Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание антиинфляционной политики, определить ее значение, дать характеристику существующих моделей и методов антиинфляционного регулирования, а также проанализировать систему мер антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Задачи работы определены ее целью и заключаются в том, чтобы:
1) определить понятие и значение антиинфляционной политики;
2) охарактеризовать модели антиинфляционного государственного регулирования экономических процессов;
3) определить особенности антиинфляционной политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
3) сокращению скорости оборота денег;
4) регулированию резервных требований;
5) ограничению бюджетного дефицита;
6) регулированию доходов населения;
7) сокращению бартерных операций, неплатежей;
8) стабилизации белорусского рубля и др.
Третий комплекс предусматривает меры:
1) по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
2) государственному регулированию цен на товары монополистов;
3) регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
4) регулированию уровня рентабельности;
5) стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
6) ограничению инфляционных ожиданий;
7) ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные
меры реализуются в
С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно состояния торгового баланса и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.
Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики Республики Беларусь [8, с.587].
В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.
Градуализм, не отрицая возможности использования инструментов финансовой стабилизации, во главу угла регулирующих действий государства ставит постепенность преобразований, их социальную адаптированность. В этих условиях целью макрорегулирования является достижение экономического роста на основе структурной перестройки экономики, развития ее реального сектора, наращивания производственного потенциала, обеспечивающего повышение уровня и качества жизни населения. На сегодняшний день эта модель преобразований наиболее приемлема для экономики нашей страны, и она уже используется в системе госуправления и макрорегулироваиия.
Белорусская экономическая модель базируется на:
1) сильной и эффективной власти, реализации производственных приоритетов;
2) плюрализме форм собственности, предполагающем параллельное развитие частного и государственного секторов экономики;
3) на поиске эффективного собственника и заинтересованного инвестора для осуществления приватизации;
4) на течении интеграционных процессов в рамках мировой глобализации;
5) на сильной социальной политике государства, ставящей во главу угла человека, его развитие и совершенствование.
Очевидно, что данная модель в той или иной мере отражает спектр составляющих структурно-производственного варианта макроэкономической стабилизации. Данный вариант в целом ориентирован на экономический рост и обещает наибольшую отдачу, если будет осуществляться в рамках, не допускающих существенной финансовой разбалансировки, а экономический рост будет скоррелирован с его качеством.
В противном случае рост ВВП страны на фоне затоваренных складов неконкурентоспособной продукции, при деградирующих основных фондах приведет не к макроэкономической стабилизации, а к дестабилизации и глобальному кризису экономики.
В мире не существует универсальных рецептов и абсолютно идентичных целей макроэкономического регулирования, однако знание основных закономерностей протекания экономических циклов и форм проявления макроэкономической нестабильности является необходимой основой для поиска форм, методов, инструментов и моделей макроэкономической стабилизации, адекватных особенностям различных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция и безработица – постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен – важнейшая цель макроэкономического регулирования.
Борьба с инфляцией возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции. Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Бороться с инфляцией – значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики.
Поэтому мы согласны с позицией тех авторов, которые не объединяют меры адаптационной и антиинфляционной политики. Эти меры преследуют разные цели и направлены на разные объекты.
Антиинфляционная политика включает в себя совокупность направленных на снижение инфляции приемов государственного регулирования.
Среди разнообразия моделей антиинфляционного воздействия на экономику следует выделить две основные модели:
Монетаристской модели присуща большая жесткость воздействия, к тому же она не предусматривает значимых мер социальной поддержки населения в период кризиса. Эта модель действует быстро, но жестко. Кейнсианская модель, несмотря на свою «социальность», более уязвима, растягивает антиинфляционные меры на долгие годы, удерживает экономику в длительном состоянии «хронического кризиса». Поэтому все большее количество государств склоняются к смешанной модели, сочетающей меры как монетаристского, так и кейнсианского подходов. Это позволяет наиболее грамотно и четко отрегулировать макроэкономические показатели, сохранив при этом социальную направленность экономики, не погрузив общество в затяжной экономический и социальный кризис.
Многообразие моделей антиинфляционной политики порождает и многообразие методов антиинфляционного воздействия.
Прежде всего, правительство, проводящее активную антиинфляционную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести:
1) контроль за денежной эмиссией;
2) недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
3) осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
4) пресечение обращения денежных суррогатов;
5) проведение денежной реформы конфискационного типа [12, с.364].
Эффективность первых четырех
рычагов может быть обеспечена лишь
в целях сдерживания или
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы:
Указанные
меры реализуются в
С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно состояния торгового баланса и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.
Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах.
На сегодняшний день градуализм как модель преобразований наиболее приемлема для экономики нашей страны, и она уже используется в системе государственного уиравления и макрорегулироваиия. Указанная модель во главу угла регулирующих действий государства ставит постепенность преобразований, их социальную адаптированность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