Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики …………………… 5
1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………… 5
1.2 Последствия инфляции……………………………………………………… 12
1.3 Антиинфляционная политика ……………………………………………… 17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь …….. 23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….…………… 23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе ………………………………… 27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь
на современном этапе…………………………………………………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика_исправленный.docx

— 438.27 Кб (Скачать файл)

В перспективе обменный курс должен взять на себя основную функцию по поглощению влияния внешних шоков, так как негативные последствия  от такихшоков для экономики при  гибком курсе в конечномитоге  намного меньше, чем при фиксированном.

Однако надо отметить, что сегодня  сохраняются исложности в использовании  режима «управляемоеплавание», препятствующие быстрому повышениюего гибкости. Прежде всего, это сохраняющиеся высокие девальвационные и инфляционные ожиданиянаселения и предприятий. Доверие к проводимой политике еще полностью не восстановлено. Обменныйкурс для многих продолжает выступать якорем стабильности, а население достаточно болезненно реагирует на любые более-менее существенные изменениякурса.

В связи с этим очень важно, чтобы  население иэкономические агенты постепенно привыкли к изменчивости курса и  воспринимали его колебания какнормальный  рыночный процесс, зависящий от соотношения  спроса и предложения. При этом следуеттакже понимать, что восстановление доверия  к курсовой политике и адекватное восприятие рыночныхколебаний курса  возможно только на фоне стабильного  замедления инфляционных процессов.

Следующим фактором, препятствующим быстрому повышению эффективности  курсовой и в целоммонетарной  политики, является недостаточная «емкость» валютного рынка в Беларуси. В значительноймере – это результат проводившейся ранее политикификсированного курса, когда Национальный банквыступал главным игроком на валютном рынке и гарантом стабильной динамики курса. У экономических агентов не было необходимости в страховании валютного риска, так как его брал на себя Национальный банк.

Сегодня это сдерживающий фактор, потому чтоотдельные даже не очень  крупные сделки на «неглубоком» рынке потенциально способны существенно повлиять на соотношение спроса и предложения. В результате для предотвращения конъюнктурных скачков курса достаточно часто требуется вмешательствоНационального банка. Поэтому сегодня очень актуальным является развитие инструментов страхования от валютного риска. Это должно стать толчком кразвитию производных инструментов хеджирования.

Сами предприятия также должны постепенно адаптироваться к изменившимся правилам работы на валютном рынке  и учиться вырабатывать собственнуюстратегию совершения валютных операций, обеспечивающую наилучший финансовый результат.

Невысокая емкость внутреннего  валютного рынкатакже является основной причиной, по которой эксперты считают преждевременным снятиедействующих ограничений по суммам сделок на внебиржевом сегменте рынка. Существующие правилапозволяют консолидировать спрос и предложение наединой организованной площадке, что способствуетболее точному определению реального соотношенияспроса и предложения иностранной валюты и, соответственно, уровня обменного курса белорусскогорубля.

Завершая тему курсовой политики, необходимотакже отметить, что специалисты банка не разделяют точку зрения тех экспертов, которые полагают, чтоследует проводить монетарную политику, направленную на жесткое согласование темпов девальвационных и инфляционных процессов [24, c. 5]. Целенаправленноеснижение курса с целью сохранения ценовой конкурентоспособности экспорта означает не только фактический возврат к режиму курсового таргетирования,но и в случае, если такое снижение не соответствуетситуации на валютном рынке, оно само способностать «двигателем» инфляции.

С точки зрения экспертов Национального банка Республики Беларусь, более эффективным способом поддержания ценовой конкурентоспособности предприятий является жесткое ограничение инфляции, ведущее к сокращению издержек. И именно на этом должна быть сконцентрирована монетарная политика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Инфляция – непрерывный, устойчивый и общий рост цен, который охватывает все национальное экономическое пространство. Внутренняя инфляцияотражается через постоянное повышение розничных потребительских цен, а также оптовых цен на инвестиционные товары на внутреннем национальном рынке. Внешняя инфляцияотражается через снижение покупательной способности национальных денег на внешних рынках, прежде всего через снижение обменного курсанациональной валюты (девальвация). В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие, различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию.

Сбалансированная инфляция выступает как синхронное повышение цен на основные товары. В итоге получается, что, несмотря на общее изменение цен, натуральные пропорции обмена между основными видами товаров не изменяются. Это означает, что сохраняется паритет цен. Несбалансированная инфляция имеет место тогда, когда цены в разрезе товарных групп изменяются непропорционально.

Под стагфляцией  понимают такое явление в национальной экономике, когда снижение объема выпуска дополняется повышением общего уровняцен. Сокращение объема выпуска может быть продиктовано различными обстоятельствами. Спад производства может быть не только исходной причиной роста цен, но и следствием самой инфляции.

Инфляция в состоянии оказать  положительное воздействие на протекание многих макроэкономических процессов. Однако принято считать, что отрицательных последствий все же значительно больше. В полном соответствии с природой инфляции происходит обесценение национальных денег, сбережений домашних хозяйств и накоплений денежного капитала в секторе бизнеса.

Став постоянным фактором экономической  жизни, инфляция значительно усложнила  систему экономических отношений. Она требует постоянного внимания к себе и специальных мер по удержанию на нормальном, безопасном уровне. Степень ее воздействия на экономику и на все общество зависит от ее уровня. Это значит, что сам по себе рост потребительских цен лишь сигнализирует о возникновении инфляции. Содержание инфляции, имеющее особое социально-экономическое значение и требующее пристального внимания состоит в том, что инфляция – это осуществляемая через ценообразование форма скрытого перелива капитала, перераспределения общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, общественными классами, группами и слоями населения.

Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом  не только соответствует признакам финансовой стабилизации (в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.

