Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ государственного регулирования и управления антимонопольной деятельности и определение степени ее влияние на защиту прав потребителей.
Для достижения цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
изучить особенность монополизации российской экономики;
проанализировать основные принципы антимонопольного регулирования в России на основе действующих нормативных актов;
рассмотреть взаимодействие антимонопольной политики и защиты потребительских прав;
оценить уровень развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования конкуренции и монополии 5
1.1 Особенности монополизации российской экономики 5
1.2 Этапы становления антимонопольного законодательства в России 7
1.3 Методы проведения антимонопольной политики в России 13
ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей. 21
2.1 Влияние антимонопольной политики государства на защиту потребительских прав. 21
2.2 Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 24
2.3 Оценка уровня развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в Хабаровске 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Национальная экономика(изменения ).doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)
  1. Был установлен ограниченный срок действия заключений антимонопольных органов (1 год) о даче согласия совершение сделок.
  2. Произошло уточнение перечня оснований для отказа и санкций, предусматриваемых в случае нарушения законодательства
  3. В этот период распоряжением Правительства РФ был утвержден порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и антимонопольными органами в области контроля экономической концентрации. Для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления этот порядок имеет рекомендательный характер.

Таким образом, перед антимонопольными органами была поставлена задача проведения сбалансированной политики: проводимый контроль с одной стороны должен противодействовать появлению новых интегрированных структур монопольного характера. С другой стороны — не препятствовать экономической интеграции предприятий, не имеющей отрицательных последствий для конкуренции на рынках России, и позволяющей российским предприятиям конкурировать с крупными зарубежными фирмами.

3 этап (ноябрь 2002 г – настоящий момент). Либерализация законодательства.

В эти годы развитие российской экономики происходит в  условиях завершения приватизации, активизации вертикальных и горизонтальных слияний субъектов рынка, резкого увеличения применения процедур банкротства убыточных предприятий. Именно эти факторы предопределили развитие правового поля, обеспечивающего государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего закрепленных в антимонопольном законодательстве.

В последней  на сегодняшний день редакции Закона «О конкуренции…» от 6 декабря 2011 года года было продолжено совершенствование способов контроля экономической концентрации с помощью механизма ходатайств и уведомлений о действиях по созданию, слиянию и присоединению и ликвидации организаций, а также сделок хозяйствующих субъектов по приобретению акций и имущества других компаний.

 

 

1.3 Методы проведения антимонопольной политики в России

 

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной  политики для России оказались ограничительные  меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

 Запреты  на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

 Довольно  часто встречаются такие нарушения,  как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

 Так же  закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

 Для того, чтобы важность этого запрета  стала полностью понятной, я сочла  необходимым уточнить, что такое  монопольно высокая и монопольно  низкая цены.

 Монопольно  высокая цена - это цена, устанавливаемая  доминирующим на рынке данного  товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

 Монопольно  низкая цена - это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

 Этот запрет  на установление монопольных  цен, по моему мнению, действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это, как я считаю, нереально. Так же, на мой взгяд, нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и неучтённой наличности. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

 Сейчас в  России чаще практикуются монопольно  высокие цены, а в странах с  развитой конкуренцией - монопольно  низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

 Так же  российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

1. соглашения, препятствующие входу других  предприятий на рынок;

2. отказы от  заключения договоров с определёнными  продавцами или покупателями;

3. соглашения  по разделу рынка по территориальному  принципу или ассортименту реализуемой продукции;

4. ценовые соглашения.

 Наряду с  запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

 Согласно  закону "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках", если предприятие  достигает определенного порога  по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного  органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

 Предварительно  контролируются:

  1. создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;
  2. ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

 Кроме этого,  предварительное согласие требуется,  когда:

  1. лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
  2. одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  3. лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

 В этих  трех случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная  балансовая стоимость активов  лиц, участвующих в сделках,  превышает 100 тыс. МРОТ, или одним  из них является предприятие,  внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

 При создании нового  хозяйствующего субъекта учредители  освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

 Российское антимонопольное  законодательство не разрешает  действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

 Но, в тоже время,  нередко создание, слияние, присоединение  или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

 В целом, можно сказать,  что контрольная деятельность  антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

 Важным для антимонопольной  политики является также запрет  на недобросовестную конкуренцию.

 Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

 Так же, безусловно, растёт  интерес предпринимателей к защите  деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных  знаков от их незаконного использования.

 В антимонопольной  политике используются ещё и  запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

 Однако власти субъектов  Федерации и органы местного  самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.

 Подобные действия  органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить "своим"  предприятиям или тем, кто обещает  финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти и управления, как-то:

1. заниматься предпринимательской  деятельностью, иметь в собственности предприятия;

2. самостоятельно или  через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

Информация о работе Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей