Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики …………………… 5
1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………… 5
1.2 Последствия инфляции……………………………………………………… 12
1.3 Антиинфляционная политика ……………………………………………… 17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь …….. 23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….…………… 23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе ………………………………… 27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь
на современном этапе…………………………………………………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика_исправленный.docx

— 438.27 Кб (Скачать файл)

Таргетирование инфляции. В рамках государственной денежно-кредитной политики в последнее время стали активно использовать такой прием, как таргетирование инфляции (inflationtargeting). Зарубежный опыт и проблемы ее применения в Беларуси подробно рассмотрены в третьей главе настоящей работы.

Денежные власти страны с учетом тенденций, сложившихся в национальной экономике, определяют прогнозное значение инфляции и сравнивают его с допустимым уровнем (целевой показатель). После этого разрабатывается комплекс мер денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить плановое значение инфляции [4; c. 227].

В качестве важнейших предпосылок успешной реализации политики таргетирования инфляции выделяются:

- компетентность органов денежно-кредитного регулирования;

- устойчивость национальной банковской системы;

- сбалансированность государственного бюджета;

- развитие в стране полноценного финансового рынка.

Итак, инфляция выступает как одно из наиболее важных проявлений макроэкономического  неравновесия, как несоответствие между  совокупным спросом и совокупным предложением. Она представляет собой  результат нарушения ранее достигнутой  натурально-стоимостной сбалансированности, результат комплексного воздействия разных факторов. Современный макроэкономический анализ позволяет обнаружить множество причин инфляции. Первая причина инфляции: монетарный фактор. Увеличение денежной массы, используемой для покрытия дефицита бюджета, усиливает инфляцию. Инфляция в свою очередь обесценивает налоговые поступления и превращает дефицит бюджета в хронический.

Взаимная дополняемость различных  причин и обстоятельств повышения  общего уровня цен в национальной экономике приводит к тому, что  формируется сложный инфляционный механизм, со свойственными ему спиралями, прямыми и обратными связями.

Обычно позитивный потенциал умеренной инфляции быстро исчерпывается, а сама инфляция превращается в тормоз социально-экономического развития. Инфляция, особенно галопирующая, выступает как четко выраженный дестабилизатор экономических, социальных и политических отношений

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить: совершенствование денежной политики; повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения; сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе; сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета; совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества.

Итак, антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:

- преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации  производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

- долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

- сокращение   бюджетного   дефицита   и   перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;

- увеличение совокупного  предложения  посредством структурного преобразования народного хозяйства,  государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

- при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

- для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

 

2. Особенности антиинфляционной

политики  в Республике Беларусь

 

2.1 Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь

 

Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.

Первый период (1991–1994).Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен (ИПЦ)

и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП),%*

 

Год

ИПЦ к декабрю предыдущего года

ИЦПП к декабрю предыдущего  года

1991

247,5

378,3

1992

1659,1

3374,4

1993

2096,6

2415,5

1994

2059,9

1966,7

1995

344,0

221,8

1996

139,3

131,4

1997

163,1

189,3

1998

281,7

300,1

1999

351,2

345,1

2000

207,5

268,0

2001

146,1

139,1

2002

134,8

142,7

2003

125,4

128,7

2004

114,4

118,8

2005

108,0

110,0

2006

106,6

109,0

2007

112,1

116,8

2008

113,3

116,4


*Источник [7]

 

Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации  ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США [8; c. 583].

Второй период (ноябрь 1994–1996).В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. – до 39,3% (в 1994 г. – до 1959%). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.

Третий период (1997–1999).Высокая инфляция в республике в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию  инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6%. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3% [8; c. 584].

Четвертый период (с 2000 года). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0% , в 2002 г. – 34,8%, в 2003 г. – 125,4%, в 2004 г. – 114,4%. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка [8; c. 586].

Таким образом, ситуация в  экономике Беларуси по своим характеристикам  в целом не только соответствует  признакам финансовой стабилизации (в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.

Тем не менее в экономике сохранились  мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень – 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превысило прогнозные параметры – 6–8%. Наибольшим в данном случае оказалось влияние роста цен на энергоносители – природный газ и нефть, импортируемые из Российской Федерации, а также на продовольствие на мировых рынках. Следует отметить, что резкий рост цен потребительского рынка произошел не только в Беларуси.В сопредельных с Беларусью странах уровень инфляции значительно возрос по сравнению с 2006 г. Наибольший рост потребительских цен отмечен в Латвии и Украине – 114,1 и 116,6% соответственно. Значительно превышен среднеевропейский уровень инфляции в Польше и Литве. Причем для всех этих стран был характерен резкий рост цен на продовольствие, которое традиционно составляет существенную долю потребительской корзинки именно в странах Восточной Европы [16; c. 8].

В дальнейшем в динамике инфляционных процессов наблюдались две разнонаправленные тенденции – интенсивное, с 14,4 до 6,6%, снижение уровня инфляции в период 2004–2006 гг., затем, в 2007–2008 гг., – резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% соответственно (рисунок 2.1) [20; c. 7].

Следует отметить, что в годы увеличения уровня инфляции относительные темпы  роста цен на продовольственные  товары и потребительские услуги для населения (особенно услуги жилищно-коммунального  хозяйства) существенно опережали  темпы роста цен потребительского рынка в целом.

 

Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских  цен 

и его составляющих в 2004–2008 гг.*

*Источник [20; c. 7]

 

В 2007–2008 гг. инфляция достигла своих  пиковых значенийпрактически во всех странах мира вследствие быстрого роста цен на продовольствие и  топливо. Особенно значительно потребительские  цены повысились в странах с формирующимся  рынком. Ускорение темпов инфляции объяснялось существенным весом продовольствия в потребительских корзинах, достаточно высокими темпами экономического роста и менее действенным по сравнению с развитыми странами контролем за инфляционными ожиданиями.

 

2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства Республики Беларусь на современном этапе

 

Как уже было сказано выше, в период 2007-2010 гг. инфляция в Беларуси была выше, чем в странах Евросоюза, но сопоставима с показателями России, Казахстана и Украины, что характерно для стран с развивающейся экономикой (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Динамика показателей инфляции*

 

Страна, объединение стран

Инфляция по ИПЦ

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Беларусь

112,1

113,3

110,1

109,9

208,7

ЕС-27

103,2

102,2

101,4

102,6

103,1

Страны Еврозоны(17)

103,1

101,6

100,9

102,2

102,8

Германия

103,1

101,1

100,8

101,9

102,3

Латвия

114,0

110,4

98,6

102,4

103,9

Литва

108,2

108,5

101,2

103,6

103,4

Польша

104,2

103,3

103,8

102,9

104,6

РФ

111,9

113,3

108,8

108,8

106,1

Украина

116,6

122,3

112,3

109,1

104,6

Казахстан

118,8

109,5

106,2

107,8

107,4

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь