Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание антиинфляционной политики, определить ее значение, дать характеристику существующих моделей и методов антиинфляционного регулирования, а также проанализировать систему мер антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Задачи работы определены ее целью и заключаются в том, чтобы:
1) определить понятие и значение антиинфляционной политики;
2) охарактеризовать модели антиинфляционного государственного регулирования экономических процессов;
3) определить особенности антиинфляционной политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы.
Инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма. Высокая инфляция порождает не только острые экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие революционные потрясения XIX–XX веков имели место в моменты чрезвычайного роста цен [15, с.221].
Понятие «инфляция» происходит от латинского слова inflatio, что означает «вздутие», т.е. наполнение каналов обращения избыточными денежными знаками, не обеспеченными товарами [1, с.529].
Инфляция составляет одну из сложных проблем экономики. Она возникает, если объем денежной массы превышает потребности товарного обращения. Результатом обесценивания денег является падение их покупательной способности относительно товаров и услуг и уменьшение реальной стоимости срочных счетов в банках, ежегодной ренты, страховых полисов и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которые когда-то накапливались для смягчения последствий непредвиденных обстоятельств.
Обесценивание денег, в силу чего идет процесс повышения общего уровня цен – это только внешнее проявление процесса. Инфляция сопряжена с состоянием экономики, ее спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, кредитно-денежной системы, лихорадкой в фискальной политике. Она поражает все стороны и все звенья экономики.
Последствия инфляции проявляются и в том, что она перераспределяет доходы населения и оказывает воздействие на объем национального производства. Инфляция может стать неуправляемой и превращается в гиперинфляцию. В этом случае отмечаются крайне высокие темпы роста инфляции, которые сопровождаются разрушительным воздействием на производство и занятость. Постепенно гиперинфляция перерастает в галопирующую инфляцию. Вслед за экономическим наступает финансовый и политический кризис. Поэтому государство обязательно должно прибегать к экстремальным мерам борьбы с инфляцией и поиску путей выхода из глубоко кризиса, охватившего теперь всю систему.
Следовательно, борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов [9, с.162].
Задача полностью
Национальная экономика
Республики Беларусь пережила очень
сложные потрясения на протяжении 1990-х
годов в результате глубокого
системного кризиса, вызванного развалом
ССР и его народнохозяйственног
В настоящее время достигнут ряд успехов в деле стабилизации макроэкономических показателей белорусской экономики. Государство выбрало определенный путь экономического развития – смешанную социально ориентированную экономику. Этот вариант также подразумевает наличие определенных проблем и сложности в экономическом регулировании. Однако темпы инфляции заметно снижаются, наблюдается некоторый рост экономической активности, возрастает экспорт и т.п. Тем не менее, государство должно постоянно оказывать антиинфляционное воздействие на экономические процессы.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: тема работы в данный период экономико-социального развития Республики Беларусь является актуальной и значимой. Меры антиинфляционной политики должны быть грамотными и адекватными ситуации. А для этого необходим не только собственный опыт практического применения тех или иных методов антиинфляционного воздействия, но и изучение опыта в рассматриваемой сфере других государств – как экономически развитых, так и стран с переходной экономикой.
Объект курсовой работы – антиинфляционная политика как система мер государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Предмет курсовой работы – модели, типы и соответствующие им методы антиинфляционной политики, применяемые различными государствами, а также особенности правового и макроэкономического регулирования антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы – раскрыть содержание антиинфляционной политики, определить ее значение, дать характеристику существующих моделей и методов антиинфляционного регулирования, а также проанализировать систему мер антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Задачи работы определены ее целью и заключаются в том, чтобы:
1) определить понятие и значение антиинфляционной политики;
2) охарактеризовать модели
антиинфляционного
3) определить особенности
антиинфляционной политики
Методы, примененные при выполнении работы:
1) диалектический метод;
2) метод классификации;
3) метод описания и сравнения;
4) системно-структурный метод и др.
При выполнении работы были проанализированы источники специальной литературы, представленные трудами белорусских и российских исследователей в области экономической теории, экономики, макроэкономики, национальной экономики.
Структура работы. Работа включает введение, три раздела, заключение и список использованных источников. Объем работы – 26 страниц.
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В экономической литературе различают два основных подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:
1) поиск адаптационной
политики приспособления к
2) стратегия активной
борьбы с инфляцией,
Адаптационная политика построена на том, что в процессе функционирования субъекты рыночной экономики приспосабливаются к инфляции, учитывают потери путем их компенсации. В мировой практике сложилось два метода компенсации: первый предполагает компенсацию потерь; второй – индексацию доходов [11, с.235]. Адаптационная политика не относится экономистами к мерам антиинфляционного регулирования.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Это составная часть стабилизационных мер на макроэкономическом уровне, комплекс мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен [13, с.76].
Управление инфляцией предполагает использование мер, сочетающих незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления производством отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. Темпы инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.
Цель антиинфляционной политики в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а её уровень – достаточно умеренным. Антиинфляционная политика подразумевает наличие системы антиинфляционного регулирования – бессрочной постоянной обязанности государства, заключающейся в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным.
Способы управления неоднозначны и противоречивы по последствиям. Эти способы, с одной стороны, должны сдерживать инфляцию, с другой – стимулировать производство, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Различные антиинфляционные компенсации и способы социальной защиты населения касаются не причин и механизма инфляции, а лишь её последствий. Поэтому антиинфляционными эти меры не являются. Неправомерно причислять к антиинфляционному регулированию административный контроль над ценами. Такая политика способна лишь на время, не полностью, снять ценовые симптомы инфляции. Инфляция переводится в подавленное состояние и наносит экономике немалый ущерб. Подавленную инфляцию победить нельзя, сопротивляться можно только открытой инфляции [4, с.90].
Поэтому в данном разделе будут рассмотрены методы непосредственного макроэкономического воздействия на инфляционные процессы.
Анализ денежного рынка показывает, что главная стратегическая задача Центрального банка должна состоять в том, чтобы снабдить экономику нужным количеством денег, создать долговременные условия для ее неинфляционного развития. Вместе с тем Центральному банку приходится решать другие экономические проблемы, которые прямо не связаны с инфляцией, но могут ее провоцировать. Так, если взять страны с развитыми рыночными отношениями, то здесь для предотвращения надвигающегося спада производства Центральный банк может использовать сильнодействующие инструменты денежной политики. Центральный банк, как правило, начинает увеличивать предложение денег. Денежный рынок на это реагирует понижением их цены, т.е. ставок банковского процента. Происходит удешевление кредита и деньги становятся доступными для производителей, которые, одолжив деньги у банков, направляют их на финансирование капитальных вложений, увеличивают производство и предложение товаров и услуг. Центральному банку приходится наращивать объем денежной массы и в том случае, когда у него берет взаймы правительство, покрывающее таким способом дефицит государственного бюджета.
В указанных ситуациях количество денег, находящихся в обращении, возрастает. Если скорость, с которой увеличивается денежная масса, не выходит за рамки условия долгосрочного равновесия денежного рынка, то инфляции не будет, ибо в экономику вливается столько денег, сколько необходимо для обслуживания более обильного потока товаров и услуг. Такую политику Центрального банка можно считать неинфляционной [5, с.279].
Но это бывает далеко не всегда. Гораздо чаще государство, стараясь подстегнуть производство, закрыть дыры в бюджете, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии. Стремясь побыстрее покончить с проблемами с подключением Центрального банка, государство наводняет экономику излишними денежными знаками и способствует ускорению инфляции.
Прежде чем дать ответ на вопрос о том, как остановить инфляцию, необходимо определить, какие именно действия государства отнести к антиинфляционным и какую инфляцию оно способно победить. Как мы уже отметили, мировая практика показывает, что бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
а) рыночная экономика инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным;
б) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.
В рамках антиинфляционной политики с середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию инфляционных процессов [14, с.396].
Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: 1) установление ориентиров для роста заработной платы, цен; 2) прямой контроль над ними.
С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры – набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних обычно привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли изменяться так, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность подхода в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены.
Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» на определенный срок цен и заработной платы. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.