Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:07, курсовая работа
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. ФИСКАЛЬНАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ 13
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 18
2.1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 18
2.2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 24
3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КР 29
3.1. СОСТОЯНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ 29
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.
Если
налоговые поступления
Автоматическая фискальная политика – это тот тип фискальной политики – изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
Однако
на практике уровень государственных
заказов, так же как и уровень
чистых налогов, может измениться даже
при отсутствии каких-либо изменений
в законах, их регулирующих. Это происходит
потому, что многие законы, касающиеся
структуры налогообложения и
затратных механизмов, составлены таким
образом, что параметры фискальной
политики автоматически изменяются
при перемене экономических условий.
Такие изменения
Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
Проблемы фискальной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции проходит некоторый промежуток времени; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен; политические проблемы; эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта.
Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).
Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:
1) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
2) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
3) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
4) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.
5) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:
· Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.
· Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.
· Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.
Монетарные
методы воздействия на инфляцию могут
быть действенными только в условиях
сбалансированной экономики, когда
изменение денежного
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост.
Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.
Такая политика
использовалась для борьбы с инфляцией
в ряде развивающихся странах
в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии,
Перу она не дала положительного эффекта,
тогда как в Мексике и Израиле
она оказалась успешной. В Боливии
успех в борьбе с инфляцией
был достигнут чисто
Целесообразно разграничить антиинфляционную стратегию
(соединяющую цели и средства долговременного характера) и
антиинфляционную тактику (способную дать эффект достаточно быстро).
Компоненты антиинфляционной стратегии:
1) Гашение инфляционных ожиданий средствами рестриктивной
фискальной и монетарной политики. Для этого вовсе не требуется, как многие
полагают, полной остановки инфляции. необходимо лишь выполнение двух
условий:
а) укрепление рыночных механизмов (ослабление таможенных
ограничений, стимулирование диверсификации производства,
систематический контроль за состоянием рынков, пресечение фактов
монополистического поведения, либерализация цен и т.п. В результате
проведения подобных мероприятий начинает расти объем производства,
догоняющий убежавшую вперед денежную массу (с учетом возросшей
скорости оборота денег), что начинает тормозить рост цен и изменять
психологию потребителей;
б) существование
постепенное искоренение неуправляемой инфляции (например, через
минимизацию дефицита госбюджета, отмену субсидий и льгот убыточным
предприятиям) и пользующейся доверием большинства населения. Правила
проводимой подобным правительством политики: постановка реальных целей,
заблаговременное информирование о них граждан, неуклонное выполнение
обещаний. Несколько лет соблюдения этих правил вызывают к жизни эффект
объявления (теоретическая проработка этого эффекта осуществлена
американским экономистом Э. Фелпсом). И потребители, и производители в
ходе принятия решений о ценах, сбережениях и др. начинают
приспосабливаться
к заранее установленным
экономической политики. Б. Сприккел (зам. министра финансов в
правительстве Рейгана) подчеркивал, что главная задача администрации -
Информация о работе Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления