Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РБ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в РБ.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, формы и последствия инфляции
2 Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования
2.1 Сущность антиинфляционной политики
2.2 Формы инфляции и антиинфляционной политики
2.3 Антиинфляционная политика в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
4 Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0323015_FBB94_antiinflyacionnaya_politika_v_belarusi.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

 

Присутствует и внешний  фактор: когда мы берем внешние  займы в конвертируемой валюте, и  эта валюта продается Национальному  банку, он наращивает резервы, а в  экономику вливает рубли, то рублёвая масса и без эмиссии, в результате такой перетурбации растёт, что также отрицательно сказывается на экономике, - отмечает экс-председатель Нацбанка.

По словам профессора Александра Потупы, кроме мирового роста цен на энергоносители и  продовольствие к росту цен в  Беларуси ведут «попытки привезти многие товары из-за рубежа и растаможить». [2]

Еще один фактор, провоцирующий  инфляцию, - это рост цен на импортное  сырьё, не только на энергоресурсы, но и на металлы и тому подобное», - утверждает Леонид Злотников. [2]

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский надеется, что инфляция по итогам 2009 года не превысит 9—11%. Об этом он заявил 24 февраля на заседании президиума Совета министров, сообщает БелаПАН со ссылкой на пресс-службу правительства.

По его словам, высокая  инфляция — результат как объективных, так и субъективных факторов. С одной стороны, отметил премьер, рост цен произошел из-за девальвации национальной валюты, подорожания услуг ЖКХ и импортируемых энергоносителей. С другой — отдельные предприятия преднамеренно взвинчивали цены на свою продукцию.

[http://news.np.by/message315942]

Но ссылки на то, что  инфляция неизбежна в условиях роста  цен на нефть или на металлы  не состоятельны, потому что во многих странах: и в получающих огромное количество денег от продажи нефти, и в тех, кто является только потребителем импортируемой нефти за неимением собственной, уровень инфляции сохраняется в 2-3% в год, - отмечает аналитик. [2]

Но если в мире продовольствие дорожает на 70-100%, то это обязательно сказывается и на нас, - подчеркивает футуролог Александр Потупа. – В том, что мы совсем не изолированная экономика, можно убедиться, посмотрев баланс экспорта-импорта. Мы в этом плане как раз и являемся одной из самых открытых экономик, с большим экспортно-импортным оборотом относительно ВВП, поэтому считать Беларусь изолированной от тех процессов, которые происходят в мировой экономике, нельзя. [2]

Рост цен на нефть, удобрения, металлы является позитивным явлением для отдельных компаний, которые могут зарабатывать больше на такой конъюнктуре, - полагает экономист  Ярослав Романчук. - С другой стороны, для домашних хозяйств, населения и бизнеса инфляция - это бич, потому что это такой невидимый способ изъятия денег из кошельков.  [2]

 

 

4 Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития

 

Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики [9, с.653].

Отечественный опыт регулирования  социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в настоящее время позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

Всю совокупность мер  антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

•  по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции.

На мой взгляд, осуществить  это (снизить долю заработной платы) нелегко, так как предприятия должны находить дополнительные средства для внедрения новой техники, технологии, повышать квалификацию специалистов, снижать трудоемкость работы. Но в то же время себестоимость будет снижаться и возрастать вероятность увеличения сбыта отечественных товаров.

• поиску путей удешевления  импортных энергоносителей, сырья  и материалов, комплектующих изделий.

Для Беларуси, как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2-3 раза больше, чем экономически развитые государства, это имеет стратегическое значение. Приток инвалюты в страну снижает стабильность белорусского рубля. Снизить уровень энерго – и ресурсопотребления на производство единицы продукции можно за счет внедрения наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, экономического механизма стимулирования снижения затрат и опережающего развития производств на основе новых высоких технологий. В то же время необходимо учитывать, что нынешнее развитие экономики Беларуси в значительной степени субсидируется льготными ценами на российские энергоносители. Изменение ситуации в этой области, как и возможное изменение конъюнктуры на калийном рынке, содержит в себе большие риски как для слабо реформированной белорусской экономики, так и, в еще большей степени, для стабильности национальной валюты. С учетом этого фундаментального положения, очевидно, что, несмотря на факт нынешнего укрепления белорусского рубля, утверждения об устойчивости белорусского рубля на перспективу преждевременны.

• снижению материало  – и энергоемкости продукции  на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий.

Как уже говорилось выше, внедрение новых технологий позволяет снизить себестоимость продукции и, следовательно, повысить вероятность экспорта.

• реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей.

Важным средством борьбы с инфляцией является стимулирование деловой активности, расширения производства и, соответственно, спроса на деньги. Однако деловая активность зачастую блокируется негативными сигналами из власти для бизнеса, усилением роли государства в экономике, карательными экспедициями налоговиков. Налоговая продразверстка лишает предприятия стимулов к развитию. Какой смысл наращивать деловую активность, повышать спрос на деньги, если их все равно отберут. Это барьер на более перспективном направлении борьбы с инфляцией.

Как известно, в Беларуси много убыточных и низкорентабельных  государственных предприятий. Поэтому реструктуризация и финансовое оздоровление ложится на плечи государства.

Устойчивые высокие  темпы роста промышленного производства в 2006-2010 гг. предусматривалось обеспечивать на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства, повышения качества производимой продукции. Одним из важнейших направлений налоговой реформы предусматривается упрощение налоговой системы, и реальное снижение налогового бремени на экономику. 

• сокращению трансакционных издержек и др.       

Указанные меры реализуются  в правительственных программах и прогнозах. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривает обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7 процентов и энергоемкости ВВП на 20-25 процентов. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 гг., а также мероприятия «Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики».

Второй комплекс охватывает меры:

• по  регулированию  объема и структуры денежной массы.   

В обычном понимании  к денежной массе относят все деньги, которые проходят через банковскую систему, включая инвалютные. Неоправданный рост денежной массы, как и ухудшение ее структуры, неминуемо ведут к росту цен. Ограничение денежной массы осуществляется посредством недопущения расширения кредита. Между тем в Беларуси банковская кредитная экспансия возведена в ранг достижений. Об этом Национальный банк рапортует в своих официальных отчетах, не акцентируя внимания на тот факт, что львиная доля прироста кредитных вложений представляет собой простое замещение утраченного предприятиями собственного капитала, инфляционные кредитные инъекции в неэффективные, официально или реально убыточные и неплатежеспособные предприятия. Номинальный рост рублевой денежной массы ведет к некоторому, однако весьма ограниченному повышению коэффициента монетизации, что увеличивает реальную платежеспособность экономики. К повышению этого коэффициента ведет рост депозитов, отвлечение денег на рынок ценных бумаг. В низкоинфляционных экономиках этот коэффициент колеблется в диапазоне 50-80 процентов. У нас он составляет лишь 9 процентов.

Использование на внутреннем рынке иностранной валюты — так называемая долларизация — также содержит в себе негативные риски для денежного обращения, но является симптомом проблемы, а не ее причиной. В связи с укреплением белорусского рубля, в последнее время в стране наблюдается устойчивая тенденция дедолларизации экономики. Только за последние три года доля рублевой денежной массы в широкой денежной массе возросла более чем на 13 процентных пункта и составляет сегодня более 60 процентов.

Инвалюта, если она используется в виде резерва Национального  банка, не оказывает прямого влияния на внутреннюю денежную массу. Однако Национальный банк не должен ее размещать в коммерческие банки страны, так как это позволяет им расширять кредитную эмиссию.

Для победы над инфляцией  необходимо обеспечивать также должное  регулирование небанковскими средствами платежа, к которым относится небанковская долларизация, бартер, дебиторско - кредиторская задолженность.

Разрушение оборотного капитала вследствие инфляции и мер административного контроля повлекло за собой использование неденежных расчетов. С этим тесно связан рост задолженности предприятий друг другу. По существу происходит вынужденное расширение небанковских кредитов. Рост задолженности имеет тот же инфляционный эффект, что и чрезмерное банковское кредитование.

•  сокращению скорости оборота денег.  

Скорость обращения  денежной массы отражает эффективность денег в качестве средства сбережения и сохранения стоимости, зависит от структуры денежной массы, доли долгосрочных депозитов, определяемой во многом процентной политикой. Скорость рассчитывается делением номинального ВВП на номинальную рублевую денежную массу. В Беларуси она составила почти 12 оборотов. (В Германии эта скорость не превышает двух оборотов.) В реальности эта скорость несколько ниже, так как в делителе не находят отражение небанковские платежные средства, о которых говорилось выше.

Скорость обращения национальных денег как фактор инфляции чаще всего игнорируется. Если Центральный банк страны жестко контролирует денежную массу, то «монетарные импульсы» инфляции вполне могут исходить именно от скорости обращения денег. Снижение склонности населения к сбережениям, возрастание инфляционных ожиданий и т. п. есть лишь иное выражение повышения скорости движения денег [8, с. 227].

Возрастание скорости движения способствует вытеснению из обращения национальных денег и их замещению более устойчивой иностранной валютой, т. е. «долларизации экономики». В итоге в совокупной денежной массе повышается удельный вес иностранных денег и сокращается удельный вес национальных денег. Получается, что на инфляцию как монетарное явление добросовестно работает не только отечественный, но и иностранный печатный станок.

Что касается влияния  на инфляцию количества товаров на рынке и конкуренции, то здесь многое зависит от создания благоприятных условий для предпринимательства и инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, либерализации торговли.

•  регулированию резервных  требований.

Как известно, норма обязательных резервов выступает одним из методов  борьбы с инфляцией. Ее увеличение снижает  способность банков создавать деньги, и, как следствие, уменьшает денежную массу в стране.

  • снижение ставки рефинансирования.

Процентная политика в Республике Беларусь ориентирована  на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равных условий в размещении средств в банках, государственных ценных бумагах и других активах, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и спекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.

•  ограничению бюджетного дефицита:

Дефицит бюджета является следствием:

а) чрезмерных государственных  расходов;

б) осуществления внутренних и внешних займов;

в) государственного регулирования  экономики и отражает намерение  Правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Дефицит приводит к увеличению эмиссии денег, следовательно, необходимо тщательно планировать все расходы  государства, и меньше вкладывать деньги в «отрасли», которые не приносят прибыли.

Так как мощным фактором инфляции всегда выступает дефицитное финансирование государственного бюджета, то есть смысл активизировать привлечение на приемлемых условиях внешних источников финансирования.

•  регулированию доходов  населения:

Необходимо, чтобы доходы населения росли вместе с ВВП. В случае инфляции они должны индексироваться.

Несмотря на складывающиеся положительные тенденции, сохраняется  дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики, недостаточный  высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат. Особая тема для обсуждения — установление административного контроля за соотношением цен и уровня заработной платы. Не исключается, что на определенном этапе государство может пойти даже на замораживание заработной платы и цен. Вместе с тем надо признать, что в таких случаях бороться начинают не с причинами, а лишь с последствиями инфляции. Если таким способом все же удастся сбить сложившийся высокий уровень инфляционных ожиданий, то следующий шаг — это привязка повышения доходов к росту производительности труда.

Информация о работе Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития