Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Инфляция, в свою очередь,

сама оказывает влияние на состояние экономики по многим направлениям.

Доход, получаемый государством от выпуска бумажных денег, иногда

называемый инфляционным налогом, то как инфляция влияет на номинальную

ставку процента, как номинальная ставка процента, в свою очередь, влияет

на решения населения относительно количества денег на руках и, таким

образом, на уровень цен. Именно эти моменты образуют тот гордиев узел,

который должно разрубить правительство, поставившее перед собой задачу

обуздания инфляции.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.69 Кб (Скачать файл)

резкий рост предложения  денег приведет к ускорению инфляции. 

На практике центральный  банк добивается доверия, устраняя главную

причину гиперинфляции: необходимость сеньоража. Чаще всего  гиперинфляция

начинается, когда  государство печатает деньги для  оплаты своих расходов.

Пока существует потребность в сеньораже, население  скорее всего не

поверить заявлениям центрального банка о стабилизации цен. По этой

причине окончание  гиперинфляции, как правило, сопряжено  с реформами

бюджетной сферы  — сокращением государственных  расходов и увеличением

налогов, что уменьшает  потребность в сеньораже. Таким  образом, хотя

инфляция всегда и везде является явлением денежной сферы, окончание

гиперинфляции зачастую затрагивает одновременно и сферу  бюджетного

регулирования. 

Обуздание инфляции и соотношение потерь 

Что случится с безработицей и объемом производства товаров  и услуг в

экономике, если Федеральная  резервная система будет проводить  политику,

направленную на снижение инфляции, скажем, с 6 до 2%? Снижение инфляции

требует определенного  периода, характеризующегося высокой  безработицей и

низким уровнем  выпуска. Но насколько и в течение  какого срока

безработица должна превышать свой естественный уровень? Прежде чем

решать, следует ли уменьшать инфляцию, политикам необходимо определить,

какой объем национального  дохода будет потерян при снижении темпа

инфляции. Эти издержки могут быть соотнесены с преимуществами достижения

более низких темпов инфляции. Часто результаты подобных исследований

представляются в  виде показателя, именуемого соотношение  потерь и

результат в борьбе с инфляцией. Он показывает, сколько  процентов

реального годового ВНП следует принести в жертву ради сокращения

инфляции на один процентный пункт. Несмотря на то, что  существует много

различных оценок этого  показателя, как правило, считается, что

соотношение должно быть около пяти к одному: для  снижения инфляции на 1

процентный пункт, необходимо пожертвовать 5 процентами годового ВНП. 

Соотношение потерь может быть также выражено через  безработицу. Закон

Оукена гласит, что  изменение уровня безработицы на 1 процентный пункт

приводит к изменению  ВНП на 2 процентных пункта. Отсюда, сокращение

инфляции на 1 процентный пункт требует около 2,5 процентных пунктов в

год циклической  безработицы. 

Мы можем использовать показатель соотношения потерь для  определения

того, на какую величину и на какой срок должна вырасти  безработица при

снижении инфляции. Поскольку снижение инфляции на 1 процентный пункт

требует принесения в жертву 5 процентов годового ВНП, сокращение

инфляции на 4 процентных пункта требует принесения в жертву 20 процентов

годового ВНП. Соответственно, такое сокращение инфляции потребует  роста

безработицы на 10 процентных пунктов. 

Подобная дефляционная политика может проводиться в  разных формах, каждая

из которых в  итоге означает принесение в жертву двадцати процентов

годового ВНП. Например, быстрое обуздание инфляции сократит ВНП на 1% в

год в течение  двух лет; такой подход можно назвать  “шоковой терапией”.

Более мягкая антиинфляционная политика будет снижать ВНП на 5% в течение

четырех лет. Еще  более градуалистский вариант, т.е. подход связанный с

постепенными шагами в обуздании инфляции, означает сжатие производства

на 2% в год в  течение десятилетия. 

Рациональные ожидания и  

безболезненное обуздание  инфляции 

Поскольку ожидаемый  темп инфляции влияет на выбор между  инфляцией и

безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные

ожидания, приобретает  первостепенное значение. До сих пор  мы полагали,

что ожидаемая инфляция зависит от недавних темпов роста  цен. Хотя это

допущение вполне разумно, но все же, вероятно, является слишком

упрощенным, чтобы  быть применимым во всех обстоятельствах. 

Подход, получивший название рациональных ожиданий, строится на том, что

люди наиболее оптимально используют имеющуюся в их распоряжении

информацию, в том  числе и о проводимой в настоящее  время политике, для

прогнозирования будущего. Поскольку экономическая политика оказывает

влияние на темпы  инфляции, ожидаемая инфляция также  должна зависеть от

проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. В

соответствии с  теорией рациональных ожиданий, изменение  направления

денежной или бюджетно-налоговой  политики изменит ожидания, и оценка

последствий экономической  политики должна учитывать это воздействие.

Подобный подход означает, что инфляция является менее  инерционной,

нежели представлялось при первом рассмотрении. 

Утверждается, что  фирмы и рабочие подошли к  ожиданию высокой инфляции в

будущем и в свете  своих ожиданий выдвигают и отстаивают свои требования.

Однако, понятно, что  люди ожидают высокого уровня инфляции именно

вследствие того, что проводимая в настоящий момент и в будущем денежная

и бюджетно-налоговая  политика правительства дает повод  для формирования

подобных ожиданий.. таким образом, создается обманчивое впечатление, что

инфляция несет  в себе собственный внутренний импульс; в

действительности, именно долгосрочная государственная политика,

сопровождающаяся  наличием крупного бюджетного дефицита и массированным

выпуском денег, порождает  инфляционную инерцию. Это означает, что

инфляция может  быть остановлена значительно быстрее, нежели считают

сторонники инерционного подхода, и что их оценки продолжительности  и

дороговизны обуздания  инфляции с точки зрения величины потерь

преувеличены... Обуздание  инфляции потребует изменений политических

ориентиров: проводимая правительством политика или экономическая

стратегия должны претерпеть крупные изменения, а именно, должны исходить

из пользующихся доверием правил установления пределов дефицита

государственного  бюджета... Во сколько обойдется этот шаг с точки зрения

потерянного выпуска  и как долго будет происходить  этот процесс, будет в

значительной степени  зависеть от решимости правительства. 

Ученые убеждены, что если бы стремление политиков  обуздать инфляцию не

вызывало сомнений, рациональные граждане быстро бы изменили свои

инфляционные ожидания. В соответствии с теорией рациональных ожиданий,

традиционные оценки соотношения потерь бесполезны при  оценке последствий

альтернативных вариантов  экономической политики. При проведении

политики, завоевавшей  доверие населения, издержки по уменьшению инфляции

могут быть значительно  меньше величин, предсказанных по методике анализа

соотношения потерь. 

Можно представить  и крайний случай: снижение уровня инфляции без

экономического спада. Безболезненная антиинфляционная политика требует

наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть

объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди,

устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в  объявленный

план; в противном  случае они не изменят свои инфляционные ожидания. Если

оба условия выполнены, объявление плана немедленно сдвинет  краткосрочную

границу выбора между  инфляцией и безработицей вниз, позволяя достичь

меньшего уровня инфляции без повышения уровня безработицы. 

Несмотря на то, что  подход с позиций рациональных ожиданий остается во

многом противоречивым, почти все экономисты согласны с  тем, что характер

инфляционных ожиданий влияет на выбор между безработицей и инфляцией.

Таким образом, доверие, оказываемое программе сокращения инфляции,

становится одним  из факторов, определяющих, насколько  дорогостоящим

будет осуществление  этой программы. К сожалению, зачастую очень трудно

предсказать, окажет ли общественность доверие той или  иной программе.

Центральная роль ожиданий еще больше усложняет прогнозирование

результатов проведения альтернативных вариантов экономической  политики. 

Во что обходится  обществу инфляция,  

и каковы затраты  на борьбу с ней? 

Как только начинается рост цен, авторы экономической политики задают

себе вопрос: надо ли принимать какие-то меры для снижения темпов

инфляции? Чтобы решить его, необходимо соотнести убытки общества от

свободного развития инфляционных процессов с издержками по их

преодолению. Однако экономисты не могут с точностью  оценить ни то, ни

другое. 

Величина убытков  от инфляции — предмет частых разногласий  между

экономистами и  непрофессионалами. По результатам  опросов, проведенных в

конце 70-х годов, достигшая  размеров 10% в год инфляция становится в

глазах общественности важнейшей экономической проблемой. Однако, как

установлено, при  оценке издержек инфляции в поле зрения экономистов

попадают лишь такие  их виды, как “издержки стоптанных башмаков”,

“издержки меню”  и некоторые другие. Эти издержки принимают большие

значения лишь при  гиперинфляции, при умеренных же ее темпах, как в

Соединенных Штатах, они сравнительно невелики. По мнению ряда

экономистов, население  зачастую путает инфляцию с другими  протекающими

одновременно с  ней экономическими процессами. Например, в 70-е годы при

замедлении темпов роста производительности и реальной заработной платы

некоторые решили, что  замедление темпов роста реальной заработной платы

было вызвано инфляцией. Однако не исключено, что ошибаются

макроэкономисты, и  инфляция на самом деле — гораздо  более дорогостоящий

для общества процесс, но предстоит еще выяснить — почему. 

Вопрос об издержках  по сокращению инфляции часто вызывает разногласия

среди самих экономистов. Наиболее распространенной является точка

зрения, согласно которой  снижение темпов инфляции сопряжено  с

сокращением на некоторое  время объема производства и ростом безработицы.

В соответствии с  этой точкой зрения, затраты на борьбу с инфляцией

измеряются с помощью  соотношения потерь — количества процентных пунктов

Информация о работе Антиинфляционная политика государства