Антикризисное управление финансами полиграфического предприятия при угрозе банкротства (на примере ЗАО «Производственно-рекламный комб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что тематика изучения института банкротства несет в себе ценность, так как в нем рассматривается методика принятия антикризисных решений в условиях финансового кризиса, что весьма актуально в современном экономическом пространстве России.
Целью дипломного проекта является освещение проблем антикризисного управления при угрозе банкротства, изложение методики, разработка программы антикризисного управления исследуемого предприятия.
Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Производственно-рекламный комбинат».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….
Теоретические аспекты антикризисного управления
Политика антикризисного управления…………………………….
Методики диагностики банкротства……………………………….
Механизмы финансовой стабилизации……………………………
Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»
Организационно-экономическая характеристика предприятия…
Оценка финансового состояния, ликвидности и платежеспособности………………………………………………………………..
Оценка финансовой устойчивости…………………………………
Анализ безубыточности предприятия……………………………..
Оценка рентабельности, анализ формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………………
Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства
Формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления………………………………………………………….
Характеристика проекта санации ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»……………………………………………..
Оценка результатов хозяйственной деятельности проекта………
Управление капиталом образованного предприятия…………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом АКУ.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от глубины  кризисного состояния предприятия  и условий предоставления ему внешней помощи, различают два основных вида санации:

1) без изменения статуса  юридического лица санируемого  предприятия (такая санация осуществляется  обычно для помощи предприятию  в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление);

2) с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия (эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т.п. (Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия).

Каждый из этих видов  санации предприятия имеет ряд  форм (рисунок 1.4.).

1. Санация предприятия,  направленная на реорганизацию  долга (без изменения статуса  юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) погашение долга  предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия. Она  связана со следующими основными условиями: обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой или межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом;

б) погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего. Так как предоставление такого целевого кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального значения. В качестве одного из вариантов этой формы санации может выступать переоформление краткосрочных кредитов предприятия в долгосрочные (с соответствующим повышением ставок процента). Для осуществления контроля и помощи предприятию, коммерческий банк в перечне условий санации может потребовать введение в состав его руководства своего представителя (или уполномоченного лица);

в) перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника. Условия такого перевода долга оговариваются специальным договором. Однако для такого перевода долга требуется обязательное согласие кредитора (если кредитор не дает согласия)

на перевод долга  другому лицу, то предприятие-должник не имеет на это права, так как это означало бы одностороннее изменение условий кредитного договора). В случае согласия кредитора на перевод долга другому лицу, новый должник имеет право выдвигать против требований кредитора все возражения, основанные на договорных отношениях между кредитором и первым должником;

г) выпуск облигаций (и  других долговых ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, если по каким либо причинам предоставление ему прямого банковского кредита (или переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные) невозможно. В роли такого гарантирующего санатора может выступить и страховая компания.

2. Санация предприятия,  направленная на его реорганизацию  (с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) слияние. Такая форма санации осуществляется путем объединения предприятия-должника с другим финансово устойчивым предприятием. В результате такого объединения предприятие–должник теряет свой юридический статус. В процессе слияния предприятия объединяют (консолидируют) свои бухгалтерские балансы. Для санатора побудительным мотивом слияния с предприятием-должником может быть эффект синергизма, связанный с новыми возможностями внутренней кооперации, диверсификации продукции или рынков сбыта и т.п. Для санируемого предприятия при слиянии обеспечивается сохранение рабочих мест и направленности производственной деятельности;

б) поглощение. Эта форма санации  осуществляется путем приобретения предприятия–должника предприятием-санатором (для последнего это является одной из форм инвестиций – приобретение целостного имущественного комплекса или основной части его активов). Для санатора эффект поглощения также связан с синергизмом. Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочернего предприятия;

в) разделение. Такая форма  санации может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую  хозяйственную (производственную) деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения надстроечного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек и возрастает эффект операционного левериджа новых разделенных предприятий. Тем не менее, такая форма санации требует определенной кредитной поддержки для выхода из кризисного состояния, которую предоставляет обычно коммерческий банк, обслуживающий предприятие. Выделенные в процессе разделения предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса;

г) преобразование в открытое акционерное общество. Такая форма  санации, осуществляемая по инициативе группы учредителей, позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;

д) передача в аренду. Эта форма характерна в настоящее  время для санирования государственных предприятий, при которой они передаются в аренду членам трудового коллектива. Условием осуществления такой формы санации является принятие на себя коллективом арендаторов долгов санируемого предприятия. Принципиально такая форма санации может быть использована и для предприятий негосударственных форм собственности;

е) приватизация. В этой форме санируются государственные  предприятия.

Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта санации осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются:

  • экономическое и финансовое состояние предприятия-должника к началу санации;
  • основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия-должника;
  • цель и формы санирования;
  • план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;
  • расчет эффективности предложенной формы санирования;
  • формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.

Основой выбора той или  иной формы санации является расчет ее эффективности. Эта эффективность определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на осуществление санации в предложенной форме.

Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия) в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.

Затраты на осуществление  санации определяются путем разработки специального бюджета. Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.

Такой подход позволяет  применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций.

Сравнение эффективности  различных форм санации позволяет  выбрать наиболее оптимальный вариант  ее осуществления.

Цель санации считается  достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизации нормализовать производственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующим прекращением его деятельности и продажей имущества.

Таким образом, банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее специфика позволяет выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия. 

 

 

  

 

 

II. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ПРОИЗВОДСТВЕННО-РЕКЛАМНЫЙ КОМБИНАТ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ЗАО «Производственно-рекламный  комбинат» расположено по адресу г. Ставрополь, улица Селекционная, 3.

ЗАО «Производственно-рекламный  комбинат» выполняет услуги полиграфии – печать бланков, тетрадей, календарей, блокнотов и т.д.

Основными поставщиками высококачественных  материалов для нужд производства (бумага разных сортов, краски, офсетные формы, увлажняющие растворы) являются отечественные и зарубежные производители из Финляндии, Италии, Испании.

Предприятие было создано в результате акционирования в 1993 году. Соучередителями акционерного общества являются:  трудовой коллектив  –  25%, юридические лица – 40%, физические лица – 35%.

Уставный капитал, по состоянию на 1.01.2005г, составляет 368,7 тыс. рублей. Количество выпущенных акций – 30000, номиналом в 12,29 рублей.

Предприятие является акционерным обществом закрытого типа, его деятельность регулируется  законодательством, в соответствии с которым ему присуща следующая система управления.

Высшим органом управления общества является  общее собрание акционеров,  к исключительной компетенции которого относятся:

·     изменение устава и уставного капитала,

·     избрание директоров,

·     утверждение годовых результатов деятельности,

·     создание и ликвидация дочерних предприятий или филиалов,

·     реорганизация и ликвидация общества.

Общее руководство деятельностью компании осуществляется советом директоров (наблюдательный совет), избираемым общим собранием акционеров, которое в свою очередь определяет состав ревизионной комиссии и кандидатуру аудитора.

Общее собрание акционеров в соответствии с уставом избирает из числа акционеров ревизионную комиссию для контроля  за финансово-хозяйственной деятельностью компании.  Члены ревизионной комиссии не могут быть исполнительными директорами.  Проверки осуществляются ревизионной комиссией по поручению общего собрания, по собственной инициативе или по требованию акционеров,  владеющих  в совокупности свыше 10 процентами акций.


Рис. 3. Организационная  структура управления

ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»

Организационная структура управления определяет  субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.

Цель организационной  структуры состоит в том, чтобы  обеспечить достижение стоящих перед  организацией задач.

Организационная структура, по мнению Б.З. Мильнера,5 представляет собой упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей.

Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз.

Вначале руководители осуществляют разделение организации на широкие сферы, затем ставят конкретные задачи.

При разработке структуры ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» было осуществлено деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности: главный инженер, начальник производства, зам. по снабжению и транспорту (рис. 3).

Установлено соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство  устанавливает цель команд и производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства. Таким образом, у главного инженера в подчинении находятся основные производственные отделы: отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел главного специалиста, отдел инструментального хозяйства;

Информация о работе Антикризисное управление финансами полиграфического предприятия при угрозе банкротства (на примере ЗАО «Производственно-рекламный комб