Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа
Основной составляющей частью кредитно-финансовой системы любой страны является банковская система. Масштабы ее деятельности в экономике любой страны поистине огромны. Темпы роста валового внутреннего продукта любой страны, улучшение макроэкономических показателей, а также улучшение уровня жизни напрямую зависит от работы банков. Банки выполняют функции агента Правительства, принимают активное участие в финансировании важнейших государственных программ по развитию национальной экономики.
Денежно-кредитная политика, регулирование вопросов денежного обращения, кредитная поддержка банков напрямую связаны со строительством, реализацией инновационных программ развития всех отраслей экономики, техническим переоснащением производственных объектов, техническим перевооружением предприятий, приобретением современной техники и т.д.
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Современная банковская система………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие банковской системы …………………………………... 5
1.2 Структура и функции банковской системы РБ. Роль центрального банка в банковской системе. Центральные банки других странах………………………. 8
1.3 Коммерческие банки: виды, их роль в кредитной системе………………….15
2 Роль банковского сектора в стимулировании развития экономики РБ.……...20
2.1 Особенности банковской системы РБ ………………………………………..20
2.2 Направления совершенствования банковской системы РБ ………………....25
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………
Современная банковская система - это сфера, предлагающая многообразные услуги своим клиентам - начиная с традиционных расчетно-кассовых и депозитно-ссудных операций, которые определяют основу банковского дела, до самых новых форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, которые банковские структуры используют.
Основные свойства банковской системы:
• Иерархичность построения;
• Наличие отношений и связей, являющихся системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности;
• Упорядоченность ее составляющих, отношений и связей;
• Взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства;
• Наличие процессов управление.
Отдельные признаки банковской системы могут и не проявляться отчетливо, но прослеживаться при функционировании банковской системы в целом [1, c.38].
Банковская система довольна специфична. В отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве, она проявляет свойства, являющиеся характерными для нее самой. Ее составные элементы и отношения, существующие между ними, определяют специфику всей банковской системы.
Важным свойством банковской системы является то, что она постоянно находится в динамике. В первую очередь, она все время дополняется новыми компонентами и совершенствуется. Также в самой системе постоянно появляются новые связи. Образуется взаимодействие как между коммерческими банками и центральным банком, так и между ними.
Банковская система является управляемой. Центральный банк – банк банков – проводит независимую денежно-кредитную политику, а коммерческие банки действуют, подчиняясь банковскому законодательству, экономическим нормативам, которые устанавливает центральный банк.
Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.
1.2. Структура и функции банковской системы. Роль центрального банка в банковской системе
Как было сказано ранее, составляющие банковской системы образуют единство, являются целым и выступают носителями его свойств.
Банковская система включает в себя:
- действующие банки;
- кредитные учреждения;
- организации, которые
Существует одноуровневая и двухуровневая банковские системы. Если в государстве не существует центрального банка или все действующие банки выступают в роли центральных, следует говорить об одноуровневой системе. В рыночной экономике такого типа банковской системы не существует. Двухуровневая же банковская система является характерной для развитой экономики, первый уровень представлен центральным банком, второй – коммерческими банками и кредитными учреждениями. Данная банковская система предусматривает свободу предпринимательства, а также позволяет регулировать деятельность коммерческих банков [5, c.9].
Основными видами банков являются эмиссионные, кооперативные, коммерческие, сельскохозяйственные и др. Банковские ассоциации, картели, концерны, трасты – самые важные банковские объединения.
Банки и банковские объединения
могут взаимодействовать и
Банки аккумулируют денежные средства и иные накопления, осуществляют операции с золотом, предоставляют кредиты и т.д.
С течением времени происходила концентрация и централизация банковского капитала, что вызвало появление новых функций. От роли посредников в платежах и кредитах банки переходили к роли постоянных кредиторов отраслей и предприятий. С краткосрочных кредитов они переориентировались на долгосрочные инвестиции в основной капитал. Таким образом, устанавливался контроль над предприятиями, а в некоторых случаях над целыми отраслями [6, c.3-4].
Масштабы кредитования банками государства через обслуживание государственного долга значительно выросли, в результате чего значение кредита в обеспечении денежными ресурсами государства очень усилилось.
Одной из самых важных функций банковской системы в современных условиях является посредничество заемных капиталов в международном обращении, а также предоставление возрастающей массы международных кредитов. В этой связи появляются филиалы иностранных банков в развитых странах мира.
В большинстве стран центральный банк является собственностью государства. В случае, если государство не владеет капиталом центрального банка формально , как, например, в США, Швеции, Италии) или же владеет лишь частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк все равно осуществляет функции государственного органа. У центрального банка есть монопольное право на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – главной составляющей налично-денежной массы. ЦБ хранит официальные золото-валютные резервы, регулирует кредитную и денежную сферы, валютные отношения, проводит государственную политику. Центральный банк способен управлять государственным долгом и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.
Учитывая свое место в кредитной системе, центральный банк играет роль “банка банков”, иными словами, у него в хранении находятся обязательные резервы, а также свободные средства коммерческих банков и иных учреждений. Он является «кредитором последней инстанции», предоставляет различным учреждениям ссуды, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств, или прямо через собственные отделения, или через специальные расчетные палаты [7].
В настоящее время создание условий для стабильного развития банковской системы, к числу которых относится, в частности, отсутствие системных банковских кризисов, наряду с обеспечением устойчивости национальной валюты и бесперебойности функционирования платежной системы страны, является важнейшей задачей центральных банков. В нормальных условиях функционирования национальной и мировой экономики устойчивость банковской системы обеспечивается с помощью таких механизмов, как:
- создание общеэкономических
условий для эффективного
- рефинансирование
банков для сглаживания
- установление
и обеспечение соблюдения
- оздоровление,
реорганизация или ликвидация
экономически несостоятельных
- анализ, прогнозирование
и моделирование состояния
- создание механизмов защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков [8, c.10].
Основной целью деятельностью центрального банка принято считать поддержание монетарной, и в первую очередь ценовой стабильности в экономике. Обязанность центрального банка и его полномочия в данной области, как правило, закрепляются в законе о центральном банке и уставе центрального банка. Количественное значение целевого показателя ценовой стабильности (допустимого прироста индекса потребительских цен) устанавливается в программных документах, определяющих денежно-кредитную политику на перспективу. Однако монетарная стабильность — это не единственная цель, на достижение которой направлена деятельность центрального банка. Повседневная работа центральных банков также ориентирована на поддержание финансовой (макрофинансовой) стабильности в экономике. Под финансовой стабильностью принято понимать способность финансовой системы одновременно удовлетворительно выполнять три ключевые функции:
- эффективно
и непрерывно способствовать
межвременному распределению
- определять финансовые
риски и оценивать их на
перспективу с приемлемой
- непрерывно или без напряжения абсорбировать финансовые и реальные экономические неожиданные события или шоки [7, c.6].
Другими словами, финансовая стабильность подразумевает стабильную работу финансовых институтов, рынков и инфраструктуры, то есть того, что в современной зарубежной экономической литературе называют финансовой системой. В свою очередь, обеспечение финансовой стабильности состоит в предотвращении нарушений финансовой стабильности (возникновения финансовых кризисов) и эффективном разрешении кризисных ситуаций в финансовой системе с наименьшими потерями для нее и экономики.
На протяжении истории
развития центральных банков их деятельность
была связана с поддержанием устойчивого
функционирования банковских организаций.
При возникновении
Рассмотрение финансовой стабильности сквозь призму функций центрального банка показывает, что деятельность центрального банка неразрывно связана с обеспечением финансовой стабильности. Некоторые экономисты даже рассматривают возникновение и развитие института центральных банков с выполнением этой функции. Так, бывший вице-председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США
Р.Фергюсон утверждал, что “финансовая стабильность была и всегда будет фундаментальной целью деятельности центральных банков”, а многие центральные банки мира, включая Федеральную резервную систему, были учреждены отчасти для того, чтобы служить оплотом против хронических эпизодов финансовой нестабильности. Он полагал, что обеспокоенность финансовой стабильностью лежала в основе разработки принятого в 1913 г. закона о Федеральной резервной системе.
Заинтересованность
Таким образом,
выполняя функции по рефинансированию
банков в ситуациях системного кризиса
ликвидности, надзору за бесперебойным функционирование
Первым уровнем защиты финансовой стабильности выступает устойчивость самих финансовых институтов, что предполагает соответствие их установленным пруденциальным надзорным нормативам и требованиям, наличие у них резервов в суммах, адекватных принятым рискам, а также раскрытие ими информации о принимаемых рисках перед инвесторами и контрагентами. К первому уровню защиты финансовой стабильности также относится пруденциальное поведение участников финансового рынка.
Второй уровень защиты
финансовой стабильности включает в
себя помимо центрального банка систему
институтов и фондов, созданных в
государстве с целью
Третий оплот финансовой стабильности составляет государственный бюджет. За счет средств государственного бюджета министерство финансов может поддерживать функционирование системно значимых финансовых институтов (коммерческих и инвестиционных банков, страховых организаций, ипотечных агентств, лизинговых компаний и др.). Поддержка банков со стороны министерства финансов осуществляется, когда проблемы в финансовом секторе носят системный характер и не могут быть разрешены только с помощью краткосрочного рефинансирования со стороны центрального банка, либо когда эмиссия денежных средств центральным банком может привести к нежелательному ускорению инфляции. На практике поддержка за счет средств государственного бюджета принимает различные формы: временная национализация системно значимых проблемных финансовых институтов, предоставление долгосрочных займов, предоставление гарантий по кредитам, выкуп проблемных активов и др. [9, c.20-21].
Финансовая стабильность де-юре стала входить в число целей центральных банков с середины 1990-х гг. Процесс закрепления в национальных законодательствах целей, принципов и механизмов обеспечения финансовой стабильности оказался тесно связан с происходившими финансовыми кризисами. Страны, которые испытали негативные последствия финансовой нестабильности, были склонны пересматривать систему государственного регулирования финансового сектора, в том числе вносить соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовую базу.