Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание антиинфляционной политики, определить ее значение, дать характеристику существующих моделей и методов антиинфляционного регулирования, а также проанализировать систему мер антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Задачи работы определены ее целью и заключаются в том, чтобы:
1) определить понятие и значение антиинфляционной политики;
2) охарактеризовать модели антиинфляционного государственного регулирования экономических процессов;
3) определить особенности антиинфляционной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Одним из вариантов политики доходов  является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами. Противники политики доходов считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры.

Законодательное ограничение  роста цен может привести к  развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно.

Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления  [14, с.397].

Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Наличие монопольных сил само по себе должно искажать распределение ресурсов. Наличие инфляции в экономике подтверждает этот тезис. Следовательно, контроль над ценами может содействовать исправлению создавшегося положения.

Эффективность проводимой политики доходов  в 60-е гг. в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как ожидалось. В результате в середине 70-х практически все развитые страны отказались от ее применения.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики. По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке.

В конце 70-80-х годов провозглашались  ориентиры для роста различных денежных агрегатов. Однако контроль за их динамикой был недостаточно жестким. Слишком сильное сжатие денежной массы приводит к кризису неплатежей, банкротству предприятий. С другой стороны, даже жесткое ограничение количества денег может компенсироваться ростом скорости обращения денег.

Кроме ограничения количества денег  в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений [14, с.398].

В целях замедления инфляции могут  применяться инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты.

Сдерживающее влияние «дефляционного»  топора передавалось в первую очередь на замедление экономического роста и увеличение безработицы, цены же снижались незначительно. Возникновение стагфляции привело к отказу от некоторых инструментов дефляционной политики.

В условиях стагфляции 70-80-х годов  для нормализации экономики применялся комплекс мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой – на расширение предложения вследствие сокращения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и росту государственного долга, что вкупе с высокими процентными ставками содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.

Антиинфляционную  политику государства можно условно  подразделить на две части: на стратегию и на тактику.

Антиинфляционная стратегия состоит в гашении инфляционных ожиданий, чтобы переломить психологию покупателей, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде [5, с.280].

Основными стратегическими целями государства при проведении антиинфляционной политики выступают:

1) преодоление инфляционных ожиданий населения и бизнеса, повышение доверия к правительству путем создания условий для развития предпринимательства и увеличения совокупного предложения (проведение антимонопольной политики, стимулирование инвестиций, технического прогресса и пр.);

2) проведение долгосрочной денежной политики, направленной на ограничение ежегодного прироста денежной массы, осуществление жесткого контроля за денежной эмиссией;

3) сокращение бюджетного дефицита путем стабилизации государственных расходов и совершенствования налоговой системы;

4) недопущение импорта инфляции.

Выделим известные мировой  практике эффективные методы, использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией.

В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий. Необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два условия. Первое – всемерно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе – существовало правительство, придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добивается их решения.

Вторым неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы. Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

Режим жестких денежных ограничений относится к разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.

Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства. Решая данную проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, заключается не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Четвертая задача антиинфляционной политики – сведение к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов [5, с.282].

Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.

Таковы основные направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.

Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными мерами не обойтись. Необходимо реализовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфляции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение. Сюда можно отнести приватизацию государственных предприятий, льготное налогообложение в целях расширения производства товаров и услуг, повышение нормы сбережений и т.п.

Конкретные методы сдерживания  инфляции зависят от правильного  определения её характера и фактов, подстёгивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких мер, которые соответствуют ее глубине и характеру. Поэтому и методы борьбы с инфляцией должны носить комплексный характер [4, с.91].

Тактические средства антиинфляционной политики зависят в значительной степени от вида инфляции. Так, меры против инфляции спроса должны быть направлены на сдерживание совокупного спроса. К ним следует отнести:

1) сокращение дефицита государственного бюджета путем уменьшения госрасходов и увеличения налогов;

2) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на ограничение денежного предложения, удорожание денег;

3) стимулирование увеличения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности;

4) стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Мерами борьбы с инфляцией издержек выступают:

1) борьба с монополизмом в экономике;

2) государственное сдерживание роста доходов и цен;

3) стимулирование производства путем реализации мер «экономики предложения» (снижение налогов на предпринимателей, предоставление им льгот, усиление стимулов к труду у населения);

4) стабилизация валютного курса для предупреждения «импорта инфляции», в случае, если экономика в значительной мере зависит от импорта товаров [15, с.222].

Методы  краткосрочной антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время уменьшить инфляционное напряжение.

В запасе у государства  есть такой радикальный вариант, как денежная реформа конфискационного типа. Но эти действия ни имеют отношения к природе инфляции. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных мер почти невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике.

Поскольку инфляция проявляется  в темпах роста цен, обусловленных  разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика даст максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применяет такие методы, как:

1) проведение разумной приватизации государственной собственности;

2) массированный импорт потребительских товаров и частичная   реализация   государственных   стратегических запасов;

3) установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью ограничить текущий спрос;

4) другие методы [5, с.282].

Приведем несколько  самых известных и распространенных в мировой практике антиинфляционного регулирования методов воздействия на инфляционные процессы.

Дефляция – изъятие государством из обращения избыточной денежной массы с целью снижения инфляции. Дефляция проводится путем увеличения налогов, повышения учетной ставки, продажи государством ценных бумаг  
и т. д. Она возникает либо в результате повышения производительности труда и снижения стоимости товаров, либо путем ограничения количества денег в обращении, а также сокращения совокупного спроса.

Нуллификация означает ликвидацию государством резко обесценившихся бумажных денег и выпуск новых в меньшем количестве. Нуллификация является разновидностью денежной реформы, направленной на обеспечение стабилизации денежного обращения.

Деноминация предполагает укрупнение нарицательной стоимости денежных знаков путем обмена по определенному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены товаров и услуг, тарифы, заработная плата, пенсии и стипендии, а также остатки денежных средств на банковских счетах. В большинстве случаев коэффициентом укрупнения является единица с одним или несколькими нулями.

Одним из методов денежной реформы является девальвация, т. е. понижение официального курса валюты данной страны по отношению к иностранной валюте. Девальвация, как правило, закрепляет фактическое обесценение бумажных денег в условиях инфляции. Девальвация иногда используется как метод стабилизации национальной валюты. Но девальвацию можно проводить после того, как обесценение валюты останавливается.

Ревальвация – повышение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. Ревальвация вызывает повышение цен на экспортируемые товары в иностранной валюте и снижение за счет этого конкурентоспособности страны на мировом рынке, сдерживание экспорта ее товаров. Вместе с тем ревальвация позволяет импортерам товаров и экспортерам капитала приобретать иностранную валюту по более низким ценам. Она выступает сдерживающим фактором для притока иностранных инвестиций в страну, так как при обмене валюты собственники иностранного капитала получают меньшую сумму в местной валюте. Иногда ревальвацию используют для борьбы с инфляцией. Ограничивая приток в страну иностранной валюты, ревальвация позволяет сдерживать увеличение денежной массы в обращении и на этой основе замедлять рост внутренних цен. Снижение затрат на импорт в результате ревальвации также ограничивает рост внутренних цен [11, с.236].

Информация о работе Антиинфляционная политика