Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики …………………… 5
1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………… 5
1.2 Последствия инфляции……………………………………………………… 12
1.3 Антиинфляционная политика ……………………………………………… 17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь …….. 23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….…………… 23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе ………………………………… 27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь
на современном этапе…………………………………………………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика_исправленный.docx

— 438.27 Кб (Скачать файл)

 

*Источник [22, c. 17]

 

В 2011 г. на фоне замедления роста цен и стабилизации инфляционных процессов в Российской Федерации, Казахстане и Украине (темпы инфляции в январе–декабре 2011 г. – 106,1; 107,4; 104,6% соответственно) инфляция в Беларуси составила 208,7%, что сопоставимо с показателем 2000 г., когда индекс потребительских цен был равен 207,5% [8].

В среднем за месяц цены потребительского рынка в стране увеличивались  на 6,3%, т.е. больше, чем в России и  Украине, и немногим меньше, чем в  Казахстане за год.

По составляющим потребительской  корзины наибольший рост цен, согласно данным Национального статкомитета, продемонстрировали продовольственные товары – 225,0% (ежемесячный прирост – 7,0%); непродовольственные – 212,0 (6,5%); платные услуги населению – 164,9(4,2%).

Как показано на рисунке 2.2, начиная с апреля 2011 г. цены интенсивно росли, среднемесячный уровень инфляции с апреля по ноябрь составил 8,5%.

 

 

Рисунок 2.2 – Изменение индекса потребительских цен

и его составляющих (декабрь 2010 г. = 100%)*

*Источник[22, c. 18]

 

Ускорила инфляционные процессы майская  девальвация белорусского рубля, но несмотря на падение курса рубля более чем на 60%, девальвационный потенциал инфляции выбран не был. В летние месяцы рост цен обусловливали риски, закладываемые в стоимость продукции производителями, импортерами и торговыми организациями. Введение 90-дневного моратория на рост цен по наиболее значимым, в основном продовольственным позициям (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05. 2011 г. № 676) не оказало какого-либо ощутимого сдерживающего влияния на рост цен. Не компенсировал его в летний период и сезонный фактор – снижение цен на плодоовощную продукцию.

В сентябре-ноябре 2011 г. продолжился рост цен, вызванный новой волной девальвации национальной валюты и выходом на единый курс. Только в декабре темпы роста потребительских цен в сравнении с уровнем предыдущих восьми месяцев существенно -до 2,3% – замедлились.

Указанное снижение прежде всего было обусловлено исчерпанием девальвационного потенциала инфляции. В декабре же произошло некоторое укрепление белорусского рубля к доллару, российскому рублю и евро. Вместе с тем возрастание сезонного спроса на товары не стало стимулом роста цен для продавцов. Увеличение объемов продаж обеспечивало достаточную прибыль, без какого-либо значительного роста цен, т.е. сказался эффект масштаба продаж – розничный товарооборот через все каналы реализации в декабре по сравнению с уровнем ноября возрос на 24,2% (аналогичный показатель в 2010 году – 13,4%).

Вклад компонентов потребительской  корзинки в годовой прирост цен составил: продовольственные товары – 61,4 п.п.; непродовольственные товары – 34 п.п.; платные услуги населению – 13,3 п.п. (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Вклад компонентов потребительской

корзинки  в прирост цен, 2011 г.*

 

Компоненты

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

12 месяцев

 

п.п.

%

п.п.

%

п.п.

%

п.п.

%

п.п.

%

ИПЦ

6,1

100,0

28,4

100,0

27,66

100

19,86

100

108,7

100,0

Продовольственные товары

3,0

49,18

14,18

49,9

17,04

61,6

10,9

54,88

61,4

56,5

Непродовольственные товары

1,1

18,03

12,32

43,4

8,45

30,56

4,16

20,95

34,0

31,3

Услуги без ЖКХ

0,7

11,48

2,1

7,4

1,63

5,89

3,6

18,13

10,1

9,3

Услуги ЖКХ

1,3

21,31

-0,23

-0,8

0,54

1,95

1,2

6,04

3,2

2,9


 

*Источник [22, c. 19]

 

В течение года изменялась ценовая  структура потребительского рынка страны. В I квартале при относительно небольших значениях инфляции доминирующими составляющими роста цен выступали продовольственные товары и услуги, в частности, услуги ЖКХ; во II квартале за счет девальвационного фактора, инфляционных ожиданий и остававшейся на достаточно высоком уровне платежеспособности населения значительно возросла доля вклада непродовольственных товаров. В III и IV кварталах рост цен на продовольственные товары, которые обладают наименьшей эластичностью спроса по цене, значительно опередил рост цен по другим компонентам потребительской корзины, что предопределило их наибольший вклад в инфляцию.

Базовый индекс потребительских цен  в 2011 г. составил 218,1%; индекс цен по регулируемым товарам – 179,4; сезонным – 223,3%. Это свидетельствует о значительном вкладе в инфляцию товаров и услуг, цены на которые свободно формируются под воздействием спроса и предложения. Тем не менее динамика роста цен по данным позициям была неоднородна на протяжении года. Если в январе-апреле рост цен по регулируемой группе товаров опережал базовую инфляцию (индексы 111 и 109,4% соответственно), то в период с мая по август включительно индекс базовой инфляции значительно превосходил рост цен по регулируемой группе товаров и услуг (150,3 и 116%) [8].

В последующие четыре месяца индекс цен на товары и услуги регулируемой группы опережал базовый индекс потребительских цен (139,7 и 132,7%). Сопоставительный анализ показывает, что базовая инфляция, непосредственно связанная с факторами денежно-кредитной и валютной политики, предопределила общий уровень инфляции в 2011 г. Рост цен по регулируемой группе товаров в сентябре-ноябре носил компенсационный характер.

Таким образом, в 2011 г. инфляция в Беларуси имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.

Инфляционные процессы в 2012 году. Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 21,8% (или 1,7% в среднем за месяц) против 108,7% (или 6,3% в среднем за месяц) годом ранее. В декабре 2012 г.  по  сравнению с ноябрем прирост индекса потребительских цен составил 1,4% (рисунок 2.3).

 

 

Рисунок 2.3  – Динамика индекса потребительских цен

в 2011–2012 годах,в процентах к предыдущему месяцу*

*Источник [16, c. 54]

 

При этом цены на продовольственные  товары увеличились на 1,8%, на непродовольственные товары – на 0,1%, тарифы на платные услуги – на 2,6%(таблица 2.4). Рост цен на продовольственные товары в декабре по сравнению с ноябрем дал 0,9% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,03%, платные услуги – 0,5%.

 

Таблица 2.4 – Индексы цен и тарифов в 2012 году,%*

 

Наименование показателя

Декабрь 2012 г. к

2012 г. 

к 2011г.

 

ноябрю 

2012 г.

декабрю

2011г.

 

Индекс потребительских цен - всего  в том числе:

продовольственные товары непродовольственные  товары платные услуги

101,4

121,8

159,2

 

101,8

121,1

168,0

 

100,1

110,3

149,5

 

102,6

136,1

153,2

Индекс базовой инфляции1

100,8

117,1

158,2

Индекс цен на промышленную продукцию

101,0

121,0

176,0

Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию

100,9

129,3

195,1

Индекс цен в строительстве

101,3

135,4

185,5

Индекс тарифов на грузовые перевозки

100,9

143,0

193,9


*Источник [16, c. 55]

 

Прирост индекса цен на продовольственные  товары в декабре 2012 г. по сравнению  с  декабрем  2011  г.  составил  25,1% (годом ранее – 125%).

Наиболее  существенно  из  продовольствия  подорожали  алкогольные  напитки  (на 62,3%), мука пшеничная (на 43,4%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 42,2%), говядина, кроме бескостного мяса, (на 31,8%), масло животное и соль (на 31,1%).  В то же время по отдельным позициям произошло снижение цен. Так, в наибольшей степени снизились цены на крупы (на 3%), в том числе на крупу гречневую (на 19,1%) и крупу пшенную (на 11,1%).

Прирост индекса цен на непродовольственные  товары в декабре 2012 г. по сравнению  с декабрем 2011 г. составил 10,3% (годом ранее – 112%). В наибольшей  степени подорожали  медикаменты (на  27,8%),  письменные принадлежности (на 25,1%) и бензин (на 23,3%). 

Прирост тарифов на услуги населению  в декабре 2012 г. по сравнению с  декабрем 2011 г. составил 36,1% (годом ранее – 64,9%). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные услуги (в 1,9 раза), услуги высшего образования (в 1,7 раза), учреждений культуры (в 1,6 раза), бытовые (на 50,2%) и медицинские услуги (на 41,6%).

По данным Национального статистического  комитета, базовая инфляции в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. выросла на 17,1% (годом ранее – на 118,1%) и дала, по оценке Национального банка, 11,5% прироста сводного  индекса потребительских цен (удельный  вес данного фактора составил 52,6% против 71,1% годом ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 10,3% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 47,4 и 28,9% соответственно), увеличившись с начала года на 31,3%.

За январь-декабрь 2012 г. цены производителей промышленной продукции выросли  на 21% против 149,6% за аналогичный период 2011 г. При этом цены на инвестиционные товары выросли на 26,6%, промежуточные товары – на 16,4%,  потребительские товары  – на 26,5%.  В горнодобывающей промышленности цены выросли на 32% (годом ранее – на 112,9%), обрабатывающей промышленности – на 24,2% (годом ранее – на 150,4%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 3,6% (годом ранее – на 148,8%).

Индекс  цен  производителей  сельскохозяйственной  продукции  за  январь-декабрь 2012 г. увеличился на 29,3% (годом ранее – в 2,7 раза). При этом цены на продукцию растениеводства возросли на 62,6% (годом ранее – в 3 раза),  на продукцию животноводства – на 20,8% (годом ранее – в 2,6 раза).

Индекс цен в строительстве  в 2012 году составил 135,4% (годом ранее – 213,8%), в том числе на строительно-монтажные работы – 142,2% (годом ранее – 197,6%). Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый период составил 143% (годом ранее – 250,3%) в основном за счет повышения тарифов на грузовой железнодорожный транспорт внутриреспубликанского сообщения (в 2,1 раза) и трубопроводный транспорт в 1,8 раза [16, c. 55].

Согласно  полученным  в  декабре  2012 г.  в  рамках  мониторинга  предприятий Национального банка  данным  90,4% респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен в ближайшие 3 месяца (в ноябре 2012 г. – 91,7%, в декабре 2011 г. – 94,9%). При этом 28,5% респондентов ожидали ускорения инфляционных  процессов (интенсивность инфляции),  против 29,4% в ноябре 2012 г. и 26,1% в декабре 2011 г. Анализ  проводится  на  очищенных от  сезонности  фактических данных,  полученных  в рамках проводимого Национальным банком мониторинга предприятий.

 Цены на жилую недвижимость. Анализ изменения цены одного  квадратного метра общей площади  жилья (далее – цена одного  метра) в четвертом квартале 2012 г. по сравнению с третьим  кварталом 2012 г., скорректированной  на средний официальный курс  белорусского рубля к доллару  США за соответствующий квартал,  показывает, что при общем росте  цены одного метра в долларовом  выражении в целом на 3,7%, на первичном рынке наблюдалось ее снижение на 1,7%, тогда как на вторичном – ее рост на 4,3% (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Динамика изменения цены одного квадратного метра жилья

общей площади в долларовом выражении в IV квартале 2012 г., процентов*

 

 

Всего

Первичный рынок

Вторичный рынок

 

к III

кварталу 2012 г.

к IV

кварталу 2011г.

к III кварталу 2012 г.

к IV кварталу 2011г.

к III кварталу 2012 г.

к IV кварталу 2011г.

Все квартиры

103,7

97,1

98,3

111,6

104,3

95,3

из них: 1 -комнатные

106,5

99,2

102,2

104,5

107

98,8

2-комнатные

104,5

95,9

94,8

102,8

105,7

94,9

3-комнатные

99,6

97

94,1

137,9

100,2

92,0

4- и более комнатные

103,6

96,8

130,3

97,8

100,8

97,7

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь