Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики …………………… 5
1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………… 5
1.2 Последствия инфляции……………………………………………………… 12
1.3 Антиинфляционная политика ……………………………………………… 17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь …….. 23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….…………… 23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе ………………………………… 27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь
на современном этапе…………………………………………………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика_исправленный.docx

— 438.27 Кб (Скачать файл)

Прибавим к этому специфические  формы скрытой инфляции, основанные на политике сдерживания доходов (задержку выплат зарплаты и социальных пособий, а также выплату зарплаты частично или полностью в натуральной форме), которые снижают реальный доход наемных работников, но не касаются предпринимателей, живущих за счет предпринимательской прибыли.

Структурные деформации хозяйственной  системы,перелив капитала в отрасли с быстрым оборотом. Наиболее быстрой и очевидной структурной деформацией, происходящей в период инфляции, является перемещение капитала в отрасли с быстрым оборотом. Отрасли с медленным оборотом капитала (машиностроение, металлургия, химическая промышленность) в экономике, подверженной инфляции, чаще всего находятся в состоянии спада или стагнации: капитал уходит из них и находит более выгодные пути инвестирования (финансовый бизнес, консалтинг, туризм, сфера общественного питания и т.п.). Эта структурная деформация негативно сказывается на множестве сторон общественной жизни[1; c. 8].

Другая, менее очевидная, составная  часть структурной деформации вытекает из того, что рост цен на продукцию разных отраслей хозяйства в период инфляции происходит неравномерно. Как уже было отмечено, рост цены живого труда заведомо отстает от роста цен на другие товары, поэтому чем выше доля живого труда в том или ином производстве, тем медленнее (при прочих равных условиях) растут цены на его продукцию. Например, в нашей стране в 1992 году, когда произошла либерализация цен, оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения выросли в 34 раза, а закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – в среднем только в 10 раз. Причина этого факта в том, что в сельском хозяйстве сложился низкий технологический уровень производства со значительной долей живого труда.

В результате в экономике возникают  «ножницы цен», что подрывает условия воспроизводства трудоемких отраслей хозяйства. От этого страдает вся экономика в целом, поскольку происходящие структурные перекосы сужают внутренний спрос на продукцию капиталоемких отраслей: например, у сельскохозяйственных производителей нет средств не только на покупку нового оборудования, но и на его ремонт, на покупку горюче-смазочных материалов, а иногда и электроэнергии, что приводит к углублению кризисных явлений в экономике.

Технологическая деградация производства,развал наукоемкого сектора экономики и других отраслей, в которых предполагается применение инфляционных мер стимулирования экономического роста. Резкое обесценение амортизационного фонда приводит к некомпенсируемому выбытию основного капитала, удлинению сроков службы оборудования, применению более отсталых средств производства. В этом же направлении действует и непропорционально более быстрый рост цен на продукцию капиталоемких отраслей хозяйства: если тракторы и комбайны стали слишком дороги, фермер предпочтет пахать на лошади и собирать урожай вручную, поскольку это снизит издержки производства и обеспечит конкурентоспособность его продукции.

В период инфляции цены на новую технику  растут значительно быстрее, чем  ее производительность, так что экономический  эффект от ее применения неуклонно  падает. Малопроизводительный живой  труд стоит дешевле, чем передовая  техника, и поэтому успешно с  ней конкурирует. Таким образом, в экономике, подверженной инфляции, не машины вытесняют рабочих из производства, а напротив, дешевая рабочая сила вытесняет передовую технику, рабочие замещают живым трудом пришедшие в негодность машины, поскольку приобретение новых (а иногда и эксплуатация старых) обходится предприятиям значительно дороже. Такое положение вещей оборачивается существенным снижением производительности труда, и эта угроза более серьезна и имеет еще более длительные негативные последствия, чем простой спад физических объемов производства.

Технологическая деградация экономики  подрывает условия воспроизводства человеческого капитала: если производство не предъявляет спроса на новую, передовую технику, то оно не предъявляет спроса и на людей, способных создавать ее и работать на ней. Поэтому в экономике, подверженной сильной инфляции, особенно остро стоит задача сохранения кадрового потенциала, который будет востребован в полном объеме не ранее, чем начнется экономический подъем.

Рост недоверия к  национальной валюте.Данное последствие инфляции многолико и проявляется в разных формах. Отметим наиболее важные из них.

Резкое повышение спроса на наиболее ликвидные неденежные активы (скупка недвижимости, предметов роскоши  и т.д.). Если ликвидность денежной единицы падает, начинается так называемое бегство от денег: чем быстрее они будут вложены в ликвидные активы, тем меньше будут потери их владельцев, обусловленные инфляцией.

Вывоз капитала за границу, обескровливающий национальную экономику. Ухудшение инвестиционного климата препятствует нормальному развитию инвестиционного процесса, поэтому национальный капитал, не находящий достаточно выгодного приложения внутри страны, в различных формах уходит в другие страны, благодаря чему создаются рабочие места на их территории. Законодательные препятствия, создаваемые в таких случаях национальным правительством, обычно малоэффективны, поскольку таким способом правительство борется с последствиями инфляции, не затрагивая ее причин.

Укрепление позиций  иностранной валюты в качестве меры стоимости, средства обращения и средства накопления. В некоторых отраслях российской экономики (например, на рынке недвижимости) цены до сих пор указываются в так называемых условных единицах (то есть в долларах или в евро), несмотря на то, что курс национальной валюты в течение уже нескольких лет достаточно стабилен. Это же касается и некоторых операторов мобильной связи, предпочитающих использовать доллар в качестве безналичной счетной единицы. В качестве средства обращения и средства платежа иностранная валюта в большинстве стран законодательно запрещается и используется преимущественно на «черных» рынках, где осуществляется нелегальный оборот товаров и услуг. В качестве средства накопления в период инфляции иностранная валюта служит объектом скупки для физических лиц, реализующих таким образом один из вариантов бегства от национальной валюты. Следует напомнить, что экономический агент, принимающий в уплату иностранную валюту, тем самым выражает свое доверие к ее ликвидности и кредитует правительство и эмиссионный банк страны-эмитента.

Рост бюджетного дефицита.Данное последствие инфляции имеет множество различных причин. Коэффициент обновления техники резко падает, некомпенсируемое выбытие основного капитала приводит к массовым аварийным ситуациям на производстве, что требует внезапных и порой значительных государственных расходов. Спад производства способствует уменьшению доходной части бюджета, а рост социальных проблем – увеличению расходной части. В результате массового бегства от национальной валюты резко снижаются возможности правительства для маневра при аккумулировании необходимых финансовых ресурсов.

Для решения этой проблемы правительство  время от времени прибегает к строительству финансовых пирамид – как долгосрочных (например, принудительное размещение государственных облигаций долгосрочного внутреннего займа), так и краткосрочных (например, спекулятивный рынок государственных казначейских облигаций, «горячий» спрос на которые обусловлен их высокой доходностью, обещаемой правительством). Бесспорно, «неэмиссионное» финансирование бюджетного дефицита за счет вздувания краткосрочных финансовых «пузырей» всегда завершается одинаково, а именно – обвалом денежного рынка, вызывающим серьезное потрясение всей финансовой системы [11; c. 17].

Ряд специалистов в области макроэкономического  прогнозирования выделяют так называемую ожидаемую инфляцию, которая отличается от «неожиданной» тем, что ее темп может быть приблизительно спрогнозирован на основании предшествующей макроэкономической динамики. При этом целый ряд последствий этой ожидаемой инфляции предшествует развертыванию самих инфляционных процессов – например, структурные перекосы в экономике и технологическая деградация производства.

 

1.3 Антиинфляционная политика

 

В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Основными инструментами воздействия  на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном, спросе государство ограничивает свои расходы  и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная  политика направлена на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

С помощью денежно-кредитного регулирования  можно добиться замедления инфляционных процессов путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении, однако ему присущи те же недостатки, что и налогово-бюджетной политике. Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции.

Инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией, которая предполагает, что все  долгосрочные контракты – договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставление ссуд, должны корректироваться синхронно с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса.

Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа  инфляции. Такого же эффекта молено добиться, воздействуя на совокупное предложение. Подобного рода политика называется «концепцией предложения» и включает комплекс мероприятий, важнейшим из которых является уменьшение предельных ставок налогообложения, способствующее усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.

При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Стабилизационные программы.Обычно позитивный потенциал умеренной инфляции быстро исчерпывается, а сама инфляция превращается в тормоз социально-экономического развития. Инфляция, особенно галопирующая, выступает как четко выраженный дестабилизатор экономических, социальных и политических отношений.

Рано или поздно, но возникает  необходимость разрабатывать и последовательно реализовывать специальные антиинфляционные программы. На первом этапе обычно ставится задача [6; c. 288]:

- выявить основные движущие силы инфляции, определить ее национальную механику;

- взять инфляционные процессы под контроль, поставить ее в четко обозначенные пределы, помочь хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и т.п. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и т.п.);

- добиться снижения инфляции до уровня «ползучей» (т.е. не более 9% в год).

Адаптация или приспособление домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексации фиксированных доходов, т.е. выплату так называемой инфляционной премии. Есть резон упростить процедуру поиска дополнительных источников заработка, стимулировать сбережения домашних хозяйств.

Вместе с тем следует признать, что к подлинно антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те действия, которые направлены на преодоление причин, ее провоцирующих, а не на смягчение лишь ее последствий. Нет оснований к антиинфляционным мероприятиям относить и те действия, которые приводят к трансформации открытой инфляции в подавленную. Ведь подавленная инфляция лечению не поддается.

Нельзя рассчитывать и на то, что  инфляцию можно преодолеть полностью и окончательно. Единственно верный подход – это ориентироваться на смягчение инфляции и на ее доведение до приемлемого уровня. Поэтому есть основание различать «управляемую» и «неуправляемую» инфляцию.

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить:

- совершенствование денежной политики;

- повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;

- сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;

- сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета;

- совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;

- подавление в национальной экономике монополистических тенденций;

- реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;

- стабилизация обменного курса национальной валюты.

Так как мощным фактором инфляции всегда выступает дефицитное финансирование государственного бюджета, то есть смысл  активизировать привлечение на приемлемых условиях внешних источников финансирования. В любом случае предстоит резко  уменьшить дефицит бюджета и  ограничить кредитную эмиссию.

В инвестиционной деятельности есть смысл в первую очередь ориентироваться  на осуществление краткосрочных  проектов при полном использовании  амортизационных фондов, вводя для  предпринимателей соответствующие налоговые льготы. В структуре балансов предприятий необходимо сдерживать наращивание так называемого «спекулятивного запаса» (многократное и устойчивое превышение кредиторской задолженности над дебиторской).

Не исключается, что на определенном этапе государство может пойти даже на замораживание заработной платы и цен. Вместе с тем надо признать, что в таких случаях бороться начинают не с причинами, а лишь с последствиями инфляции. Если таким способом все же удастся сбить сложившийся высокий уровень инфляционных ожиданий, то следующий шаг – это привязка повышения доходов к росту производительности труда.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь