Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:51, дипломная работа
Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что тематика изучения института банкротства несет в себе ценность, так как в нем рассматривается методика принятия антикризисных решений в условиях финансового кризиса, что весьма актуально в современном экономическом пространстве России.
Целью дипломного проекта является освещение проблем антикризисного управления при угрозе банкротства, изложение методики, разработка программы антикризисного управления исследуемого предприятия.
Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Производственно-рекламный комбинат».
Введение…………………………………………………………….
Теоретические аспекты антикризисного управления
Политика антикризисного управления…………………………….
Методики диагностики банкротства……………………………….
Механизмы финансовой стабилизации……………………………
Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»
Организационно-экономическая характеристика предприятия…
Оценка финансового состояния, ликвидности и платежеспособности………………………………………………………………..
Оценка финансовой устойчивости…………………………………
Анализ безубыточности предприятия……………………………..
Оценка рентабельности, анализ формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………………
Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства
Формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления………………………………………………………….
Характеристика проекта санации ЗАО «Производственно-рекламный комбинат»……………………………………………..
Оценка результатов хозяйственной деятельности проекта………
Управление капиталом образованного предприятия…………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..
2.4. Анализ безубыточности предприятия
Для комплексного анализа деятельности предприятия был проведен анализ безубыточности.
Расчет точки безубыточности по результатам работы ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 3 анализируемых года, представлены в табл.10.
Точка безубыточности рассчитывалась следующим образом:
ТБ=ПЗ/Дпз,
где,
ТБ – точка безубыточности в тыс. руб., означающая объем реализации без учета НДС, рассчитываемых от объема реализации без НДС.
ПЗ – сумма постоянных затрат в тыс.рублей,
Дпз – доля постоянных затрат в безубыточной себестоимости, рассчитываемое, как: 1 – Дпер, где Дпер – доля переменных затрат в выручке от реализации за вычетом НДС.
Для перевода полученных точек безубыточности в денежном измерении в конечную выручку от реализации достаточно добавить косвенные налоги. Предел безопасности – величина, показывающая насколько фактическая выручка от реализации превосходит точку безубыточности при сложившихся переменных и постоянных затрат.
Коэффициент безопасности – процентное соотношение предела безопасности к точке безубыточности. Общепринятое рекомендуемое значение: более 10%.
Таблица 10.
Расчет точки безубыточности ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 2002-2004 гг.
Наименование показателя |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
|
843,3 |
100,0 |
906,2 |
100,0 |
341,0 |
100,0 |
|
591,0 |
70,0 |
762,6 |
84,0 |
407,8 |
120,0 |
|
122,5 |
14,0 |
179,1 |
20,0 |
94,2 |
28,0 |
|
134,8 |
16,0 |
-35,5 |
-4,0 |
-161,0 |
-47,0 |
|
1,9 |
- |
- | |||
|
713,5 |
941,7 |
502,0 |
|||
|
134,8 |
-35,5 |
-161,0 |
|||
|
19,0 |
-4,0 |
-32,0 |
Как показывают проведенные расчеты, только в 2002 году предприятие работало с объемом реализации на 19% превышающем точку безубыточности.
В 2003-2004 годах наблюдается устойчивое падение объемов реализации, которое оказывается ниже точек безубыточности в 2002 году –на 4%, в 2004 году – на 32%. Следует заметить, что мероприятия по снижению постоянных затрат в 2004 году установили низкую точку безубыточности, которая значительно ниже по сравнению с 2002 и 2003 годом. Однако это не спасло предприятие от убытков. Причинами могут являться – неэффективная маркетинговая стратегия и неконкурентноспособность производимой продукции.
В ходе анализа был рассчитан коэффициент операционного левериджа. Эффект операционного левериджа (рычага) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Аналитическое содержание коэффициента операционного левериджа заключается в том, насколько процентов возрастет прибыль предприятия в случае изменения выручки от реализации на 1%.
Расчетная формула для коэффициента финансового рычага:
К=ВМ/Пз,
где,
К – коэффициент операционного левериджа,
ВМ – валовая маржа, равна разнице между чистым доходом (выручка от реализации – косвенные налоги) и переменными издержками за период, тыс. руб.
Пз – постоянные затраты за период, тыс.руб.
Расчет коэффициентов операционного рычага дал следующие результаты для 2002 г. (для 2003, 2004 года коэффициент операционного рычага рассчитать невозможно, так продукция в 2003-2004 годах продавалась по цене ниже переменных затрат): 1,9. Это означало, что при сохранении существующей политики цен и структуре затрат рост объема производства на 1% привел бы к увеличению прибыли на 1,9%.
По результатам анализа запаса финансовой прочности (безубыточности) можно сделать следующие общие выводы:
1) потери вследствие
большого периода хранения
2) высокая себестоимость
реализованной продукции,
3) неэффективность стратегии маркетинга.
2.5. Оценка рентабельности, анализ формирования и использования финансовых ресурсов
В целях детализации общей оценки финансовой устойчивости ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» произведен расчет группы показателей рентабельности, характеризующих эффективности деятельность компании, т.е. показателей рентабельности.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.6
По данным расчетов табл. 11 видно, что рентабельность продукции на протяжении с 2002 по 2004 года резко понижалась и достигла отрицательного значения -39%, что свидетельствует о неконкурентноспособности выпускаемой продукции. Следствием реализации по заниженной цене стало катастрофическое падение всех видов рентабельности до угрожающего низкого значения. Рентабельность от реализации -39% означает, что 39% от вырученных средств составляют убытки.
Таблица 11.
Показатели анализа эффективности ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 2002-2004 гг.
Наименование показателя |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Отклонение |
|
13,0 |
-3,0 |
-39,0 |
-52,0 |
|
19,0 |
-4,0 |
-32,0 |
-51,0 |
|
32,4 |
-5,2 |
-8,9 |
-41,3 |
|
40,5 |
-8,0 |
-10,7 |
-51,2 |
|
50,0 |
-8,0 |
-8,0 |
-58,0 |
|
3,0 |
- |
- |
- |
Рентабельность активов и собственного капитала также достигли отрицательных значений и это означает, что сумма активов и собственного капитала за год уменьшались на сумму процентов рентабельности активов и собственного капитала.
На протяжении 3 лет предприятие не выплачивало дивиденды и не направляла чистую прибыль на производственное развитие. В 2002 году по причине не рационального распределения чистой прибыли, которая 100% направлена в фонд социального развития, финансирование затрат, не относящихся на себестоимость продукции. В финансовом менеджменте такое распределение называется расходованием на потребление и только анализ распределения прибыли позволяет говорить о неблагоприятных тенденциях в стратегии управления предприятия, которое в перспективе указывает на возникновение кризисного положения.
Таким образом, по результатам проведенного анализа мы можем говорить о том, что предприятие терпит большие убытки вследствие неконкурентноспособности продукции; наблюдается кризисное расходование средств предприятия и собственного капитала; происходит устойчивое ухудшение эффективности предприятия, при котором не видны попытки руководства изменить положение и не обнаружены признаки существования финансовой стратегии и стратегии развития предприятия.
Анализ формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии является последним разделом комплексного анализа и его целью является установлении основных источников и направлении расходования финансовых ресурсов предприятия на протяжении рассматриваемого периода. Такой анализ позволяет более полно представить финансовые процессы, происходящие на предприятии.
Анализ расхода и поступления финансовых ресурсов представляет собой расшифровку результатов деятельности по следующей классификации:
1) оперативная деятельность;
2) инвестиционная деятельность;
3) финансовая деятельность;
Расшифровка статей поступления и расходования финансовых ресурсов представлена в табл. 12. из анализа, которого видно, что при поступлении и расходовании финансовых ресурсов наблюдается кризис накопления финансовых ресурсов на ЗАО «Производственно-рекламный комбинат».
Основным показателем для оценки способности производственного предприятия генерировать финансовые ресурсы является показатель чистого денежного потока (Кэш-фло) по оперативной деятельности.
В 2003-2004 чистый денежный поток по оперативной деятельности является отрицательной величиной, значение которой увеличилось в 2004 году в 2 раза. Из сказано следует вывод о том, что дальнейшая текущая работа предприятия по производству продукции является невозможной без серьезных изменений в организации производства, маркетинга, снижении себестоимости.
Таблица 12.
Форма расходования и поступления финансовых ресурсов в
ЗАО «Производственно-рекламный комбинат» за 2002-2004 гг.
тыс. руб.
№ п/п |
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |||||
Приход |
Расход |
Приход |
Расход |
Приход |
Расход | ||||
Остаток на начало периода |
4,8 |
71,5 |
6,8 |
||||||
1.1. |
Текущие доходы |
||||||||
- доходы от реализации продукции |
1037,0 |
1108,6 |
413,0 |
||||||
1.2. |
Налоговые платежи, входящие в цену продукции |
188,7 |
202,4 |
72,0 | |||||
1.3. |
Текущие затраты |
||||||||
- материальные затраты |
129,0 |
156,0 |
84,0 | ||||||
- расходы на оплату труда |
305,0 |
405,0 |
217,0 | ||||||
- амортизационные отчисления |
3,3 |
17,2 |
58,0 | ||||||
- налоговые платежи, относимые на себестоимость |
226,2 |
286,1 |
105,0 | ||||||
- накладные расходы, относимые к текущим затратам |
50,0 |
77,4 |
38,0 | ||||||
1.4. |
Балансовая прибыль от реализации |
134,8 |
-35,5 |
-161,0 | |||||
Налоговые платежи |
32,8 |
1,5 |
0,0 | ||||||
Чистая прибыль |
102,0 |
-37,0 |
-161,0 | ||||||
1.5. |
ИТОГО |
1037,0 |
1037,0 |
1108,6 |
1108,6 |
413,0 |
413,0 | ||
Кэш-Фло от оперативной деятельности = Чистая прибыль + амортизационные отчисления |
80,0 |
-51,2 |
-103,0 | ||||||
2.1. |
Доходы от инвестиционной деятельности |
||||||||
- чистый доход от
реализации внеоборотных |
1,5 |
0,5 |
2,4 |
||||||
2.2. |
Реальные и инновационные инвестиции |
||||||||
- инвестиции в прирост оборотных активов |
11,0 |
12,0 |
5,0 | ||||||
- инвестиции в новые реальные проекты |
3,8 |
2,0 |
3,8 | ||||||
2.3 |
ИТОГО |
1,5 |
14,8 |
0,5 |
14,0 |
2,4 |
8,8 | ||
Кэш-Фло от инвестиционной деятельности |
-13,3 |
-13,5 |
-6,4 | ||||||
3.1. |
Доходы от финансовой деятельности |
||||||||
- привлечение заемных средств |
100,6 |
||||||||
3.2. |
Расходы финансовой деятельности |
||||||||
- выплата дивидендов |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||||||
3.3. |
ИТОГО |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,6 |
0,0 | ||
Кэш-Фло от финансовой деятельности |
0,0 |
0,0 |
100,6 | ||||||
Кэш-Фло |
66,7 |
-64,7 |
-8,8 | ||||||
Остаток на конец периода |
71,5 |
6,8 |
-2,0 |