Тем не менее в экономике сохранились  мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов.

В динамике инфляционных процессов  наблюдались две разнонаправленные  тенденции – интенсивное снижение уровня инфляции в период 2004–2006 гг., затем, в 2007–2008 гг., – резкое увеличение инфляции. Следует отметить, что в годы увеличения уровня инфляции относительные темпы роста цен на продовольственные товары и потребительские услуги для населения (особенно услуги жилищно-коммунального хозяйства) существенно опережали темпы роста цен потребительского рынка в целом.

В 2007–2008 гг. инфляция достигла своих  пиковых значенийпрактически во всех странах мира вследствие быстрого роста цен на продовольствие и  топливо. Особенно значительно потребительские  цены повысились в странах с формирующимся  рынком. Ускорение темпов инфляции объясняется существенным весом  продовольствия в потребительских  корзинах, достаточно высокими темпами  экономического роста и менее  действенным по сравнению с развитыми  странами контролем за инфляционными  ожиданиями.

В период 2007-2010 гг. инфляция в Беларуси была выше, чем в странах Евросоюза, но сопоставима с показателями России, Казахстана и Украины, что характерно для стран с развивающейся  экономикой

Основными факторами, повлиявшими  на рост цен в 2011 г., прежде всего явились инфляционно-девальвационные ожидания населения, производителей и торговых организаций. Ослабление курса национальной валюты в летний период на теневом рынке происходило более интенсивно, чем девальвация, осуществляемая Национальным банком Республики Беларусь.

Борьба с инфляцией в «Основных  направлениях денежно-кредитной политики»  на 2013 год провозглашена главной  стратегической задачей. Согласно планам, в 2013 году инфляция должна составить 12% годовых, хотя в 2012-м этот показатель ожидается в пределах 22%.  Кроме  того, целью денежно-кредитной политики объявлено снижение инфляции с помощью  монетарных инструментов и других мер, принимаемых правительством в экономической  сфере. Последнее означает, что Нацбанк  будет стремиться снижать рост цен, управляя ставками на денежном рынке, а правительство будет проводить  соответствующую экономическую  политику.

Главными задачами денежно-кредитной  политики на 2011–2015 годы являются:

- содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

- поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;

- обеспечение устойчивости белорусского рубля.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Андрианов, В. Инфляция и методы ее регулирования / В.Андрианов // Маркетинг. – 2006. – № 4. – С. 3–18.
  2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебное пособие / М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. – Минск: Современная школа, 2008. – 640 с.
  3. Деньги, кредит, банки / Сост.: Б.Н.Желиба, И.Н.Кохнович: Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 244 с.
  4. Короткевич, А.И. Денежное обращение и кредит: учеб. пособие для вузов / А.И.Короткевич, И.И.Очкольда. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 352 с.
  5. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект / И.М.Лемешевский. – Мн.: ФУАинформ, 2006. – 544 с.
  6. Макроэкономика: учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова (и др.). – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // www.belstat.gov.by
  8. Национальный банк Республики Беларусь [электронный ресурс] режим доступа: http:http://www.nbrb.by/mp/
  9. Нижегородцев, Р.М. Проблемы управления инфляцией: современные подходы / Р.М.Нежигородцев // Проблемы управления (РФ). – 2006. – № 6. – С. 25–30.
  10. Нижегородцев, Р.М. Современная инфляция: формы, факторы, последствия и пути преодоления / Р.М.Нижегородцев. – Гомель: Центр исследования институтов рынка, 2007. – 51 с.
  11. Никитин, С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / С.Никитин // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 4. – С. 16–20.
  12. Орлов, А. О социально-экономической природе современной инфляции / А.Орлов // Общество и экономика. – 2005. – № 4. – С. 95–105.
  13. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 419 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – 1/13764.
  14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение. 2010 год.  Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2011. – 132 с.
  15. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение. 2011 год.  Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2012. – 102 с.
  16. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение. 2012 год.  Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2013. – 146 с.
  17. Пелих, С.А. Антиинфляционная политика государства в переходной экономике / С.А.Пелих // Новая экономика. – 2008. – № 1/2. – С. 47–52.
  18. Плышевский, Б. Инфляция: причины и механизм / Б.Плышевский // Экономист. – 2008. – № 7. – С. 25–33.
  19. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2007 году // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 8–13.
  20. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2009. – № 2. – С. 7–12.
  21. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2010. – № 2. – С. 17–20.
  22. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2010 году // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2011. – № 2. – С. 15–18.
  23. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2012. – № 2. – С. 16–19.
  24. Совершенствование механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 году: доклад // Банковский вестник. – 2013. – № 1. – С. 3–8.
  25. Хмыз, О. Базовая инфляция и ее измерение: зарубежный опыт / О.Хмыз // Экономист. – 2007. – № 7. – С. 65–77.

 

 

 

 

Таблица 2.5 – Индексы цен по отдельным  секторам экономики  

(декабрь  к декабрю предыдущего года; в  процентах)*

 

 

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Индекс потребительских цен

344,0

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

208,7

121,8

Индекс цен производителей промышленной продукции

272,5

139,1

139,9

127,1

117,6

111,0

109,0

122,2

115,4

111,3

118,9

249,6

120,6

Индекс цен производителей на реализованную  сельскохозяйственную продукцию

6491)

210

150

120

124

122

111

109

130

121,8

100,6

125,32)

274,42)

130,22)

Индекс тарифов на перевозку грузов

291,0

420,0

145,2

125,3

121,7

108,8

106,4

112,3

108,8

130,9

118,2

130,0

250,3

143,0

Индексы тарифов на услуги связи для  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

165,5

137,8

110,3

122,5

105,8

106,7

101,9

101,4

103,0

102,4

101,8

138,6

131,2

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь