Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание антиинфляционной политики, определить ее значение, дать характеристику существующих моделей и методов антиинфляционного регулирования, а также проанализировать систему мер антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Задачи работы определены ее целью и заключаются в том, чтобы:
1) определить понятие и значение антиинфляционной политики;
2) охарактеризовать модели антиинфляционного государственного регулирования экономических процессов;
3) определить особенности антиинфляционной политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. МОДЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Одной фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов полагают, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение. Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было переместить вниз кривую предложения, то в этом случае удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство. Инфляция может сократиться, а уровень производства одновременно возрасти
Один из способов решения проблемы чрезмерного спроса – увеличение предложения товаров и услуг, но в краткосрочном периоде это может оказаться сложным. Однако правительство может повысить эффективность производства путем: 1) сокращения подоходных налогов, что позволяет снизить издержки производства и тем самым переместить кривую предложения вниз; 2) воздействия на заработную плату и сдерживания роста затрат на оплату труда; 3) совершенствования подготовки и переподготовки рабочей силы с целью придания ей мобильности; 4) предоставления субсидий с тем, чтобы поощрять капиталовложения и приобретать более современное оборудование; 5) горизонтальной интеграции там, где это привело бы к эффекту масштаба; 6) совершенствования системы автомобильных и железных дорог.
Политика занятости. Ее цель состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Это программы, во-первых, по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, по социальному страхованию безработицы [12, с.366].
Одно из направлений политики занятости – социальная защита безработных. Она даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы. Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.д.
В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение государственных расходов; увеличение налогов; сокращение дефицита бюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они сводятся к сдерживанию совокупного спроса.
Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.
Меры, направленные против инфляции издержек, многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, – т.н. политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста. Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
Следует выделить также меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска. К основным элементам теории «экономики предложения» следует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Траектория экономического развития Республики Беларусь с момента обретения ею независимости в 1991 г. характеризуется чередой нараставших в начале этого пути кризисных явлений и постепенным выходом из кризиса во второй половине 90-х.
Постепенно в стране начались позитивные процессы экономического оживления, явившегося следствием преодоления трансформационного спада, связанного в первую очередь с распадом СССР и внутрисоюзных экономических связей и отношений, с переходом к новой для Беларуси системе социально-экономического развития, основанной на рыночных отношениях [2, с.339].
Экономике Республики Беларусь в значительной мере удалось преодолеть т.н. «синдром осколочной экономики», выработать и начать реализовывать перспективную модель социально ориентированной рыночной экономики, в контексте которой работает экономическая система смешанного типа, базирующаяся на совместном и совместимом функционировании и развитии различных форм собственности.
Отсутствие обвальной приватизации при оптимизации контрольно-административных функций государства позволило не только обеспечить положительную динамику ВВП и промышленного производства, но и сохранить социальную стабильность, предотвратить резкую дифференциацию населения по доходам.
В то же время, находясь в системе мирохозяйственных связей, белорусская экономика подвержена тенденциям их развития, в том числе зародившимся и развившимся в русле современного глобального финансово-экономического кризиса, первые симптомы которого проявились еще летом 2007 г. в США. Кризис имеет ярко выраженный системный характер и является беспрецедентным по глубине и масштабам со времен Великой депрессии 1929-1933 гг.
Кризис подтвердил необходимость государственного вмешательства в экономику и в развитие ее реального сектора. Происходившее в последнее время обогащение без опоры на развитие реального сектора привело к надуванию т.н. «финансовых пузырей», схлопывание которых и привело к цепной реакции кризисных явлений.
Одной из наиболее существенных проблем макроэкономической нестабильности в нашей стране является инфляция.
Переход к свободному ценообразованию в процессе рыночных преобразований, на начальном этапе имевший целью ликвидацию накопившихся в условиях административно-командной экономики диспропорций, привел к резкому скачку цен: в 1992 г. они выросли в 13,6 раза, в 1993 г. уже в 21 раз, в 1994 г. темп роста практически сохранился – 20,6 раза.
Характерной особенностью этого периода явилось введение в мае 1992 г. наличного белорусского рубля в качестве параллельного платежного средства наряду с денежной единицей СССР, а в мае 1994 г. белорусский рубль был объявлен единым законным платежным средством [2, с.340].
Либерализация цен в
первой половине 1990-х гг. отбросила
значительную часть населения Беларуси за черту
бедности и стала одним из существенных
факторов снижения объемов производства
реального сектора экономики и потребления.
Огромное влияние на удорожание белорусской
промышленной и сельскохозяйственной
продукции оказал отпуск цен на энергоносители,
проведенный Российской Федерацией. Ситуация
потребовала корректировки курса реформ
в области ценового регулирования. В результате
предпринятых в
1995 г. антикризисных мер рост цен на потребительские
товары и услуги удалось снизить до 3,4
раза.
Процессы макроэкономической стабилизации, наметившиеся в 1996 г., в реальном секторе экономики отразились значительным снижением темпов роста цен. Однако в Российской Федерации в 1998 г. разразился финансовый кризис, оказавший негативное влияние и на инфляционные процессы в Республике Беларусь. В тот год потребительские цены выросли в 2,8 раза, а в 1999 г. – в 3,5 раза, далее превысив показатели 1995 г. Добиться их обуздания удалось лишь в 2000 г., после которого темны инфляции неуклонно замедлялись, и в 2009 г. инфляция в стране снизилась до 10,1 %.
Как известно, уровень инфляции тесно связан с уровнем безработицы. В современных условиях в Беларуси безработица имеет специфику. Так, на фоне невысоких показателей официально зарегистрированной безработицы (0,7 % к экономически активному населению в 2011 г.) наблюдается более высокий уровень реальной безработицы, достигающий, но экспертным оценкам, 6-8 %. Данная ситуация связана прежде всего с действующей системой регистрации безработных, чрезвычайно низким уровнем пособия по безработице, ограниченными возможностями качественной переподготовки с малой вероятностью последующего трудоустройства, предложением па рынке труда, как правило, низкооплачиваемых и неквалифицированных рабочих мест.
Серьезные социальные и экономические проблемы на рынке труда связаны с существованием неформального сектора, пронизывающего фактически все отрасли экономики.
Комплекс мероприятий макроэкономического регулирования, направленный на стабилизацию экономики, реализуется в ходе осуществления стабилизационной политики государства в направлении достижения полной занятости и потенциально возможного выпуска продукции.
Рецептов государственного регулятивного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Вместе с тем общие принципы воздействия на экономическую активность можно свести к следующим положениям:
- в условиях спада необходимо осуществлять комплекс мер по оживлению активности, т.е. проводить стимулирующую политику,
- в условиях подъема – сдерживающую, страхующую экономику от сильного «перегрева».
Кроме того, целями макроэкономического регулирования являются сдерживание инфляции и безработицы, достижение паритета платежного баланса страны, а также обеспечение сбалансированного и устойчивого развития рынков факторов производства и потребительского рынка, сфер и отраслей национальной экономики, отдельных регионов и др. [2, с.442]
В конечном счете интегрированной целью макроэкономического регулирования выступает создание оптимальных условий человеческого развития. Степень достижения этой цели в значительной мере отражает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), по которому Беларусь находится на 61-м месте в мире, опережая все страны СНГ. И хотя она входит в группу государств с высоким уровнем ИРЧП, на сегодняшний день уже выделяется группа стран с очень высоким уровнем ИРЧП, в которую наша страна пока не попадает.
Текущая ситуация в экономике Республики Беларусь по своим характеристикам в целом не только соответствует признакам финансовой стабилизации, но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.
Тем не менее, в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны [8, с.585].
Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000-2012 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.
В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения. Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация [1, с.535].
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:
Первый комплекс включает меры:
1) по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
2) поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
3) снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
4) реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
5) сокращению трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
1) по регулированию объема и структуры денежной массы;
2) проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;