Антикризисное управление финансами полиграфического предприятия при угрозе банкротства (на примере ЗАО «Производственно-рекламный комб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что тематика изучения института банкротства несет в себе ценность, так как в нем рассматривается методика принятия антикризисных решений в условиях финансового кризиса, что весьма актуально в современном экономическом пространстве России.
Целью дипломного проекта является освещение проблем антикризисного управления при угрозе банкротства, изложение методики, разработка программы антикризисного управления исследуемого предприятия.
Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Производственно-рекламный комбинат».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….
Теоретические аспекты антикризисного управления
Политика антикризисного управления…………………………….
Методики диагностики банкротства……………………………….
Механизмы финансовой стабилизации……………………………
Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»
Организационно-экономическая характеристика предприятия…
Оценка финансового состояния, ликвидности и платежеспособности………………………………………………………………..
Оценка финансовой устойчивости…………………………………
Анализ безубыточности предприятия……………………………..
Оценка рентабельности, анализ формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………………
Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства
Формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления………………………………………………………….
Характеристика проекта санации ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»……………………………………………..
Оценка результатов хозяйственной деятельности проекта………
Управление капиталом образованного предприятия…………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом АКУ.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

у начальника производства в подчинении – планово-диспетчерский отдел и все производственные цеха;

у заместителя по снабжению и транспорту в подчинении – транспортный и отдел материально – технического снабжения;

Определены должностные  обязанности как совокупность определённых задач и функций и поручено их выполнение конкретным лицам. В некоторых случаях, связанных с производственной необходимостью, руководство разрабатывает конкретные задачи и закрепляет их за непосредственными исполнителями, которые и несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

Во всех отделах и  цехах ОАО «Колос» разработаны положения, в которых определены взаимоотношения подразделений друг с другом.

Появившаяся в итоге  разработки организационная структура ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» – это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют условия.

 

2.2. Оценка финансового  состояния,

ликвидности и  платежеспособности

В данном разделе нами выясняется финансовое  состояние исследуемого объекта для выявления признаков кризисного развития и определения факторов, отрицательно влияющих на развитие предприятия.

Завершением раздела  будет являться оценка возможности  банкротства по модели Альтмана и модели «труднореализуемых активов» по состоянию на 1.01.2006.

Предварительный анализ финансового положения проводится с использованием аналитического баланса-нетто (Табл.7).

По данным расчетов табл. 7 видно, что абсолютное значение стоимости средств предприятия увеличивается, особенное внимание заслуживает резкий скачок размера средств в распоряжении предприятия в 2004 году в связи с приобретением и модернизацией оргтехники и оборудования для производства полиграфической продукции.

 

Таблица 7.

Аналитический баланс-нетто ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 2002-2005 гг.

 

Наименование

01.01.2002 г.

01.01.2003 г.

01.01.2004 г.

01.01.2005 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

254,2

76,02

387,5

56,36

20043,9

79,88

2240,2

85,22

2. Текущие активы, всего

80,2

23,98

300,0

43,64

514,7

20,12

388,6

14,78

в том числе

- производственные запасы

15,4

4,61

51,3

7,46

54,3

2,12

37,3

1,42

- готовая продукция

48,4

14,47

149,7

21,77

235,5

9,20

247,4

9,41

- денежные средства

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

11,3

0,43

- дебиторская задолженность

3,6

1,08

2,4

0,35

3,3

0,13

13,3

0,51

ПАССИВ

1. Источники собственных средств

267,7

80,05

442,0

64,29

2118,3

82,79

1977,3

75,22

2. Заемные средства, всего

66,7

19,95

245,5

35,71

440,3

17,21

550,9

20,96

в том числе

- долгосрочные кредиты

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

100,6

3,83

- краткосрочные кредиты

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

- кредиторская задолженность

66,7

19,95

245,5

35,71

440,3

17,21

550,9

20,96

БАЛАНС

334,4

 

687,5

 

2558,6

 

2628,8

 

Наблюдается устойчивый рост доли внеоборотных активов и  соответственно падение доли текущих активов в составе имущества. Доля внеоборотных активов по состоянию на 01.01.05 составила 85,22%. Основная причиной является сокращение оборотных средств на предприятии в связи с устойчивым падением производства, реализации. Хозяйственная деятельность ведется с хроническим отсутствием денежных средств, а значит, предприятие не могло и не может в настоящий момент рассчитываться  по обязательствам без задержки. Причиной является рост кредиторской задолженности, падение спроса на продукцию.

