Аудит предприятия. Сущность аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы разработать выводы и предложения по результатам аудиторской проверки денежных средств рассматриваемой бюджетной организации. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы и общие принципы организации аудита. - Изучить методику аудита денежных средств. - Дать характеристику деятельности аудируемого учреждения и порядок ведения бухгалтерского учета его деятельности. - Изучить нормативную базу денежных средств и источники получения информации при аудите денежных средств. - Разработать план и программу аудиторской проверки денежных средств. - Сформировать мнение о достоверности показателей бухгалтерской отчетности организации о денежных средствах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Теоретические основы. Задачи и функции аудита в условиях рыночной экономики. Внешний и внутренний аудит……………………………………….6
1.2 Нормативно-правовое регулирование объекта проверки, источники информации для проведения проверки. Первичные документы………………13
1.3 Методика проведения аудита денежных средств. Перечень аудиторских процедур. Перечень типичных ошибок………………………………………….16
ГЛАВА 2. АУДИТ НАЛИЧИЯ И ПРАВИЛЬНОСТИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «УЛЫБКА»
Характеристика деятельности МАДОУ "Детский сад № 3 "Улыбка"…….27
2.2Цели и задачи аудита денежных средств, объект аудита. Нормативные документы и источники получения информации………………………………..30
2.3Общий план аудита денежных средств учреждения. Программа аудита денежных средств учреждения……………………………………………………34
2.4 Методика проведения аудита денежных средств. Аудит операций по учету денежных средств в кассе…………………………………………………………35
2.5 Аудит операций по учету денежных средств на расчетном счете, валютном счете, прочих счетах в банках, денежных документов…………………………37
2.6 Взаимоувязка показателей формы № 4 "Отчет о движении денежных средств" и формы № 1 "Бухгалтерский баланс"………………………………..38
2.7 Выводы и рекомендации по результатам аудиторской проверки…………39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список использованной литературы……….……………………………………..47
Приложение …………………………………….…………………………………..50

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

При аудиторских проверках  кассовых операций и расчетов в наличной иностранной валюте, если такие расчеты  осуществляются,  проверяем полноту  оприходования и списания валютных средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с документами, приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных  документах.

После проверки кассовых операций переходим к проверке счетов организации  в банках. Ее следует начать с  получения сведений о  расчетных, валютных и специальных счетов во всех  банках, проверки наличия договоров  банковского счета и их соответствие нормам действующего законодательства.

В ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

- проверка подлинности  документов, приложенных к выпискам;

- арифметическая проверка  правильности выведения остатков  на конец дня и подсчета  оборотов по приходу и расходу  денежных средств в регистрах  бухгалтерского учета;

- проверка соответствия  записей в выписках банка и  регистрах бухгалтерского учета,  регистрах бухгалтерского учета  и Главной книге, а также  сальдо по Главной книге и  статей баланса.

Для проверки полноты зачисления выручки на валютный счет сравнивают сумму поступившей в течение  года валютной выручки со стоимостью экспортированного товара.[22]

Так как бухгалтеры организаций  нередко допускают ошибки, как  в методологии учета, так и  при расчетах курсовых разниц по операциям  покупки и продажи валюты и  пересчете валюты в рубли, то следует  тщательно  проверить эти операции.

При аудите специальных счетов, предназначенных для учета денежных средств, подлежащих обособленному  хранению, аудитор дополнительно  должен проверить, обеспечивает ли построение аналитического учета на счете 55 «Специальные счета в банках» возможность  получения данных о наличии и  движении денежных средств по видам  целевого назначения.[24]

По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который  содержит данные об объеме проверки, все  выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением  рабочих листов в виде таблиц, которые  я привела в своей работе.

Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 «Денежные средства в  кассе», строке 262 «Денежные средства на расчетных счетах», строке 263 «Денежные  средства на валютных счетах», строке 264 «Прочие денежные средства»  бухгалтерского баланса.

Также в ходе аудита может  быть проведен анализ отчета о движении денежных средств (ф.4), который отражает поступление и расходование реальных финансовых средств в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.[31]

Денежные потоки от операционной деятельности обусловлены основной деятельностью организации, связанной  с получением чистой прибыли.

Финансовая же деятельность трактуется при составлении отчета, как деловая активность организации  по привлечению новых денежных средств.

Результаты анализа должны быть согласованы с общей оценкой  финансового состояния предприятия, которое в большей мере зависит  не от размеров прибыли, а от способности  предприятия своевременно погашать свои долги, т. е. от ликвидности активов, которая зависит от реального  денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежных платежей и расчетов.

В целях проведения аудиторской  проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие  документы:

1.            Кассовая книга;

2.            Отчеты кассира;

3.            Приходные и расходные кассовые  ордера (ПКО, РКО);

4.            Авансовые отчеты. Список подотчетных  лиц;

5.            Выписки банка;

6.            Справка банка об установленном  лимите остатка денег в кассе;

7.            Чековые книжки;

8.            Хозяйственные договоры (в том  числе с банками);

9.            Договоры о материальной ответственности;

10.        Документы  по ККМ;

11.        Книги  кассира-операциониста;

12.        Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

13.        Журнал (книга) регистрации выданных  доверенностей;

14.        Журнал (книга) регистрации депонированных  сумм;

15.        Журнал (книга) регистрации платежных  (расчетно-платежных) ведомостей;

16.        Приказы  руководящего органа;

17.        Акты  ревизии кассы, акты инвентаризации;

18.        Учетная  политика в части документооборота.

В первую очередь, надо проверить  наличие с кассиром договора о  полной материальной ответственности  в соответствии с п.32 Порядка ведения  кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40, в котором сказано, что  после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира  на работу руководитель предприятия  обязан под расписку ознакомить его  с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается  договор о полной материальной ответственности.[24]

Кассир в соответствии с действующим законодательством  о материальной ответственности  рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность  всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как  в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения  к своим обязанностям.[19]

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

Также следует установить, вся ли первичная учетная документация по учету кассовых операций составляется по унифицированным формам, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету  результатов инвентаризации» (ред. от 03.05.2000).

Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного  периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира  и главного бухгалтера организации. [26]

Результаты инвентаризации оформляют актом, составленным по унифицированной  форме, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским  доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.[25]

Одновременно с инвентаризацией  проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе, которой  аудитору необходимо выяснить:

- обеспечена ли сохранность  денег при доставке из банка  и во время выдачи заработной  платы;

- имеется ли для хранения  денег и других ценностей в  кассе сейф или несгораемый  шкаф;

- застрахована ли касса  организации;

- соблюдаются ли правила  хранения ключей от сейфа (несгораемого  шкафа).

Не реже одного раза в  квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;

- соблюдается ли установленный  лимит хранения денежной наличности  по отдельным датам.

 

Таблица 1

Реестр кассовых документов с превышением лимита наличных денег

№ п/п

Номер отчета 

Дата 

Фактический остаток, руб. 

Лимит, руб. 

Отклонение, руб.

           
           

В представленном к проверке расчёте на установление лимита остатка  кассы должно быть определено, на какие  цели разрешено расходование наличных средств из выручки, поступившей  в кассу.[24]

В ходе аудита надо провести проверку на предмет соответствия расходования наличных средств из выручки, поступившей  в кассу, предусмотренного расчётом на установление лимита остатка кассы, установленным Банком.

Результаты следует занести  в таблицу2:

Таблица 2

Реестр кассовых документов с не целевым использованием денежных средств:

Дата  и номер документа 

Сумма по документу, руб. 

На  какие цели

     
     

 

При проведении аудита необходимо уделить особое внимание правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличие и  подлинность подписей получателей  денег на расходных кассовых ордерах.

Проверить наличие первичных  оправдательных документов, оформленных  должным образом для каждой кассовой операции.

Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров:

-         не указывается название организации;

-         не проставляются или исправляются  номера кассовых ордеров, не  соблюдается правило сквозной  нумерации с начала года;

-         неправильно указывается или  не указывается дата;

-         не проставляется или неправильно  указывается корреспондирующий  счет;

-         после совершения операции на  ордере не проставляются отметки  «погашено» или «оплачено»;

-         отсутствуют необходимые подписи  и печати;

-         отсутствуют росписи получателей  денежных средств.

Под распиской, используемой для маскировки растраты денежных средств, следует понимать, как правило, расходный  кассовый ордер, не подтвержденный хотя бы одной из приведенных подписей:

-         получателя денег;

-         главного бухгалтера или уполномоченного  приказом руководителя предприятия  должностного лица;

-         руководителя предприятия или  должностного лица, уполномоченного  приказом руководителя предприятия.

В соответствии с п. 27 Порядка  ведения кассовых операций выдача денег  из кассы, не подтвержденная распиской  получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его  документе, в оправдание остатка  наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.

Таблица 3

Реестр кассовых документов, на которых отсутствует  или вызывает сомнение подпись получателя денег

Расходный ордер 

Получатель 

Выявленные  нарушения 

Данные  опроса получателя 

Примечание

№ 

Дата 

ФИО 

Дата 

Документ

     
               

 

Проверка соблюдения предельного  размера расчетов наличными деньгами с  юридическими лицами.

В соответствии с Указание ЦБР Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У  «Об установлении предельного размера  расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен в  Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между  юридическими лицами по одной сделке в сумме 100 тысяч рублей. Пытаясь  обойти запреты, отдельные предприятия  разбивают сумму платежа и  проводят ее по разным ордерам. [10]

Фирме (предприятию, организации), предпочитающей расплачиваться наличными  деньгами, необходимо оплачивать сделку в течение нескольких дней с расчетом, чтобы сумма платежа в один день не превышала установленного предела.

Таким образом, выявляя нарушения  кассовой дисциплины, аудитор может  оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на предприятие  в целом в случае его проверки, и сопоставить ее с финансовым результатом деятельности предприятия.[8]

Следовательно, проверка проводится с целью установить, совершаются  ли на предприятии расчеты с другими  юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину. Для этого применяется метод  сплошной проверки (просмотра) расходных  кассовых ордеров, а также отчетов  кассира, кассовых книг, договоров с  юридическими лицами. Результаты фиксируются  по форме, представленной в табл. 4.

Таблица 4

При проверке операций по кассе необходимо зарегистрировать все случаи нарушения лимита расчетов

Наиме-нование  юр. лица 

Номер первичного документа 

Дата 

Номер 

Дата  оплаты 

Срок  действия лимита 

Сумма лимита 

Сумма платежа превышающего установленный  лимит

   

РКО 

 

начало 

конец

   
               

Информация о работе Аудит предприятия. Сущность аудита