Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ государственного регулирования и управления антимонопольной деятельности и определение степени ее влияние на защиту прав потребителей.
Для достижения цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
изучить особенность монополизации российской экономики;
проанализировать основные принципы антимонопольного регулирования в России на основе действующих нормативных актов;
рассмотреть взаимодействие антимонопольной политики и защиты потребительских прав;
оценить уровень развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования конкуренции и монополии 5
1.1 Особенности монополизации российской экономики 5
1.2 Этапы становления антимонопольного законодательства в России 7
1.3 Методы проведения антимонопольной политики в России 13
ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей. 21
2.1 Влияние антимонопольной политики государства на защиту потребительских прав. 21
2.2 Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 24
2.3 Оценка уровня развитости конкурентной среды и системы защиты прав потребителей в Хабаровске 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Национальная экономика(изменения ).doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

3. совмещать функции органов  исполнительной власти и местного  самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

 Кроме того, не разрешается  создавать министерства, госкомитеты  и т.п. для монополизации производства  или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы  полномочиями, способными ограничить  конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

 Кроме уже  перечисленных мною мер, в политике  России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

 В реестр  обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

 Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

 Но внесение  предприятия в реестр еще не  говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

 

ГЛАВА 2. Антимонопольное  регулирование потребительского рынка  товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей.

2.1 Влияние антимонопольной политики  государства на защиту потребительских прав.

МАП России проводит государственную политику и осуществляет контроль в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития конкуренции на товарных и финансовых рынках; поддержки предпринимательства; обеспечения контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи.

Реализация этих задач  во многом позволяет обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан – потребителей.

Значительное место  в политике по защите прав потребителей занимает  пресечение нарушений  со стороны недобросовестных товаропроизводителей и продавцов на рынке товаров (работ, услуг).

На обеспечение защитных мер направлена деятельность антимонопольных органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за производством и оборотом товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

Территориальные управления МАП России  способствуют усилению государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В этих целях территориальные управления МАП России рассматривают заявления и обращения граждан, оказывают консультационную и практическую помощь потребителям по вопросам законодательства о защите прав потребителей, принимают меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводят проверки хозяйствующих субъектов как по собственной инициативе, так и по заданию МАП России, прибегают к мерам административного  воздействия: возбуждают дела по признакам нарушения законодательства  о защите прав потребителей, выдают предписания, а в случае их неисполнения постановления о наложении штрафов, осуществляют досудебную и судебную защиту прав потребителей.

Важнейшим направлением деятельности МАП России и его  территориальных управлений является работа с обращениями граждан и юридических лиц.

 

График 1 -  Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, рассмотренных территориальными управлениями МАП России за 2005-2011 гг.

 Из графика 1 видно, что произошло увеличение количества обращений в отчетный период.

Для того, чтобы  выяснить с чем связан рост количества обращений, необходимо рассмотреть структуру обращений граждан в территориальные органы Роспотребнадзора за 2011 год.

 

Диаграмма 1- Структура  обращений граждан в территориальные  органы Роспотребнадзора за 2011 год.

В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, из диаграммы видно, что  остаются несоблюдение санитарных норм, правил торговли и общественного питания, качества и безопасности товаров народного потребления.

Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления  берут на себя  основной груз рассмотрения обращений потребителей по месту их жительства, что позволяет территориальным управлениям МАП России больше внимания уделять аналитической и профилактической работе, методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, обучению специалистов.

Основным направлением в работе антимонопольных органов  по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке.

В этих целях  антимонопольные органы используют различные формы и методы работы. Среди них – согласование нормативных  правовых актов, затрагивающих права потребителей,  дача специалистами центрального аппарата МАП России  официальных разъяснений по законодательству о защите прав потребителей, информационная и просветительская работа через средства массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только потребителям, но и  предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др.

Для устранения нарушений антимонопольные органы применяют предусмотренные законодательством административные процедуры – возбуждают дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, налагают  штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение  предписаний.

2.2 Проблемы контроля соблюдения законодательства  в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда.

 

Отделом Территориального управления по Хабаровску  и Хабаровскому краю МАП России  проводятся  проверки хозсубъектов с выдачей  предписаний  об устранении нарушений.

Проверки проводятся в порядке рассмотрения письменных заявлений потребителей, по заданиям МАП России, в соответствии с планами  совместных проверок Межведомственного  Совета территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции (товаров), работ, услуг на территории Хабаровска и Хабаровского края.

Анализ заявлений  потребителей, связанных с деятельностью  хозяйствующих субъектов на территории Хабаровска, в 2012 года показал снижение количества обращений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% (2012-1427, 2011-1638 ед.) в том числе:

1.Нарушение  санитарного законодательства:

- неудовлетворительные  условия проживания в жилых  помещениях – 37,9 %;

- качество и  безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья, организация питания населения – 20,4 %;

- загрязнение  почвы и содержание территорий  городских и сельских поселений, промышленных площадок – 16,3 %;

- питьевая вода  и питьевое водоснабжение –  12,7 %;

- условия использования  источников физических факторов  воздействия на человека –  6,1 %;

- условия воспитания  и обучения детей – 12,7 %.

           2. Сфера защиты прав потребителей:

- нарушения  правил розничной торговли –  10,8%;

- нарушения  при выполнении работ и оказания услуг – 89,2%.

При этом по 622 (43,6%) обращениям даны разъяснения, 171 (12%) направлены на рассмотрения и принятия мер в другие органы по подведомственности по 634 (44,4%) обращениям, ставшим основаниями для проведения внеплановых проверок и административных расследований, были приняты меры (даны предписания, возбуждены дела об административном правонарушении, составлены протоколы об административном правонарушении, поданы иски в суд).

Из рассмотренных 1256 обращений количество положительных ответов (даны разъяснения, были проведены проверки или административные расследования и выявлены нарушения, приняты меры)-952 (75,8%).

Количество  отрицательных ответов 304 (24,2%) были проведены проверки или административные расследования и не выявлены нарушения).

Анализируя статистику обращений граждан, следует отметить, что  большинство письменных и устных обращений граждан связаны с нарушенными правами в сфере торговли, коммунальных услуг, услуг связи, строительства, прочих услуг, к которым отнесены информационные услуги, услуги автостоянок, услуги станций технического обслуживания по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств.

Сфера торговли:

Значительное количество обращений граждан в сфере  торговли связано с продажей товаров  ненадлежащего качества, отказом хозяйствующих субъектов решить вопрос в добровольном порядке или навязыванием потребителю условий о ремонте товара. Заявления такого характера, как правило, решаются с продавцами путем разъяснения требований законодательства о защите прав потребителей.

Однако по-прежнему хозяйствующими субъектами практикуется форма ухода  от ответственности.

Данная проблема особенно остро проявляется при  рассмотрении конфликтных ситуаций, возникающих при исполнении договоров купли-продажи товаров по образцам (мебель, двери, стеклопакеты и пр.), с последующим их изготовлением отечественными или зарубежными производителями. Условия подобных договоров, как правило, предусматривают частичную или полную оплату стоимости товара.

Пример: Потребитель К. заказал окна в компании С. Окна в соответствии с договором были стоимостью 30 000 рублей. Потребитель К. внес 100% предоплату. 0,5 % - 150 рублей в день. Поэтому, если ему не привозят окна уже 10 дней, он может потребовать 1500 рублей. Неустойка рассчитывается до дня фактической передачи окон.

Жилищно-коммунальная сфера:

Особенно сложное положение  с рассмотрением жалоб граждан  сложилось в секторе жилищно-коммунальных услуг.

Продолжается  рост жалоб граждан на постоянно  ухудшающееся качество жилищно-коммунальных услуг при неуклонном росте тарифов.

Заявители подчеркивают необходимость более активного  перевода жилищно-коммунального хозяйства на современные эффективные технологии, которые обеспечивают оптимизацию тарифов. 

Существует  также и других ряд проблем  в данной сфере: неудовлетворительное состояние жилищного фонда; отсутствие условий для развития конкурентных отношений в сфере управления многоквартирными домами; неопределенность правового режима общего имущества в многоквартирном доме; безразличное отношение части собственников помещений в многоквартирных домах к вопросам управления такими домами; низкая правовая культура..

В качестве еще  одной проблемы, связанной с управлением  многоквартирными домами,  я хочу выделить отсутствие разграничения функций эксплуатации многоквартирными домами, что приводит ко множеству проблем, как для собственников, так и для управляющих организаций. Причем, следует отметить, что от эффективности управления многоквартирным домом зависит надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, качественное предоставление коммунальных услуг, а также расходование средств граждан, собираемых в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Антимонопольные органы, осуществляющие государственный  контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере, вправе применять штрафные санкции к жилищно-эксплуатационным организациям в случае нарушения ими прав потребителей на качество и безопасность жилищно-эксплуатационных услуг.

Строительство жилья:

На протяжении многих лет в Управление и другие органы исполнительной и судебной власти поступают жалобы граждан на действия хозяйствующих субъектов, с которыми они заключали договоры на строительство жилья в многоквартирных домах.

Поступившие только в 2010 году заявления граждан свидетельствуют  о том, что ситуация на первичном  рынке жилья не улучшается: невыполнение сдачи объектов в срок стало правилом (от 2-х и более лет); от устранения недостатков хозяйствующие субъекты уклоняются любыми способами и приемами; имеют место случаи двойных продаж одной и той же квартиры.

Управление  считает, что для изменения сложившейся  ситуации на первичном рынке жилья в части защиты прав граждан при разрешении их споров со строительными организациями необходима разработка и принятие нормативно - правовых актов (закона, правил, примерного договора), которые бы учитывали баланс интересов и ответственности граждан и организаций, привлекающих денежные средства граждан для строительства жилых многоквартирных домов.

Информация о работе Антимонопольное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в интересах защиты прав потребителей