В структуре текущих  активов высокую долю содержит готовая  продукция. Так как ежегодно реализация продукции снижалась в 1,5-2 раза, а запасы готовой продукции в абсолютном выражении снижались незначительно, то можно сказать, что в структуре готовой продукции высокую долю занимают товары, не пользующиеся спросом.

За весь анализируемый  период предприятие имеет низкую долю дебиторской задолженности в структуре активов, что означает осторожную и выборочную реализацию без оплаты. С одной стороны, это снижает вероятность возникновения безнадежной дебиторской задолженности, а с другой стороны снижает объемы реализации.

В структуре источников заемные средства  сохраняют устойчивую долю, однако если учесть, что совокупные активы за 3 года увеличились в 1,8 раза, а объем реализации уменьшился в 2 раза, то это означает неоправданный рост кредиторской задолженности. Основными причинами является падение объемов производства и реализации.

Анализ ликвидности и платежеспособности проводится с использованием ряда показателей. Основные из них представлены в табл. 8

По итогам табл. 8 нами сделан вывод, что имеет место устойчивое падение ликвидности и платежеспособности по результатам анализа за 3 года. Значения показателей намного ниже предельнодопустимых. ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам в установленные сроки за счет наиболее ликвидных активов. Можно предположить, что кредиторская задолженность погашается без соблюдения договоренности по срокам, а по мере появления денежных ресурсов. Такая ситуация говорит о тяжелом финансовом состоянии предприятия, работающего в режиме постоянной нехватки денежных средств. Причины – рост кредиторской задолженности и штрафных санкций за просрочку платежей в сочетании с падением реализации.

Таблица 8.

Показатели ликвидности  и платежеспособности ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 2002-2005 гг.

Наименование показателя

Рекомендуемое значение

2002 г.

20003 г.

2004 г.

2005 г.

Отклонение

(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2÷0,5

0,0

0,0

0,0

0,0

-

2. Коэффициент уточненной ликвидности

0,6÷0,9

0,2

0,2

0,1

0,0

-0,2

3. Коэффициент общей ликвидности

2÷3

1,2

1,2

0,9

0,7

-0,5

4. Коэффициент соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

>1

0,2

0,2

0,1

0,0

-0,2


В случае полного поступления  денежных средств от дебиторов у ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» будет достаточно только на погашение 20% от краткосрочной кредиторской задолженности. По состоянию на 01.01.05 коэффициент уточненной ликвидности равен 0. Это означает, что поступления от дебиторов не могут никак повлиять на сокращения кредиторской задолженности, так как дебиторская задолженность незначительна. Значение уточненного коэффициента ликвидности имело устойчивую  тенденцию к снижению  за рассматриваемые периоды.

Значение коэффициента общей ликвидности находится  за пределами допустимых значений в  каждом периоде. По состоянию на 01.01.05 коэффициент общей ликвидности равен 0,7. Это означает, что в случае реализации оборотных средств вырученных средств будет недостаточно на погашение кредиторской задолженности. Часть краткосрочной кредиторской задолженности использовалась на финансирование внеоборотных активов. Для погашения 30% кредиторской задолженности предприятию будет необходимо реализовать долю основных фондов.

Наблюдается устойчивая тенденция падения коэффициента общей ликвидности, что говорит о кризисном развитии предприятия в 2002-2004 годах по настоящий момент.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что во все периоды рост кредиторской задолженности не был связан с ростом дебиторской задолженности так как кредиторская задолженность в 5,5 раз превышала дебиторскую. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения дебиторской и рост кредиторской задолженности.

Таким образом, по результатам анализа ликвидности и платежеспособности мы можем сделать следующие выводы:

·     Предприятие не может расплачиваться по своим обязательствам в срок.

·     Погашение всей кредиторской задолженности поставит под угрозу существование предприятия, так как для этого придется реализовать не только все оборотные фонды, но и часть внеоборотных. Учитывая, что в оборотных фондах высокую долю занимают неликвиды – готовая продукция не пользующаяся спросом, запасы, а износ основных фондов составляет 60-80%, вырученные средства будут значительно ниже стоимости указанных активов.

·     Для улучшения финансового положения необходима выработка антикризисной программы.  

 

2.3. Оценка финансовой устойчивости

Для оценки финансовой устойчивости в финансовом менеджменте используется ряд показателей, рассчитанных в табл. 9, по итогам которой нами сделаны выводы о том, что собственные источники анализируемого нами предприятия превышают заемные в каждом из рассматриваемых периодов, что говорит о финансовой независимости предприятия. Однако по результатам работы за 2004 год коэффициент финансовой независимости снизился на 5% по причине убыточности работы в 2004 году, произошел отток капитала.

Следствием убытков 2004 года стало также изменение коэффициента финансовой независимости, который вышел за рекомендуемое значение 80%. Маневренность собственного капитала показывает, что в 2002, 2003 годах маневренность собственного капитала составляла 5–12%, однако наблюдается устойчивая тенденция к падению маневренности. По состоянию на 1.01.2005 маневренность составила отрицательную величину, так как все оборотные и часть внеоборотных активов сформирована за счет краткосрочных заемных средств. Такое положение свидетельствует о кризисном развитии предприятия и тяжелом финансовом положении.

Коэффициент финансового левериджа в сочетании с дифференциалом финансового левериджа показывает эффективность использования заемных средств для увеличения рентабельности собственного капитала. Эффект финансового рычага  показывает, на сколько возрастает рентабельность использования собственного капитала за счет привлечения заемных источников и рассчитывается по формуле:

ЭФР=(РА–ПЗС) × Кфл,

где,

ЭФР –  эффект финансового рычага, %;

РА – рентабельность активов,%;

ПЗС – стоимость использования заемных средств,%;

Кфл – коэффициент финансового левериджа.

Таблица 9.

Коэффициенты финансовой устойчивости ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 2002-2005 гг.

№ п/п

Показатель

01.01.02

01.01.03

01.01.04.

01.01.05

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент автономии (независимости) (%)

80

64

83

75

-5

Коэффициент финансовой устойчивости (%)

80

64

83

79

-1

Коэффициент маневренности собственного капитала (%)

5

12

4

-13

-18

Коэффициент финансового левериджа (%)

25

56

21

33

-8

Коэффициент инвестирования (%)

105

114

104

88

-19

Коэффициент финансирования (%)

401

180

481

303

-98

Маневренность собственных оборотных средств (%)

0

0

0

-4

-4

Доля собственных  оборотных средств в общей суме оборотных средств

17

18

19

-68

-85


 

Стоимость использования  привлеченных средств на предприятии  рассчитывается как соотношение суммарных затрат по обслуживанию долга к средней сумме заемных средств. Для ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» в затраты по обслуживанию долга включаются суммы штрафных санкций за просрочку платежа, пени, плата по кредиту. По данным отчетности за 2002-2004 гг. стоимость привлеченных заемных средств составила соответственно по годам: 30%, 41%, 55%. Соответственно дифференциалы финансового рычага по годам, которые рассчитываются как разность рентабельности активов и стоимости привлечения заемных средств составили: 2,4%; -46,2%; -63,9%. Тогда эффект финансового рычага по годам равен: 0,6%; -25,8%; -21,1%. Использование заемных средств отрицательно сказывается на рентабельности собственного капитала за исключением 2002 года, когда эффект финансового рычага был положительной величиной и означал, что при использовании заемных средств рентабельность собственного капитала была больше на 0,6% чем в случае финансирования активов предприятия только за счет собственных источников. Основные причины отрицательного дифференциала финансового рычага:

    • низкая рентабельность активов, которая явилась следствием низкой загрузки оборудования, составляющего 75–85% активов,
    • низкая и отрицательная рентабельность реализованной продукции.

Коэффициент инвестирования показывает, что в 2002-2003 годах основные фонды были профинансированы за счет собственных средств на 105-112%. В 2004 году наблюдается факт финансирования основных фондов только на 88%, а на 12% из заемных средств. Нормальное значение коэффициента инвестирования равно более 100%. По состоянию на 01.01.05 предприятие находится в тяжелом финансовом положении для выхода из которого, в крайнем случае, придется реализовать основные фонды.

Доля собственных оборотных  средств в составе текущих  активов составляет 17-19% и наблюдается тенденция роста в 2002-2003 годах. В 2004 году в результате убытков, понесенных предприятием, 100% оборотных активов сформированы за счет заемных средств.

Таким образом, по результатам оценки финансовой устойчивости и использования капитала можно сделать следующие выводы:

·     на конец рассматриваемого периода предприятие является финансовонезависимым, однако финансовонеустойчивым;

·     по результатам работы предприятие терпит убытки, которые отвлекли из оборота собственные оборотные фонды, что влечет за собой проблему поиска дополнительный источников финансирования оборотных фондов;

·     весь собственный капитал предприятия сосредоточен в наименее ликвидных активах – внеоборотных (основные фонды, нематериальные активы)

Информация о работе Антикризисное управление финансами полиграфического предприятия при угрозе банкротства (на примере ЗАО «Производственно-рекламный комб