Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. ФИСКАЛЬНАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ 13
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 18
2.1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 18
2.2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 24
3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КР 29
3.1. СОСТОЯНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ 29
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика государства.docx

— 73.76 Кб (Скачать файл)

 

Антиинфляционная  политика государства: проблемы осуществления

 

Оглавление

 

 

Введение 3

1. Антиинфляционная политика государства 5

1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 5

1.2. Фискальная антиинфляционная политика государства 8

1.3. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 13

2. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 18

2.1. Антиинфляционная стратегия 18

2.2. Антиинфляционная тактика 24

3. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной КР 29

3.1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году 29

3.2. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год 31

Заключение 33

Список использованной литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и  последствия этого процесса. Для  того, чтобы понять, что делает государство, чтобы регулировать этот процесс, какие  меры ему еще надо принимать, необходимо разобраться в самом понятии  инфляции и причинах возникновения.

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах  мира, отрицательно влияя на все  стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает  денежную систему, провоцирует бегство  национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении  иностранной валютой, подрывает  возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным  средством перераспределения национального  богатства – от более бедных слоев  общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Явление инфляции присуще в той  или иной степени любой экономике, как рыночной, так и переходной. В большинстве стран мира уровень  инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский  и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость  и качество жизни. Однако в развитых странах она не представляет серьезной  угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы её ограничения и регулирования.

 

Именно потому, что эта тема столь популярна  в наши дни, я остановилась на ней  как на предмете своего исследования. Я хотела бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; насколько он опасен для экономики, и как с ним борется государство.

В первой части  дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются  такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и  гиперинфляция. Также приводятся определения  сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.

Во второй части рассказывается о социально-экономических  последствиях инфляции: рост цен и  норм прибыли, обострение экономической  и социальной напряженности, обесценение  сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.

В третьей  части анализируются причины  инфляции в России, а также выдвигаются  предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.

Для написания работы была использована учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, а также статистические сборники и статьи из интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антиинфляционная политика государства

    1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики

Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом, применяемые  в различных странах, различаются  в зависимости от характера и  уровня инфляции, особенностей хозяйственной  обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально  развитых странах (в частности, в  США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста  удается удерживать в довольно узких  пределах.

Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов. Очень  важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией  должна быть борьба с ее основополагающими  причинами.

Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:

·     сокращение инфляционного потенциала

·     предсказуемость динамики инфляции.

·     снижение темпов инфляции

·     стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

1.                Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2.                Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Если  инфляция растет в результате роста  издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать  инвестиции. А поскольку правительства  развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать  к таким методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа  стабилизации, которая включает набор  взаимосвязанных мероприятий в  области бюджетной, и денежно-кредитной  политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства  и международные организации. Основными  задачами стабилизационной программы  являются:

- сокращение  правительственных расходов, в том  числе сокращение субсидий;

- повышение  налогов;

- снижение  объемов кредитования коммерческих  банков;

- увеличение  выпуска казначейских облигаций  и объемов зарубежных займов;

- повышение  социальных расходов на нужды  малообеспеченных слоев населения;

- фиксация  обменного курса национальной  валюты.

В осуществлении  стабилизационных мер наряду с экономической  логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение  налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у  населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен  на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально  значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных  расходов вносить изменения в  экономическое законодательство. Это  касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты  правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные  методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения  характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция  может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

    1. Фискальная  антиинфляционная политика государства

Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса  специфических обстоятельств.

Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот  вид регулирования проводится формально  неподконтрольным правительству Центральным  банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким  образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство  должно проводить дефляционные мероприятия  для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.).

В связи  с этим очевидно, что задача полностью  ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства  ставят перед собой цель сделать  ее умеренной, контролируемой, не допустить  разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что  государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение  совокупных расходов в период роста  инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне  раздут и неэффективен, могут выступать  за сокращение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться  как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный  сектор.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления