Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ государственного регулирования и управления антимонопольной деятельности и определение степени ее влияние на защиту прав потребителей.
Для достижения цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
изучить особенность монополизации российской экономики;
проанализировать основные принципы антимонопольного регулирования в России на основе действующих нормативных актов;
рассмотреть взаимодействие антимонопольной политики и защиты потребительских прав;
оценить уровень развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования конкуренции и монополии 5
1.1 Особенности монополизации российской экономики 5
1.2 Этапы становления антимонопольного законодательства в России 7
1.3 Методы проведения антимонопольной политики в России 13
ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей. 21
2.1 Влияние антимонопольной политики государства на защиту потребительских прав. 21
2.2 Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 24
2.3 Оценка уровня развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в Хабаровске 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Национальная экономика(изменения ).doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Для широкого информирования населения о правах потребителей, привлечения внимания органов исполнительной власти, местного самоуправления, средств массовой информации к проблемам защиты прав потребителей был проведен Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Корпоративный контроль над продуктовыми добавками и генетически модифицированными пищевыми продуктами».

2.3 Оценка уровня развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в Хабаровске

 

Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

 Выбор отраслей  обусловлен их значимостью для  экономики в целом (доля вклада  в валовом внутреннем продукте, включенность товаров в большое  количество цепочек стоимости,  инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.

Жилищно-коммунальное хозяйство:

Одной из главных  задач в части развития управления многоквартирными домами является ликвидация монополии на рынке управления жилфондом, создание благоприятных условий для эффективной работы объединений жителей (ТСЖ, ЖСК), управляющих компаний и, конечно, помощь в реализации прав собственников на самоопределение в выборе способа управления.

Рынок реализации нефтепродуктов:

Розничные рынки нефтепродуктов в крае в значительной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ОАО «НК «Альянс» и ОАО «НК «Роснефть») и их дочерними структурами в регионе.

 Всего по  Хабаровскому краю по состоянию на 2008-20011 гг. насчитывалось порядка 185-193 коммерческих АЗС. У ряда АЗС постоянно меняется арендатор (субарендатор).

 Наиболее  крупные: ОАО «Хабаровскнефтепродукт»  (входит в структуру ОАО «НК Альянс»), ООО «РН-Востокнефтепродукт» (входит в структуру ОАО «НК Роснефть»), которые осуществляют как оптовую реализацию нефтепродуктов, так и реализацию нефтепродуктов через сеть собстственных АЗС. Вышеназванным участникам рынка нефтепродуктов принадлежит 43% автозаправочных станций края.

Одним из способов снижения влияния барьеров может быть усиление развития конкуренции за счет увеличения объемов реализации нефтепродуктов через открытые торги для обеспечения свободного и равного доступа всех участников рынка к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница).

Агропродовольственный комплекс:

В крае сельскохозяйственную продукцию производят сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и подсобные хозяйства населения.

 В объеме  потребления основных продуктов питания населением продукция собственного производства составляет по картофелю 98%, по овощам – 51, по яйцам – 76,6, по мясу и молоку – 18%.

 Тем не  менее, существует проблема сбыта  сельскохозяйственной продукции, так как произошло разрушение ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка. В крае недостаточно развита инфраструктура агропродовольственного рынка, наблюдается дефицит альтернативных форм организаций торговой деятельности.

Розничная торговля:

Основными факторами, оказывающими влияние на развитие и степень конкуренции на рынке потребительских товаров по-прежнему остаются: платежеспособный спрос населения; объемы и порядок обеспечения товарными ресурсами; доступность кредитных ресурсов (как для пополнения оборотных средств, так и для реализации долгосрочных проектов); обеспеченность торговыми и складскими площадями.

Отсутствие  от органов местного самоуправления предложений по инвестиционным площадкам под строительство логистических центров, непривлекательные условия кредитования и недостаточная концентрация розничной торговли (сетевые компании являются основными клиентами распределительных центров) продолжают сохранять низкую конкурентоспособность данного сектора.

Строительный  рынок:

На рынке  первичного жилья действуют хозяйствующие субъекты - застройщики (инвесторы, соинвесторы), обеспечивающие строительство и реализацию вновь возводимой жилой недвижимости, получившие разрешение на строительство объекта жилой недвижимости различных форм собственности. Часть жилья возводится в рамках целевых федеральных и региональных программ, часть - на основе долевого финансирования для сотрудников предприятий-дольщиков, а также долевого участия граждан.

Максимальные  доли на рынке занимают:

- г. Хабаровск  – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - порядка 40 %, НО «Фонд жилищного строительства администрации города» - более 10 %, ГУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края – более 10 %;

- г. Комсомольск-на-Амуре  – Управление капитального строительства администрации города – до 25 %, ГУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края – порядка 20 %.

 По вводу  жилья на территории Хабаровского  края максимальную долю имеет  ФГУП ГУСС «Дальспецстрой» - более  40 %.

По реализации введенного жилья наблюдается снижение предложения объемов жилья к прямой реализации (в том числе и через ипотеку) и рост объемов ввода жилья, возводимого по накопительной системе (в том числе долевое участие в строительстве). Примерно треть введенного жилья ежегодно остается не реализованной вследствие низкого платежеспособного спроса населения.

На формирование высокой цены на жилье влияет значительное превышение спроса над предложением.

 В крае  в очереди на улучшение жилья  стоит около 70 тыс. семей, это  примерно 200 тыс. человек. Реальная потребность в жилье гораздо больше – в улучшении жилищных условий нуждается 60 % жителей края, а это примерно 850 тыс. человек или 260 тыс. семей.

 Лесопромышленный сектор:

Высокая концентрация запасов лесных ресурсов, а также удобное географическое расположения Хабаровского края, обеспечивают привлекательные условия для активной лесопромышленной деятельности, включающей заготовку и обработку древесины, и реализацию лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках.

Здравоохранение:

Конкурентная  среда в сфере здравоохранения  характеризуется наличием значительных диспропорций в условиях функционирования между государственными, муниципальными и частными медицинскими организациями, в следствие которых частные медицинские учреждения оказываются зачастую неконкурентоспособными при размещении государственного и муниципального заказа: стоимость медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях в рамках государственных гарантий формируется согласно тарифным ставкам без учета всех реальных затрат государственных и муниципальных учреждений (не учитывается стоимость аренды помещений, оплаты коммунальных услуг и связи, содержание административного аппарата и сопутствующих услуг по содержанию зданий, уборке и т.д.). Одновременно при оказании платных услуг государственными учреждениями эксплуатируется государственная собственность, предназначенная для оказания бесплатной медицинской помощи с соответствующим переносом затрат на бесплатные услуги, что ставит в неравное положение частные и государственные медицинские учреждения на рынке предоставления медицинских услуг.

Характерными  особенностями конкурентной среды  современного здравоохранения являются также недостаточная информированность граждан о ценах на медицинские услуги у разных врачей и отсутствие для пациентов, врачей и плательщиков сколько-нибудь объективных показателей качества медицинской помощи, что в свою очередь делает невозможным установление однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.

И в заключении стоит отметить, что  в сфере  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства управлением рассмотрено рассмотрено 190 заявлений, возбуждено 78 дел, выдано 34 обязательных к исполнению предписаний (в том числе в отношении органов власти и органов МСУ рассмотрено 62 заявления, возбуждено 28 дел, выдано 9 предписаний). По ст.10 закона о защите конкуренции выдано 2 предупреждения, 1 предостережение. Наиболее характерные виды нарушений в первом полугодии 2012 года: установление монопольно высоких цен; создание препятствий доступу на рынок; создание дискриминационных условий, согласованные действия по установлению и поддержанию цен, необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, предоставление преференций, создание дискриминационных, преимущественных условий, нарушение порядка определения победителя торгов, заключение запрещенных антимонопольным законодательством соглашений.

По ст. 15 Закона о защите конкуренции – «Запрет  на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти» проверено 60 актов, из которых установлено 27 актов, противоречащих ст.15 Закона о защите конкуренции (показатель снизился по сравнению с первым полугодием 2012 года на 45%).

Общая сумма  штрафов, наложенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю за нарушения антимонопольного законодательства составила 163,8 млн.рублей, из которых взыскано 10,4 млн.рублей (в 3 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года).

В сфере контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных за первое полугодие 2012 года рассмотрено 216 жалоб участников размещения заказов на действия государственных (муниципальных) заказчиков, конкурсных (аукционных, котировочных) комиссий (что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года). По результатам рассмотрения жалоб выдано 61 предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о размещении заказов, 90% предписаний исполнено в добровольном порядке без судебного разбирательства. Управлением проведено 86 проверочных мероприятий (что на 83% больше, чем за аналогичный период прошлого года), в ходе которых проверено 129 размещений заказов, из них с нарушениями – 75 заказов (больше на 69%). Всего за первое полугодие 2012 года возбуждено 34 дела об административных правонарушениях. Выдано 15 постановлений о наложении штрафов на сумму 215 тыс.руб., из которых в бюджет взыскано 95 тыс. руб. (остальные - находятся в стадии исполнения).

Наиболее распространенными нарушениями в области размещения заказов являются факты нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в торгах и нарушение порядка выбора победителя торгов, а также, не установление заказчиком обязательных требований к участникам размещения заказов, установленных законодательством РФ и утверждение конкурсной, аукционной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательствам РФ о размещении заказов. Чаще всего встречаются нарушения при размещении заказов на строительство, капитальный ремонт, при оснащении медицинских учреждений медицинским оборудованием.

В сфере контроля за соблюдением рекламного законодательства установлено 159 нарушений. В  37 случаях  факты не подтвердились. По остальным - Управлением  возбуждено 69 дел (на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года), из которых 62  дела возбуждено по собственной инициативе. По итогам рассмотрения дел управлением выдано 55 предписаний о наложении штрафов на сумму 4,2 млн.руб., из которых в бюджет взыскано 3,4 млн. руб. (остальные - находятся в стадии исполнения).

Наибольшее  количество рассмотренных фактов, указывающих  на событие правонарушения, традиционно связано с нарушением общих требований, предъявляемых к рекламе. 23 % от всех выявленных нарушений – это отсутствие в рекламе части существенной информации и недостоверная реклама в части потребительских свойств товара и назначении объектов рекламирования. Также большое количество рассмотренных фактов, связано с нарушением  требований, предъявляемых к рекламе финансовых услуг (21 % от всех рассмотренных фактов). Продолжают выявляться нарушения, связанные с рекламой медицинских услуг, впервые установлены нарушения при рекламе товаров услуг дистанционным способом продажи.

В сфере контроля за экономической концентрацией на товарных рынках и рынках финансовых услуг в соответствии со статьями 27 - 30 Закона «О защите конкуренции» в первом полугодии 2012 году рассмотрено всего 9 ходатайств и уведомлений (что на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Структура обращений по характеру сделок в 2012 году по сравнению с прошлым периодом не изменилась. Наибольшая активность в совершении сделок в отчетном периоде зарегистрирована в лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также в сфере транспорта  и рыбодобывающей промышленности.

В первом полугодии 2012 УФАС  по Хабаровскому краю более 50 % рынков проанализировано в связи с признаками нарушения АМЗ хозяйствующими субъектами. Постоянная работа ведется по Реестру хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. В результате проведенной работы исключено – 2 хозяйствующих субъекта, внесены изменения в реестр по 2 хозяйствующим субъектам. По состоянию на 30 июня 2012 года в Реестре состоит 123 хозяйствующих субъекта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В территориальные  управления с каждым годом все  больше увеличивается численность письменных и устных заявлений потребителей с просьбой защитить их права. Этому способствовало ухудшение ситуации на потребительском рынке в связи с сокращением объема работы по контролю государственными органами. Так же следует отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю.

Информация о работе Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей