Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики …………………… 5
1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………… 5
1.2 Последствия инфляции……………………………………………………… 12
1.3 Антиинфляционная политика ……………………………………………… 17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь …….. 23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….…………… 23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе ………………………………… 27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь
на современном этапе…………………………………………………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика_исправленный.docx

— 438.27 Кб (Скачать файл)

 

*Источник [16, c. 56]

 

При этом цена одного метра в  однокомнатных  квартирах в целом выросла  на 6,5%, в том числе на первичном рынке – на 2,2%, на вторичном – на 7%,  цена  одного  метра в двухкомнатных квартирах в целом выросла на 4,5%, в том числе на первичном рынке – снизилась на 5,2%, на вторичном – выросла на 5,7%, в трехкомнатных квартирах общее снижение цены одного квадратного метра составило 0,4%, в том числе на первичном ранке 5,9%, на вторичном – рост на 0,2%. Что касается цены одного метра в четырехкомнатных и более квартирах, то в целом она выросла на 3,6%, в том числе на первичном рынке – на 30,3%, на вторичном – на 0,8%. 

В годовом измерении (к соответствующему кварталу предыдущего года) цена одного метра в долларовом выражении  в целом снизилась на 2,9%. При этом на первичном рынке цена одного метра выросла на 11,6%, на вторичном – снизилась на 4,7%.

В  результате  инфляции  в 2012 году  валовое  обесценение  денежных  средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в национальной валюте  составило  10,55 трлн.  рублей,  что  составляет  2 %  к ВВП против 26,27 трлн. рублей и 8,8% соответственно в 2011 году. 

Анализ данных международной статистики свидетельствует о замедлении инфляционных процессов. В целом по 27 странам  Европейского союза за 2012 год индекс потребительских цен вырос на 2,3% (годом ранее – на 3%) В 17 странах зоны евро потребительские цены в 2012 году выросли на 2,2% (годом ранее – на 2,7%). Из 17 стран зоны евро замедление темпов роста потребительских цен наблюдалось в Бельгии, Германии, Эстонии, Греции, Франции, Италии, Кипре, Люксембурге, Австрии, Португалии и Словакии. Из других стран европейского союза, где наблюдалось снижение интенсивности роста потребительских цен, можно выделить Чехию, Данию, Латвию, Литву и Польшу.

Лидерами по росту потребительских  цен в 2012 году в Европейском союзе  стали Венгрия (5,1%), Румыния (на 4,6%), Эстония (3,6%) и Финляндия (3,5%). Что касается динамики потребительских цен в странах – ближайших соседях Республики Беларусь из ЕС, то в Литве потребительские цены выросли на 2,9% (годом ранее – на 3,5%),  Польше  – на 2,2% (годом ранее – на 4,5%), Латвии – на 1,6 5 (годом ранее – на 3,9%). В России в 2012 году индекс потребительских цен составил 106,6% (годом ранее – 106,1%), в Украине – 99,8% (годом ранее – 104,6%) [7].

Борьба с инфляцией в «Основных  направлениях денежно-кредитной политики»  на 2013 год провозглашена главной  стратегической задачей. Согласно планам, в 2013 году инфляция должна составить 12% годовых, хотя в 2012-м этот показатель ожидается в пределах 22%.  Кроме  того, целью денежно-кредитной политики объявлено снижение инфляции с помощью  монетарных инструментов и других мер, принимаемых правительством в экономической  сфере. Последнее означает, что Нацбанк  будет стремиться снижать рост цен, управляя ставками на денежном рынке, а правительство будет проводить  соответствующую экономическую  политику.

 

3. Совершенствование антиинфляционной политики

в республике Беларусь на современном этапе

 

 

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики в 2013 г., утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 419 [13] Национальному банкупредстоит продолжить проведение монетарной политики, главнойцелью которой будет снижение инфляции (таргетирование инфляции).

В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными  и 16 – неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).

Накопленный опыт реализации инфляционного  таргетирования позволяет классифицировать режимы инфляционного таргетирования на следующие – начальный, классический и высший. Критериями классификации являются: доверие к банковской системе и монетарной политике, прозрачность монетарной политики, устойчивость основных макроэкономических параметров (стабильный рост ВВП, устойчивая низкая безработица, длительно сохраняющаяся низкая инфляция, плавающий курс), гибкость реагирования денежной и финансовой системы на изменения инструментов монетарной и финансовой политики (важнейший из которых – ставка процента, или учетная, ставки по внутренним финансовым инструментам, ставки по международным финансовым инструментам типа LIBOR и другие), развитость и прочность финансовых институтов и политическая устойчивость

К группе (кластеру) стран с высшим режимом таргетирования относятся  Япония, Сингапур, США, Швейцария и  другие.К группе стран с классическим режимом таргетирования – Южная Африка, Перу, большинство стран Центральной Европы.К группе стран с начальным режимом таргетирования – Россия, Албания, Словакия, Уругвай и другие.

Типичная структура модели инфляционного  таргетирования содержит конечные и  промежуточные, или операционные, цели монетарной политики.

В качестве конечной цели инфляционного  таргетирования выступает стабильность цен (в той или иной форме).

В качестве промежуточных целей, как  правило, используются:

- один из агрегатов денежной массы или один из параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;

- процентные ставки и доходность инструментов финансовогорынка;

- обменный курс национальной валюты [25, c. 66].

При выборе промежуточных целей  центральные банки используют систему  критериев, комплексная оценка которых  зачастую является определенным компромиссом ввиду их разнонаправленности. Промежуточная  цель может устанавливаться в  мягкой форме (рекомендательной или  с широким интервалом) и в жесткой  форме (одним дискретным значением  или с узким коридором).

При этом иногда устанавливаются не одна, а несколько промежуточных  целей. Следует отметить, что цели не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с переходной экономикой, что обусловлено динамичностью  развития макропроцессов и институциональных  условий в этих странах.

Как правило, используется также та или иная модель трансмиссионного механизма, которая устанавливает связь  между конечными, промежуточными целями и агрегатами совокупного спроса и предложения или производственного  разрыва.

Институциональные меры, необходимые  на этапе подготовки к введению режима инфляционного таргетирования в  условиях Беларуси. Для обеспечения высокой степени согласованности основных денежных (объемы кредитов, золотовалютные резервы, валютный курс, инфляция), бюджетных, стратегических параметров факторов производства (цены на энергоносители, уровень заработной платы и производительность труда) в условиях возможных внешних шоков (нестабильность цен на энергоносители и другие позиции критического импорта), а также в условиях необходимости глубоких структурных преобразований, обеспечивающих технологическую модернизацию и переоснащение производства (что сопряжено с изменениями структуры производства и занятости) представляется целесообразным создать координационный совет по структурной политике и финансовой стабильности при Совете Министров Республики Беларусь. В функции указанного совета входило бы обеспечение заданных параметров инфляции интегрального показателя стабильности (исходя из совокупности монетарных и немонетарных, внутренних и внешних факторов и условий), а также должного уровня открытости, прозрачности и общественного согласия и координации в принятии решений.

Необходимым также становится создание подразделения по изучению проблем  развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, функции которого будут состоять в следующем:

- организация и проведение исследований в области изучения международного опыта развития инновационных финансовых структур, проблем развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, создания конкурентоспособных условий для привлечения иностранных инвестиций в наиболее высокотехнологичной форме, а также условий для наиболее эффективного проникновения отечественных субъектов хозяйствования на внешние рынки финансов и технологий;

- организация и проведение анализа в области развития системы финансовых инноваций в стране, включая банковскую систему;

- разработка мер по повышению эффективности структурной и институциональной политики, обеспечивающей совершенствование действующих и создание новых эффективных финансовых институтов на основе изучения опыта организации институтов и инфраструктуры стабильного финансового рынка, интегрированного в международные инвестиционные потоки;

- исследование и систематизация международного опыта развития инновационных финансовых структур, включая:развитие сегментов финансовых рынков, финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, направленное на повышение устойчивости и эффективности финансовой системы, снижение степени монополизма, разгосударствление и более активное привлечение иностранных инвестиций на внутренний финансовый рынок Республики Беларусь;развитие интегрированных финансово-производственных структур (банковские и финансовые группы и холдинги, финансово-промышленные группы и т. п.);создание конкурентных условий привлечения иностранных инвестиций в страну;развитие форм и способов участия отечественных инвесторов на международных финансовых рынках;создание финансовых структур, обеспечивающих промышленное освоение объектов интеллектуальной собственности;развитие институтов долгосрочных накоплений (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды) и сберегательных схем.

Реализация всех вышеуказанных  мероприятий позволила бы привлечь иностранные инвестиции в наиболее высокотехнологичной форме, а также  обеспечить наиболее эффективное проникновение  белорусских субъектов хозяйствования на внешние рынки финансов и технологий.

Поскольку самым уязвимым звеном в  цепи институциональных предпосылок  инфляционного таргетирования является неразвитость финансовых институтов и  финансовых рынков, а также институтов и инфраструктуры привлечения иностранных  инвестиций, то представляется полезным проводить стажировки специалистов Национального банка по вопросам изучения опыта организации институтов и инфраструктуры стабильного финансового  рынка, интегрированного в международные  инвестиционные потоки

При реализации политики инфляционного  таргетирования в Республике Беларусь ценоваястабильность (сохранение покупательной способности национальной валюты) является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Длядостижения этой цели Национальный банк должен использовать все доступные инструменты совместно смерами экономической политики Правительства.

До 2011 г. Национальный банк реализовывал стратегию денежно-кредитной политики, основанную на обеспечении стабильности обменного курса. Для Республики Беларусь, экономика которой открыта  и имеет значительную долю экспортно-импортных  операций в ВВП, такая монетарная политика была вполне обоснованной и  эффективной. На протяжении достаточно длительного времени за счет использования  обменного курса в качестве так  называемого «якоря» удалось добиться существенного снижения инфляции и девальвации, повышения доверия субъектов экономики к национальной валюте [24, c. 3].

Основные проблемы при использовании  данногорежима возникли тогда, когда  национальная экономика подверглась  воздействию внутренних и внешних шоков. В первую очередь нужно выделить шок,связанный с изменением условий и цен импорта энергоносителей, а также внешнеторговыйшок, обусловленный падением спроса набелорусскую продукцию в связи с развитием мирового финансово-экономического кризиса.

При этом нарастание несбалансированности экономики при отсутствииадекватных источников покрытия разрыва финансирования платежного баланса в условиях мягкой, стимулирующей экономический рост бюджетно-налоговой и монетарной политики не позволило Национальному  банку обеспечитьстабильность белорусского рубля. В конечном итоге ситуация потребовала переосмысления проводимой денежно-кредитной политики и выработки  новых стратегических подходов к  еереализации в 2012 г. и в среднесрочной  перспективе.

Проведенная в конце 2011 г. трансформация  заключалась не только в изменении  цели денежно-кредитной политики в  сторону контроля инфляции и ценовой стабильности.Реализация монетарной политики, основанной на достижении цели по инфляции, – это достаточно новый для Беларуси и существенно более сложный подход куправлению денежно-кредитной сферой, нежели таргетирование обменного курса. Он потребовал коренного пересмотра курсовой политики в сторону перехода к режиму «управляемоe плаваниe». Процентнаяполитика приобрела бoльшую значимость для достижения конечной цели по инфляции, а подходы к денежной эмиссии у Национального банка сегодня, наверное, одни из самых жестких [24, c. 4].

Говоря об инструментах, которые  Национальному банкунеобходимо будет использовать для эффективного достижения поставленной цели, в первую очередь хотелось бы остановиться на курсовой политике.В 2013 г. Национальный банк продолжит проводить курсовую политику в режиме «управляемоеплавание». При этом планируется, что постепеннобудет уменьшаться его присутствие на валютномрынке, а интервенции будут осуществляться лишьдля сглаживания резких конъюнктурных колебанийобменного курса. Среднесрочная динамика курсадолжна определяться фундаментальными факторами:производительностью труда, издержками производства и конкурентоспособностью экономики в целом.

Тактика такой курсовой политики достаточно успешно была апробирована в 2012 г. В частности, в началегода на валютном рынке складывалась ситуация, когда предложение иностранной валюты существеннопревышало спрос на нее. Понимая, что причины этого явления связаны как с улучшением платежногобаланса, так и с конъюнктурными факторами, Национальный банк реагировал на него частично укреплением курса рубля, а частично – покупкой излишков валюты в свои резервы. В обратной ситуации,когда возникали пики спроса на валюту, Национальный банк понижал обменный курс, частично сглаживая его своими интервенциями.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь