Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание антиинфляционной политики, определить ее значение, дать характеристику существующих моделей и методов антиинфляционного регулирования, а также проанализировать систему мер антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Задачи работы определены ее целью и заключаются в том, чтобы:
1) определить понятие и значение антиинфляционной политики;
2) охарактеризовать модели антиинфляционного государственного регулирования экономических процессов;
3) определить особенности антиинфляционной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В условиях инфляции иногда происходит тезаврирование золота. Тезаврация – накопление золота частными лицами в виде сокровищ в целях сохранения сбережений от инфляционного обесценения, осуществляемое в форме накопления колец, браслетов, цепочек и других ювелирных изделий.

Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные  методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако необходимо помнить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и валютную политику.

Следует отметить, что в современной практике макроэкономического  регулирования и антиинфляционной политики не принято использовать какую-то определенную схему, набор методов – только прямые или только косвенные. Каждое государство разрабатывает собственную антиинфляционную политику и выбирает необходимые, адекватные средства, способы, методы ее осуществления.

 

 

2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Важнейшие рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денежной массы.

Основным условием возникновения инфляции является ускорение темпа прироста количества денег, находящихся в обращении. Поэтому для уменьшения темпов прироста инфляции необходимо сократить этот темп прироста денег. Делается это либо путем регулирования совокупного спроса, либо путем регулирования совокупного предложения [7, с.298].

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: 1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;  
2) политика регулирования цен и доходов с целью увязать рост заработков с ростом цен [16, с.238]. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений устанавливаются пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваются выдачи кредитов и т.д.

Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики. Итак, известны два подхода к регулированию инфляции: кейнсианский и монетаристский [8, с.585].

Кейнсианская  модель воздействия на инфляционные процессы.

Сторонники Кейнса предлагают увеличить уровень совокупного предложения за счет создания эффективного спроса, который формируется государственным заказом и уменьшением величины процентной ставки, т.е. удешевлением кредита. Это приводит к уменьшению спада и сокращению безработицы, к сокращению темпов прироста инфляции. Однако затраты государства на реализацию заказов приводят к созданию дефицита бюджета, который не может быть покрыт дополнительной эмиссией денег. Кейнсианцы предлагают покрывать этот дефицит посредством долгосрочных государственных займов.

Сторонники кейнсианской точки зрения, таким образом, настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет [3, с.121].

 

Монетаристская  модель воздействия на инфляционные процессы.

В ряде стран увеличение государственного долга при борьбе с инфляцией заставило по-другому взглянуть на проблему антиинфляционного воздействия на экономику. За основу была взята монетаристская модель Фридмена, основоположника монетаристского направления антиинфляционной политики. Монетаристы предлагают не увеличивать уровень совокупного предложения, а уменьшать его. Сокращение совокупного спроса можно провести путем проведения денежной конфискационной реформы. При этом резко или постепенно сокращается денежная масса, что приводит к уменьшению спроса. Для сокращения бюджетного дефицита уменьшаются расходы на реализацию социальных программ, увеличивается процентная ставка, т.е. удорожается кредит [7, с.298].

Ортодоксальная программа монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая, в частности, в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

Подход, при котором резко сокращается денежная масса получил название «метод шоковой терапии». Использование этого метода приводит к росту безработицы и продолжительному спаду производства, резкому снижению уровня жизни населения, социальным обострениям. Примером удачной шоковой терапии могут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8% в 1995 г. Это позволило быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-х Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран [6, с.146].

Вариантом шоковой терапии  выступает и денежная реформа конфискационного типа обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткий период.

При постепенном снижении денежной массы (метод градуирования) ее уменьшение происходит многократно, но каждый раз незначительно. Такой метод может вызвать инфляционную инерцию. Эта инерция увеличивается за счет индексации доходов, когда заработная плата и контракты защищены от общего уровня цен. Рекомендуется применять метод градуирования при темпах прироста инфляции не более 20-30 % в год.

Монетаристское направление  антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже  достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран возрос государственный долг и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ. Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является исключительно денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию [3, с.122].

Помимо рассмотренных  кейнсианского и монетаристского  подходов к регулированию инфляции рассматривают также модель антиинфляционной политики регулирования цен и доходов. При этом правительство может заморозить цены и номинальную заработную плату или ограничить увеличение заработной платы увеличением производительности труда. Повышение цен при этом ограничивается повышением заработной платы. Опыт проведения этой политики в западных странах оказался неудачным [7, с.299].

Вариантов этой политики много, но суть заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, «замораживание» цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов [6, с.146].

Противники политики цен и доходов высказывают сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, прежде всего, под действием отложенных инфляционных ожиданий, подтягивания «замороженных» цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения этого исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным инструментом лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную.

Некоторые авторы полагают, что для предотвращения инфляции необходимы скоординированные действия правительства и частного сектора экономики. Правительству при этом следует стабилизировать государственные расходы и налоговую систему, обеспечить увеличение одинаковыми темпами денежной массы и национального дохода, не допускать в свою страну импорта инфляции из стран, с которыми установлен деловой товарообмен. Предпринимателям и рабочим нужно обеспечить темпы увеличения заработной платы, не превышающие темпы увеличения производительности труда [7, с.299].

В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика  эффективнее. Все зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т. п. [14, с.399]. Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Первоочередные меры правительства должны быть направлены на: 1) уменьшение денежной эмиссии; 2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования); 3) повышение нормы обязательных резервов; 4) сокращение государственных расходов; 5) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Однако проведение в  жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится прежде всего к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы – падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее, она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы – резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования.

В зависимости от выбранных  методов антиинфляционной политики в экономической литературе выделяют следующие типы антиинфляционной политики. Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.

Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, что ведет к сокращению общего объема совокупного спроса [12, с.360].

Политика экспансии  не оказывает долговременного положительного воздействия на занятость или производство. Из этого следует, что данная политика может дать временный положительный эффект, но не позволяет надолго снизить безработицу ниже естественного уровня или расширить производство за пределы, определяемые этим уровнем. Для того чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на занятость и производство, следует стремиться совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости.

Политика сдерживания  в условиях инфляции. В современной экономике присутствуют одновременно и безработица и инфляция. Политика экспансии дает кратковременные эффекты в производстве и занятости, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокие темпы инфляции. В то же время ограничение спроса ведет к росту безработицы, снижению активности в экономике. Это ведет к снижению инфляции, но «цена» данного процесса – сокращение производства – может оказаться высокой. Чем медленнее снижаются цены и заработки, тем дольше сохраняется высокий уровень безработицы и тем выше «цена» политики сдерживания.

При проведении политики экспансии цены и инфляционные ожидания быстро возрастают, что положительно воздействует на занятость, но дает лишь кратковременный эффект. В условиях политики ограничения спроса адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг с другом.

Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая увеличения безработицы. Это значит, что надо искать оптимальные решения, дающие возможность избежать длительных перемещений в сторону более высокого уровня безработицы.

Когда правительство  считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса: 1) фискальную (налогово-бюджетную) политику, т.е. политику увеличения налогов и сокращения государственных расходов; 2) денежно-кредитную (монетарную) политику, т. е. политику ограничения денежной массы, находящейся в обращении.

Политика предложения. Рестриктивная политика, безусловно, дает возможность снизить темпы инфляции, но лишь ценой роста безработицы. И есть опасность, что такая безработица будет и обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии дает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика