Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:53, курсовая работа
Цель данной работы – анализ государственного регулирования и управления антимонопольной деятельности и определение степени ее влияние на защиту прав потребителей.
Для достижения цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
изучить особенность монополизации российской экономики;
проанализировать основные принципы антимонопольного регулирования в России на основе действующих нормативных актов;
рассмотреть взаимодействие антимонопольной политики и защиты потребительских прав;
оценить уровень развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования конкуренции и монополии 5
1.1 Особенности монополизации российской экономики 5
1.2 Этапы становления антимонопольного законодательства в России 7
1.3 Методы проведения антимонопольной политики в России 13
ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей. 21
2.1 Влияние антимонопольной политики государства на защиту потребительских прав. 21
2.2 Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 24
2.3 Оценка уровня развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в Хабаровске 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Данная работа посвящена рассмотрению реализации антимонопольной политики государства.
Антимонопольная политика является одной из основных проблем, требующих скорейшего разрешения.
Антимонопольное регулирование предусматривает эпизодическое вмешательство в структуру рынка и процесс экономического воспроизводства для внесения корректив в поведение нарушителей или поддержание такой структуры рынка, чтобы результативность дальнейшего поведения обеспечивалась автоматически.
Основу политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 120 странах мира, составляют законодательство о конкуренции, антимонопольное законодательство которые ставят перед собой цель — содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.
Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.
Цель данной работы – анализ государственного регулирования и управления антимонопольной деятельности и определение степени ее влияние на защиту прав потребителей.
Для достижения цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложении с таблицами, по данным которых построены диаграммы.
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.
Доминирующим
считается положение
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
Естественная монополия - компания, чье производство (транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм. Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет нести меньшие затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии.
Единственная платная дорога к какому-нибудь населенному пункту позволяет ее владельцам получать монопольную прибыль от сборов за проезд. Национализация дороги и бюджетное финансирование расходов на ее эксплуатацию устраняют естественный монополизм, но снижают заинтересованность в эффективном использовании "ничейного" имущества. Ограничить монополизм и обеспечить конкуренцию между перевозчиками можно и при сохранении частной собственности и связанных с ней стимулов, если государство будет регулировать плату за проезд. Точно так же установление государством цены за транспортировку нефти по нефтепроводу ограничивает естественную монополию, позволяет сохранить конкуренцию и заключать двусторонние договоры между нефтедобытчиками и потребителями, избегая диктата транспортников.
В России к естественным монополиям относят прежде всего РАО "ЕЭС России", "Газпром" и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.
Таким образом структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование конкурентных (рыночных) отношений. И именно реформирование естественных монополий, на мой взгляд, является одной из главных задач реструктуризации российской экономики.
Развитие антимонопольного законодательства РФ в целом происходит через расширения законодательных и подзаконных актов, а также путем обновления и совершенствования правоприменительной практики уже существующих. Несмотря на небольшой — немногим более десяти лет — период существования антимонопольного законодательства можно выделить несколько этапов его становления, которое правильно назвать эволюцией, поскольку эти изменения характеризуется направленностью и подчиняются определенным закономерностям. В зависимости от выбранного критерия можно получить разные варианты периодизации. Наиболее простым является формально-правовой подход, в этом случае критерием является принятие новых законодательных или подзаконных актов в этой сфере или внесение изменений в уже существующие правовые документы /6/.
Развитие механизма антимонопольного контроля определяется происходящими изменениями: порядка обращения в антимонопольные органы, параметра обращения, величины порогового значения этого параметра и, наконец, сроков рассмотрения ходатайств и уведомлений.
Практически в каждой из пяти редакций Закона «О конкуренции…», начиная с 1991 года, вносились изменения в статьи, являющиеся правовой основой контроля экономической концентрации (статьи 17 и 18 V раздела). Однако рубежными, позволяющими говорить о начале нового этапа регулирования в этой области, стали редакции 1995 и 2002 годов.
1 этап (1991– май 1995 гг.) «Первая попытка».
В эти годы происходит построение основ антимонопольной политики, формирование антимонопольных органов, запуск механизма антимонопольного регулирования в целом. Безусловно, важнейшим шагом на этом пути следует признать принятие базового Закона «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 года. Апробация первого антимонопольного закона проходила на фоне активного демонтажа административно-командной системы управления и бурно складывающихся рыночных отношений. Запуск правовых механизмов антимонопольного законодательства и постепенное накопление опыта антимонопольного регулирования происходили одновременно с накоплением хозяйствующими субъектами опыта деятельности в новых, рыночных условиях и формированием институтов рынка. Необходимо отметить, что в условиях происходивших политических и экономических катаклизмов антимонопольное регулирование не являлось приоритетным направлением деятельности государства, поэтому возможности антимонопольных органов влиять на экономические процессы были невысоки. Важнейшей в тот период стала задача демонополизация экономики, основной формой ее решения считалась приватизация государственных предприятий.
На первом этапе заявленной целью государственного контроля экономической концентрации было предупреждение возникновения доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Понятие «доминирующего положения» стало центральным в Законе «О конкуренции ...» с момента его принятия. Количественным критерием определения доминирования стала рыночная доля хозяйствующего субъекта, ее пороговое значение было установлено, как ранее мной было указано, на уровне 65% размера рынка. Эта цифра была явно завышена по сравнению с принятыми в антимонопольных законодательствах других стран, экономическим обоснованием высокого порогового значения являлась высокая степень монополизации экономики.
2 этап (июнь 1995 -2001 гг.). Кардинальный пересмотр концепции контроля экономической концентрации.
Началом нового этапа антимонопольного регулирования в области контроля экономической концентрации можно считать принятие новой редакции Закона «О конкуренции…» от 25 мая 1995. В ней фактически была изменена сама концепция контроля экономической концентрации. Необходимость существенных изменений явилась следствием обобщения первого практического опыта применения закона с одной стороны, и преобразований, произошедших в обществе и экономике к тому времени, с другой. Как известно в июне 1994 года в стране была завершена ваучерная приватизация, которая дала возможность формирования экономики частной собственности, стала одной из предпосылок возникновения рыночных отношений.
Суть изменений, одобренных законодателями в 1995 году, сводится к нескольким ключевым моментам:
В 1998 году в очередной редакции Закона «О конкуренции…» понятие «группа лиц» было уточнено, произошло расширение признаков, по которым физические и юридические лица могут быть отнесены к одной группе лиц. В редакции 2000 года в определение этого понятия снова были внесены дополнения, целью которых стало повышение качества контроля процессов экономической концентрации. При этом антимонопольным органам были даны права, позволяющие при осуществлении государственного контроля экономической концентрации, устанавливать реальных участников сделок, определять реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке и оценивать их стратегические интересы. Предусматривалось также право антимонопольных органов запрашивать информацию об источниках, условиях получения и размерах заемных денежных средств, необходимых для совершения сделок. Основным мотивом таких изменений в законодательстве стало противодействие нежелательной экономической концентрации в тех случаях, когда приобретателем имущества российских предприятии, в том числе и акций, выступают либо зарегистрированные в оффшорных зонах, либо специально созданные для конкретной сделки предприятия. Поправки к Закону должны были стать одним из инструментов предотвращения перекачки ликвидных активов российских предприятий за рубеж, и по существу были направлены «на защиту экономической безопасности страны»: