены были выше, чем цены производителей на потребительские товары. В развитых экономиках Европы цены разнонаправленно колебались под влиянием стихийных рыночных процессов, и однозначной тенденции не наблюдалось [3, с. 57].

 

Рис. 7 – Динамика ИПЦ и ИЦППП в Беларуси в 2008-2009 гг.

 

Таким образом, инфляция в Беларуси, как и в других государствах Европы, ускорилась под воздействием мирового экономического кризиса, последствия которого ощутили и промышленные, и посреднические организации, и потребители. Система цен производителей оказалась менее стабильной, чем в экономически развитых странах, но все же более устойчивой, чем, например, в государствах Юго-Восточной Европы. Подобная степень устойчивости обеспечивалась действием скорее административного фактора, чем экономических механизмов. Рост потребительских цен также был несколько смягчен за счет государственного регулирования в ценовой сфере. Можно предположить, что в дальнейшем рост цен в нашей стране продолжится и будет менее резким, но и более продолжительным, чем в условиях свободного рынка.

Информация о работе Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития