Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. ФИСКАЛЬНАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.3. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ 13
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 18
2.1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 18
2.2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ТАКТИКА 24
3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КР 29
3.1. СОСТОЯНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ 29
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика государства.docx

— 73.76 Кб (Скачать файл)

убедить американцев  в неизменности антиинфляционного  курса правительства

и стабилизации инфляционных ожиданий. Уже поэтому  становится ясным, что

в условиях высокой инфляции страна не может  позволить себе иметь

правительство, которому отказано в доверии. Доверяют же не доброму (по

первому требованию поднимающему уровень противоинфляционных

компенсаций), а сильному правительству. Только оно  способно сдержать

инфляционную  инерцию.

      2) Долгосрочная денежная политика, включающая:

       а) ограничение размеров централизованных  кредитов, предоставляемых

центральным банком правительству на покрытие бюджетного дефицита;

       б) поэтапное повышение центральным  банком реальной процентной

ставки по межбанковскому кредиту, за которым  должно последовать

повышение кредитных  ставок и коммерческими банками;

       в) стабилизацию курса национальной  валюты посредством валютной

интервенции центрального банка;

       г) расширение государством системы  государственных и частных

банков долгосрочного  кредитования.

       д) введение жестких лимитов  на ежегодные приросты денежной  массы в

соответствии  с фундаментальным уравнением Фридмена:

      LМs = LY + LP . Этот лимит складывается  из долгосрочного темпа

роста реального  производства (реального дохода Y) и  такого уровня инфляции

(темпа роста  цен P), который правительство  считает приемлемым и обязуется

контролировать. Результатом является снабжение  экономики минимальным

количеством денег, которое требуется для  поступательного развития

национальной  экономики.

       Для того, чтобы денежная политика  была действительно

антиинфляционной  и для реализации эффект объявления, необходимо данный

лимит удерживать в течение нескольких лет - вне  зависимости от состояния

государственного  бюджета, уровня инвестиционной активности, ситуации на

рынке труда  и др. В инфляционной экономике  денежная политика должна

играть главенствующую роль.       Не может быть причин, вынуждающих

превысить денежный лимит (хотя дискуссионным является вопрос о

применимости  данного правила в российской экономике, где инфляция имеет в

основном  неденежную природу). Примеры:

     а) причиной ускорения инфляции  признана слабая инвестиционная

активность  предприятий - денежная экспансия, направленная на удешевление

кредитов. Однако и она оправданная лишь до определенного, заранее

установленного  предела. Иначе в результате данных мер возможно не

торможение, а, наоборот, усиление инфляции;

     б) причиной ускорения инфляции  признан дефицит бюджета. Выход  -

привлечение центрального банка к финансирования дефицита, однако опять-

таки в  рамках заранее определенного лимита. Его превышение превращает

центральный банк в генератор инфляции.

       Детальная проработка вопросов, связанных с организацией

неинфляционной  денежной политики ("денежная конституция") - одно из

самых сильных  мест монетаристской теории. Некоторые  ее положения

выдержали проверку практикой. Свидетельства этому - стабильно  низкие

темпы роста  цен в 80-е гг. в экономике США, Великобритании и др., где

государство стремилось придать денежному регулированию  консервативную

ориентацию. Однако реализация монетаристского  денежного проекта в

полном объеме создает немалые трудности и  вряд ли осуществима на

практике.

       Долгосрочную денежную политику  следует проводить с большой

осторожностью. Она безусловно применима только в странах с развитыми

рыночными отношениями, где даже в условиях инфляции продолжает

действовать рыночный механизм, противостоящий резкому  сокращению

производства,    где    развертывается     следующая    цепь взаимосвязей:

введение  денежных ограничений - замедляется  рост цен - изменяются

ожидания  потребителей - повышается предельная склонность к сбережению -

решаются  бюджетные проблемы: финансирование бюджетного дефицита без

привлечения займов в центробанке (продажа населению  и фирмам

государственных облигаций). В этих условиях реализация долгосрочной

денежной  стратегии представляет собой самоусиливающийся  процесс: каждый

успех денежного  регулирования становится условием его дальнейших успехов.

      Впрочем, даже в странах с  рыночной экономикой внедрение  режима

денежных  ограничений не проходит гладко: увеличение процентных ставок

влечет за собой рост числа банкротств (в  том числе вполне жизнеспособных

производств) и безработицы. Поэтому не случайно в современной

макроэкономике  продолжается интенсивная дискуссия  по вопросу, оправданно

ли рассматривать  ограничение денежного предложения  в качестве главного

фактора успеха антиинфляционной политики? И если монетаристы по сей день

склонны считать  именно так, то их оппоненты настаивают на тезисе, что само

по себе замедление роста денежной массы в условиях высокой инфляции

способно  спровоцировать экономический спад, которого можно было бы

избежать  при более тонком, не сводящемся исключительно к регулированию

параметров  М2 антиинфляционном регулировании  национальной экономики.

     Не случайно поэтому внедрение  режима жестких денежных ограничений

в российской экономике (где высок уровень  монополизации, остается

огромным  государственный сектор, отсутствуют  развитые рыночные

механизмы)            вызвало     к     жизни  лавинообразные сокращения

производства,    а вовсе не стабилизацию цен. Сегодня  можно считать

бесспорным, что переход к антиинфляционной, рестриктивной денежной

политике  должен был происходить          здесь постепенно, параллельно с

разгосударствлением       экономики,      демонополизацией,      развитием

соответствующей рыночной инфраструктуры.

    3) Сокращение бюджетного дефицита  с перспективой его полной

ликвидации. Для решения этой задачи требуется, очевидно, либо сокращение

государственных расходов, либо увеличение налогов. Рост налогов как

антиинфляционная  мера сопровождается изъятием части  денег из оборота и

пополнением доходной части бюджета. При этом нейтрализация действия

эффекта Оливьера-Танзи       предполагает использование индексированной

налоговой системы: налоги корректируются в соответствии с темпами

инфляции     (опыт    Чили     при    осуществлении    макроэкономической

стабилизации).В  целом увеличение налогов означает уменьшение инфляции,

так как оно  влечет за собой сокращение спроса предприятий и населения на

инвестиционные  и потребительские товары. Однако:

     а) рост налогов повлечет за  собой ослабление стимулов к  труду и

инвестированию. И в стратегическом плане в  соответствии с кривой Лаффера

это породит  сокращение поступлений в бюджет.

     б) государство может направить  изъятые путем налогов средства  на

финансирование  своих потребностей (прежде всего  военные и социальные

расходы), что  приводит через мультипликатор государственных  расходов к

увеличению  спроса в других звеньях национального  хозяйства. Это резко

ослабляет антиинфляционный эффект роста налогов. Такой эффект был бы

более ощутим, если бы государство заморозило денежный прирост налоговых

поступлений в хранилище центробанка. Однако это маловероятно, учитывая

устойчивый  дефицит госбюджета во многих странах.

     в) рост    налогов    в монополизированной экономике  может стать

дополнительным  инфляционным фактором (налоговая инфляция).

      Таким образом, антиинфляционное  воздействие роста налогов возможно

лишь при  жестких предпосылках (типа отсутствия монополизма или изъятия

из обращения  денег) и в достаточно узком диапазоне. В этом плане вполне

можно рассматривать  в качестве элемента антиинфляционной стратегии не

повышение, а, наоборот, сокращение ставок налогов (при расширении

налоговой базы):

     а) понижение ставок налога  на прибыль - рост инвестиционной

активности  – увеличение объема производства и занятости – рост массы

доходов, подлежащих налогооблажению – рост государственных  доходов и

сокращение  дефицита бюджета;

    б)  снижение ставок подоходного  налога – рост личных сбережений  –

финансирование  инвестиций наряду с покрытием бюджетного дефицита без

правительственных займов в центробанке или прямой денежной эмиссии. Но

такая цепочка  связей становится возможной лишь в  случае, если снижение

ставок подоходного  налога охватит прежде всего высокие  доходы (т.е.

произойдет  сжатие прогрессии в налогооблажени) т.к. бедные, несомненно,

скорее потратят прирост доходов от сокращения налогов  на потребление.

    Без  сокращения бюджетного дефицита  попытки преодолеть инфляцию

бесперспективны. Однако и осуществление противодефицитных  мероприятий

требует осмотрительности. Так, для уменьшения бюджетного дефицита в

России правительство  резко сократило расходы на централизованные

инвестиции, оборону, дотацию. Но это давало результаты лишь на

непродолжительный срок, сменяясь обвальным раздуванием  расходной части

бюджета (связанным  прежде всего с             необходимостью содержания

высвобождаемых          работников).      Поэтому  необходимо всякий раз

просчитывать  положительные и отрицательные  последствия свертывания

финансирования  тех видов деятельности государства, которые можно передать

рыночным  силам: прекращение чрезмерного  вмешательства государства в

инвестиционные  процессы, отмена необоснованных дотаций  и субсидий,

частичная приватизация образования и т.д.

     4) Государственное стимулирование  научно-технического прогресса и

структурной перестройки экономики, ориентация инвестиционных потоков

на секторы, обслуживающие потребительский  рынок.

      5) Демилитаризация и конверсия  военной экономики.

       Вторая и третья позиции данного  перечня характеризуют

антиинфляционное  регулирование со стороны совокупного  спроса, а четвертая

и пятая - со стороны совокупного предложения: его прирост, компенсируя

избыточный  спрос, оказывает понижающее давление на цены. Не случайно

страны, стоящие  на передовых рубежах НТП (Япония), не испытывают

проблем, связанных  с ростом цен.

    (1)-(6) - механизмы длительного действия, дающие антиинфляционный

эффект далеко не сразу. Так, если правительство начало направленную на

борьбу с  инфляцией структурную перестройку, то в первые годы ее

проведения  инфляционный разрыв совокупного спроса и совокупного

предложения может даже возрастать: растут издержки на строительство новых

предприятий, регулярно выплачивается повышающая совокупный спрос

заработная  плата, а продукции еще нет. Или: понижается уровень налогов для

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: проблемы осуществления