Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа
Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики …………………… 5
1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………… 5
1.2 Последствия инфляции……………………………………………………… 12
1.3 Антиинфляционная политика ……………………………………………… 17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь …….. 23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….…………… 23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе ………………………………… 27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь
на современном этапе…………………………………………………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………
*Источник [22, c. 17]
В 2011 г. на фоне замедления роста цен и стабилизации инфляционных процессов в Российской Федерации, Казахстане и Украине (темпы инфляции в январе–декабре 2011 г. – 106,1; 107,4; 104,6% соответственно) инфляция в Беларуси составила 208,7%, что сопоставимо с показателем 2000 г., когда индекс потребительских цен был равен 207,5% [8].
В среднем за месяц цены потребительского рынка в стране увеличивались на 6,3%, т.е. больше, чем в России и Украине, и немногим меньше, чем в Казахстане за год.
По составляющим потребительской корзины наибольший рост цен, согласно данным Национального статкомитета, продемонстрировали продовольственные товары – 225,0% (ежемесячный прирост – 7,0%); непродовольственные – 212,0 (6,5%); платные услуги населению – 164,9(4,2%).
Как показано на рисунке 2.2, начиная с апреля 2011 г. цены интенсивно росли, среднемесячный уровень инфляции с апреля по ноябрь составил 8,5%.
Рисунок 2.2 – Изменение индекса потребительских цен
и его составляющих (декабрь 2010 г. = 100%)*
*Источник[22, c. 18]
Ускорила инфляционные процессы майская девальвация белорусского рубля, но несмотря на падение курса рубля более чем на 60%, девальвационный потенциал инфляции выбран не был. В летние месяцы рост цен обусловливали риски, закладываемые в стоимость продукции производителями, импортерами и торговыми организациями. Введение 90-дневного моратория на рост цен по наиболее значимым, в основном продовольственным позициям (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05. 2011 г. № 676) не оказало какого-либо ощутимого сдерживающего влияния на рост цен. Не компенсировал его в летний период и сезонный фактор – снижение цен на плодоовощную продукцию.
В сентябре-ноябре 2011 г. продолжился рост цен, вызванный новой волной девальвации национальной валюты и выходом на единый курс. Только в декабре темпы роста потребительских цен в сравнении с уровнем предыдущих восьми месяцев существенно -до 2,3% – замедлились.
Указанное снижение прежде всего было обусловлено исчерпанием девальвационного потенциала инфляции. В декабре же произошло некоторое укрепление белорусского рубля к доллару, российскому рублю и евро. Вместе с тем возрастание сезонного спроса на товары не стало стимулом роста цен для продавцов. Увеличение объемов продаж обеспечивало достаточную прибыль, без какого-либо значительного роста цен, т.е. сказался эффект масштаба продаж – розничный товарооборот через все каналы реализации в декабре по сравнению с уровнем ноября возрос на 24,2% (аналогичный показатель в 2010 году – 13,4%).
Вклад компонентов потребительской корзинки в годовой прирост цен составил: продовольственные товары – 61,4 п.п.; непродовольственные товары – 34 п.п.; платные услуги населению – 13,3 п.п. (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Вклад компонентов потребительской
корзинки в прирост цен, 2011 г.*
Компоненты |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
12 месяцев | |||||
| п.п. |
% |
п.п. |
% |
п.п. |
% |
п.п. |
% |
п.п. |
% |
ИПЦ |
6,1 |
100,0 |
28,4 |
100,0 |
27,66 |
100 |
19,86 |
100 |
108,7 |
100,0 |
Продовольственные товары |
3,0 |
49,18 |
14,18 |
49,9 |
17,04 |
61,6 |
10,9 |
54,88 |
61,4 |
56,5 |
Непродовольственные товары |
1,1 |
18,03 |
12,32 |
43,4 |
8,45 |
30,56 |
4,16 |
20,95 |
34,0 |
31,3 |
Услуги без ЖКХ |
0,7 |
11,48 |
2,1 |
7,4 |
1,63 |
5,89 |
3,6 |
18,13 |
10,1 |
9,3 |
Услуги ЖКХ |
1,3 |
21,31 |
-0,23 |
-0,8 |
0,54 |
1,95 |
1,2 |
6,04 |
3,2 |
2,9 |
*Источник [22, c. 19]
В течение года изменялась ценовая структура потребительского рынка страны. В I квартале при относительно небольших значениях инфляции доминирующими составляющими роста цен выступали продовольственные товары и услуги, в частности, услуги ЖКХ; во II квартале за счет девальвационного фактора, инфляционных ожиданий и остававшейся на достаточно высоком уровне платежеспособности населения значительно возросла доля вклада непродовольственных товаров. В III и IV кварталах рост цен на продовольственные товары, которые обладают наименьшей эластичностью спроса по цене, значительно опередил рост цен по другим компонентам потребительской корзины, что предопределило их наибольший вклад в инфляцию.
Базовый индекс потребительских цен в 2011 г. составил 218,1%; индекс цен по регулируемым товарам – 179,4; сезонным – 223,3%. Это свидетельствует о значительном вкладе в инфляцию товаров и услуг, цены на которые свободно формируются под воздействием спроса и предложения. Тем не менее динамика роста цен по данным позициям была неоднородна на протяжении года. Если в январе-апреле рост цен по регулируемой группе товаров опережал базовую инфляцию (индексы 111 и 109,4% соответственно), то в период с мая по август включительно индекс базовой инфляции значительно превосходил рост цен по регулируемой группе товаров и услуг (150,3 и 116%) [8].
В последующие четыре месяца индекс цен на товары и услуги регулируемой группы опережал базовый индекс потребительских цен (139,7 и 132,7%). Сопоставительный анализ показывает, что базовая инфляция, непосредственно связанная с факторами денежно-кредитной и валютной политики, предопределила общий уровень инфляции в 2011 г. Рост цен по регулируемой группе товаров в сентябре-ноябре носил компенсационный характер.
Таким образом, в 2011 г. инфляция в Беларуси имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.
Инфляционные процессы в 2012 году. Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 21,8% (или 1,7% в среднем за месяц) против 108,7% (или 6,3% в среднем за месяц) годом ранее. В декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем прирост индекса потребительских цен составил 1,4% (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Динамика индекса потребительских цен
в 2011–2012 годах,в процентах к предыдущему месяцу*
*Источник [16, c. 54]
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 1,8%, на непродовольственные товары – на 0,1%, тарифы на платные услуги – на 2,6%(таблица 2.4). Рост цен на продовольственные товары в декабре по сравнению с ноябрем дал 0,9% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,03%, платные услуги – 0,5%.
Таблица 2.4 – Индексы цен и тарифов в 2012 году,%*
Наименование показателя |
Декабрь 2012 г. к |
2012 г. к 2011г. | |
| ноябрю 2012 г. |
декабрю 2011г. |
|
Индекс потребительских цен - всего в том числе: продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги |
101,4 |
121,8 |
159,2 |
| 101,8 |
121,1 |
168,0 |
| 100,1 |
110,3 |
149,5 |
| 102,6 |
136,1 |
153,2 |
Индекс базовой инфляции1 |
100,8 |
117,1 |
158,2 |
Индекс цен на промышленную продукцию |
101,0 |
121,0 |
176,0 |
Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию |
100,9 |
129,3 |
195,1 |
Индекс цен в строительстве |
101,3 |
135,4 |
185,5 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
100,9 |
143,0 |
193,9 |
*Источник [16, c. 55]
Прирост индекса цен на продовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 25,1% (годом ранее – 125%).
Наиболее существенно из продовольствия подорожали алкогольные напитки (на 62,3%), мука пшеничная (на 43,4%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 42,2%), говядина, кроме бескостного мяса, (на 31,8%), масло животное и соль (на 31,1%). В то же время по отдельным позициям произошло снижение цен. Так, в наибольшей степени снизились цены на крупы (на 3%), в том числе на крупу гречневую (на 19,1%) и крупу пшенную (на 11,1%).
Прирост индекса цен на непродовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 10,3% (годом ранее – 112%). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 27,8%), письменные принадлежности (на 25,1%) и бензин (на 23,3%).
Прирост тарифов на услуги населению в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 36,1% (годом ранее – 64,9%). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные услуги (в 1,9 раза), услуги высшего образования (в 1,7 раза), учреждений культуры (в 1,6 раза), бытовые (на 50,2%) и медицинские услуги (на 41,6%).
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляции в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. выросла на 17,1% (годом ранее – на 118,1%) и дала, по оценке Национального банка, 11,5% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 52,6% против 71,1% годом ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 10,3% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 47,4 и 28,9% соответственно), увеличившись с начала года на 31,3%.
За январь-декабрь 2012 г. цены производителей промышленной продукции выросли на 21% против 149,6% за аналогичный период 2011 г. При этом цены на инвестиционные товары выросли на 26,6%, промежуточные товары – на 16,4%, потребительские товары – на 26,5%. В горнодобывающей промышленности цены выросли на 32% (годом ранее – на 112,9%), обрабатывающей промышленности – на 24,2% (годом ранее – на 150,4%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 3,6% (годом ранее – на 148,8%).
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции за январь-декабрь 2012 г. увеличился на 29,3% (годом ранее – в 2,7 раза). При этом цены на продукцию растениеводства возросли на 62,6% (годом ранее – в 3 раза), на продукцию животноводства – на 20,8% (годом ранее – в 2,6 раза).
Индекс цен в строительстве в 2012 году составил 135,4% (годом ранее – 213,8%), в том числе на строительно-монтажные работы – 142,2% (годом ранее – 197,6%). Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый период составил 143% (годом ранее – 250,3%) в основном за счет повышения тарифов на грузовой железнодорожный транспорт внутриреспубликанского сообщения (в 2,1 раза) и трубопроводный транспорт в 1,8 раза [16, c. 55].
Согласно полученным в декабре
2012 г. в рамках мониторинга
предприятий Национального
Цены на жилую недвижимость.
Анализ изменения цены одного
квадратного метра общей
Таблица 2.5 – Динамика изменения цены одного квадратного метра жилья
общей площади в долларовом выражении в IV квартале 2012 г., процентов*
Всего |
Первичный рынок |
Вторичный рынок | ||||
| к III кварталу 2012 г. |
к IV кварталу 2011г. |
к III кварталу 2012 г. |
к IV кварталу 2011г. |
к III кварталу 2012 г. |
к IV кварталу 2011г. |
Все квартиры |
103,7 |
97,1 |
98,3 |
111,6 |
104,3 |
95,3 |
из них: 1 -комнатные |
106,5 |
99,2 |
102,2 |
104,5 |
107 |
98,8 |
2-комнатные |
104,5 |
95,9 |
94,8 |
102,8 |
105,7 |
94,9 |
3-комнатные |
99,6 |
97 |
94,1 |
137,9 |
100,2 |
92,0 |
4- и более комнатные |
103,6 |
96,8 |
130,3 |
97,8 |
100,8 |
97,7 |
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь