Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. ФИСКАЛЬНАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ 13
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 18
2.1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 18
2.2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 24
3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КР 29
3.1. СОСТОЯНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ 29
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика государства.docx

— 73.76 Кб (Скачать файл)

сокращения  бюджетного дефицита по рецептам «рейганомики», но в течение

первых 3-5 лет  дефицит возрастает. Поэтому для  противодействия инфляции

необходимы  и меры тактического характера.

    1. Антиинфляционная  тактика

       Методы краткосрочной антиинфляционной  политики не рассчитаны на

устранение  причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов. Их целями

являются     снижение температуры инфляционного  процесса, подготовка

экономики к  более радикальному лечению. Это  требует сокращения разрыва

между совокупным спросом и совокупным предложением:

      1) Расширяется совокупное предложение  при относительно неизменном

совокупном  спросе. Для этого:

     а) обеспечивается государственная  поддержка повышения степени

товарности  народного хозяйства: вводится льготное налогообложение

предприятий, организующих продажу побочных продуктов  своей

производственной  деятельности; всемерно поощряются банки, торгующие

базами данных и также все другие проявления диверсификации.

     б)проводится приватизация государственной  собственности. Тактический

антиинфляционный  эффект реализуется при этом по двум направлениям:

     - возрастают неналоговые доходы  бюджета при сокращении его  расходов,

что сразу  с двух сторон сокращает бюджетный  дефицит;

     - появление      на фондовом  рынке акций приватизированных

предприятий отвлекает на себя часть инфляционного  спроса.

     в) используется массированный  потребительский импорт;

     г) производится частичная реализация  государственных стратегических

запасов;

     д) практикуется продажа населению  части накопленных предприятиями

материальных  производственных ресурсов (правда, в  условиях высокой

инфляции  предприятия могут не пожелать           расстаться    с объектами

возможного  бартера).

      2) При постоянстве совокупного  предложения сжимается совокупный

спрос. Для  этого:

     а) существенно повышается ставка  процента по вкладам (она должна  быть

заметно выше темпов инфляции в сумме с уровнем  инфляционных ожиданий.

При этом устанавливается  значительно более высокий процент  по срочным

вкладам. В  то же время при повышении снижающих  предельную склонность к

потреблению процентных ставок нельзя        забывать о том, что данная

удорожающая кредит мера способна серьезно подорвать  инвестиционную

активность  и рост производства;

     б) повышается процент по государственным  облигациям;

     в) проводятся акционирование  и приватизация предприятий,

подрывающие стимулы трудовых коллективов к  проеданию доходов;

     г) стимулируется помещение сбережений  в земельные участки, золото  и

иные ценности;

     д) вводятся разнообразные приемы  ограничения роста доходов и  даже,

желательно, их понижения. При этом целесообразно  использовать такие формы

противоинфляционной компенсации, которые как можно  меньше затрагивают

денежные  издержки производства - натуральную  компенсацию в виде,

например, продовольственных  талонов низкооплачиваемым категориям

населения. Богатой части населения не следует  компенсировать снижение

реальных  доходов. Индексацию доходов правительству  целесообразно

проводить не автоматически, а лишь под сильным  давлением профсоюзов,

максимально выигрывая время (и деньги из бюджета).

       Социально-политическая обстановка  в стране может исключать

экономически  возможное прямое снижение номинальных  доходов сколько-

нибудь широкого круга участников экономического процесса. Так, попытаться

в нашей стране в 1992 г. разморозить цены и одновременно в любом звене

экономики заморозить заработную плату - значило бы вызвать  неизбежные

социальные  взрывы, да и просто лавину требований, которой правительство

не смогло бы противостоять и было вынуждено  отступить по широкому кругу

позиций, после  чего в образовавшийся прорыв неизбежно  ворвались бы все

остальные профессиональные и социальные группы. В таком случае оказалось

возможным использование  тактики сокращения реальных доходов  населения в

результате  отставания роста доходов от опережающей  динамики цен.

Парадокс: в  результате проведения данной политики преодолевается инфляция

(обусловленная  структурными факторами) путем  инфляции: номинальный

«пирог» растет, и вместе с его ростом изменяются и реально урезаются -

хотя и  не одинаково - доли его потребителей. Как доказывает практика, этот

способ воздействия  на реальные доходы является менее  болезненным и

менее очевидным. Правда, при его использовании  существует опасность - в

том, что  суммарный объем компенсационных  выплат, дотаций населению

и предприятиям окажется больше суммарного повышения  цен. В таком

случае    жертвы    населения    (его обесцененные сбережения) окажутся

бессмысленными, а инфляция станет сочетаться с товарным дефицитом и

установлением потолков цен.

     е) в качестве крайних средств  преодоления гиперинфляции могут  быть

применены такие  тактические, не имеющие отношения  к причинам и

механизмам  инфляции меры, как временное замораживание  вкладов, а также

денежная  реформа конфискационного типа.

    При  реализации комплекса тактических  мер антиинфляционного

регулирования следует учитывать то обстоятельство, что между данными

мерами, а  также действиями стратегического  плана существует серьезное

противоречие, неучет которого в практике хозяйствования способен

противопоставить  стратегию и тактику борьбы с  инфляцией. Так, ликвидация

«денежного  навеса» в России в 1992 г. через  фактическую конфискацию

сбережений  населения в тактическом плане, безусловно, сократила возможный

инфляционный  накал, однако в плане стратегическом сделала «бегство от

денег» - денег  отечественных, неустанно превращаемых в дальнейшем в

конвертируемую  валюту - предопределенным.           Между тем реальной

альтернативой такой конфискации могло бы стать  и «замораживание»

сбережений  на годы вперед (при соответствующей  индексации и

государственных гарантиях их последующей выплаты), и добровольно-

принудительное  превращение их в долгосрочные государственные

обязательства с ежегодной выплатой тех или  иных процентов, и направление

значительной  доли этих денег на приватизацию государственной

собственности и т.п. Однако, не вынеся уроков из провалов 90-х гг.,

правительство России и в году 1998 г. не нашло  ничего лучшего, чем в

очередной раз  обвалить валютные (да и рублевые) сбережения россиян в

рамках проведения очередной тактической антиинфляционной акции.

       Тактические способы борьбы с  инфляцией ориентированы прежде

всего на спрос. Этот принцип опирается на концепцию  А. Маршалла о

краткосрочных и долгосрочных регуляторах цен. А. Маршалл утверждал, что

спрос и предложение  в принципе в равной мере воздействуют на цены. Однако

в рамках краткосрочного интервала приоритет в формировании уровня цены

принадлежит спросу. Предложение же является гораздо  более инерционным,

движение  определяющих его ресурсов не поспевает  за постоянными

колебаниями спроса. В этих условиях любое повышение  спроса влечет за

собой рост цен и наоборот. В длительной же перспективе основной

ценообразующей  силой является предложение, и чем  длиннее период, тем роль

последнего  становится все более определяющей.            Причина: именно

производство  определяет в конечном счете движение потребностей,

которые выступают  затем в виде платежеспособного  спроса. Исходя из данного

теоретического  положения,      в реализации антиинфляционной стратегии

решающая  роль должна отводиться воздействию  на динамику совокупного

предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России

    1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году

Прогноз Минфина РФ на 2010г. составляет: 7.5-8.5%.

Причины инфляции в 2010 году:

  1. рост тарифов на услуги ЖКХ;
  2. низкая конкуренция среди производителей;
  3. высокие издержки из-за банковских ставок;
  4. рост курса рубля;
  5. восстановление потребительского спроса, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения.

Причины снижения инфляции в 2010 году:

  1. снижение потребительского спроса;
  2. сокращение притока капитала;
  3. сокращение денежной массы;
  4. укрепление рубля;

Антиинфляционные меры государства в 2010 году:

  1. снижение ставки рефинансирования;
  2. льготные банковские кредиты предпринимателям;
  3. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  4. снижение государственных расходов;
  5. государственное регулирование цен на лекарства;
  6. государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
  7. государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
  8. усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
  9. изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.

Плата за водоснабжение и водоотведение  в 2010 году увеличилась на 2,1% (с начала года — на 9,4%). Электричество, отопление, горячее водоснабжение и жилье  в государственном и муниципальном  жилищном фонде подорожало на 1,1—1,7% (с начала года — на 3,1—9,5%).  
По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию вплоть до весны. Вероятнее всего, к этому времени правительство примет решение понизить плату за ЖКХ в среднем на 0,5% именно по причине их дороговизны.

По  данным Росстата, март 2010 года ознаменовался  высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания  чемпионами подорожания стали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие  за месяц в цене 7,4% – 12,8%.  
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ в прошедшем месяце выросла по сравнению с февралем на 1,4% (с начала года – на 6,2%) и составила на конец марта 2273 рубля.  
Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице еженедельные газеты, а также сигареты и резиновые сапоги.  
В марте также существенно – на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%.  
Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за Интернет снизилась на 1,3%.  
Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%.  
По данным Росстата, цена на автомобильный бензин выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале.  
В целом за первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления