Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в перспективах развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличныхденежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.
Объектом исследования данной курсовой работы являются пластиковые карты как экономическая категория.
Целью данной курсовой работы является: раскрытие сущности и путей совершенствования операций с пластиковыми картами.
Введение 3
1. Сущность и виды пластиковых карт 5
2.Услуги банков с использованием пластиковых карт 18
3.Система управления операциями с пластиковыми картами банка 20
4.Анализ эффективности управления операциями с пластиковыми
картами коммерческого банка на примере Сбербанка России 34
Заключение 46
Список использованных источников 48
Выписка по счету содержит важную информацию для банка и его клиента. Прежде всего, указывается номер карточного счета в банке. Клиент может иметь несколько карточек, и поэтому номер счета необходим ему для проверки расчетов банка. Далее в выписке содержится напоминание о кредитном лимите, установленном по карточному счету и приводится неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель свидетельствует, что установленный банком кредитный лимит не превышен
клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Все сделки, сообщения о которых поступили в банк позднее этой даты, будут включены в расчет следующего цикла. Указывается так же конечный срок поступления платежа
от клиента по данному
циклу. Все суммы, поступившие
позднее этой даты, считаются
просроченными, и по ним банк
будет взимать сбор за
Подготовка выписки по счету требует от работников соответствующего подразделения банка большого внимания и аккуратности. Выписка должна быть отправлена клиенту заранее. Если выписка отправлена несвоевременно или по ошибочному адресу, это может стать причиной просрочки платежа, в которой клиент не виноват. Это, естественно, приведет к конфликтной ситуации и дополнительным расходам банка.
Важно так же правильно установить периоды составления выписок по счету для различных групп клиентов, чтобы выписки высылались в течение месяца, и обеспечивалась равномерная нагрузка соответствующих банковских служб (бухгалтерия, отдел рассылки и так далее).
Полученный банком перевод в счет платежа по выписке должен быть зачислен на карточный счет в день его получения независимо от того, когда он будет обработан и проведен по бухгалтерским книгам.
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:
- обработку запросов на
- процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;
- перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;
- распространение стоп-листов (перечней
карточек, операции по которым
по тем или иным причинам
на сегодняшний день
- рассмотрение заявок торговых
организаций на присоединение
к системе расчетов, анализ кредитоспособности
новых и уже имеющихся
- маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт.
Процессинг торговых счетов состоит в переносе данных с бумажного счета на магнитную ленту для введения в систему информационного обмена и “продажи” этих сумм банку-эмитенту.
В торговом счете указывается, прежде всего, номер банковского счета владельца карточки, его фамилия, дата истечения срока карточки. При процессинге считывается только номер счета. Далее приводится название торгового предприятия, адрес, идентификационный номер. Эти данные заложены в мастер-файле банка-эквайра и, как правило, не переносятся при подготовке магнитной ленты. Далее сообщается дата совершения сделки. Эта дата вносится в ленту, передается по коммуникациям и печатается в выписке по счету, направляемой владельцу карточки. И, наконец, указывается сумма сделки. Она так же переписывается на ленту и используется при расчетах.
Процессинг торговых счетов имеет
несколько стадий. Сначала торговые
счета, поступившие в банк от торговца,
формируются в пачки
В автоматизированных системах торговые
счета проходят через сенсорные
устройства. Суммы считываются методом
оптического распознавания
Наконец, после считывания и контроля, сумма счетов передается по системе информационного обмена, и банк-эквайр получает возмещение этой суммы от ассоциации за вычетом комиссии за интерчейндж.
Как и все другие элементы процессинга,
обработка торговых счетов требует
строгого контроля. Банк зачисляет
суммы счетов, предъявленных торговцем,
на депозитный счет последнего в день
подачи счетов. В то же время возмещение
этой суммы через систему
Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки счетов. В любом случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов - выигрыш.
Банк отвечает за то, чтобы кассиры были хорошо обучены, правильно и быстро принимали карточку к оплате, чтобы в кассах стояло оборудование,
которое не будет создавать
проблем ни с качеством, ни
со временем обслуживания
Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента.
Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам
обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Юридические отношения между банками-
удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.
Договор между банком и предприятием
обычно предусматривает:
- виды карточек (платёжных систем);
- перечень магазинов (точек
- обязательство предприятия на
видном месте размещать
- обязательство предприятия не
устанавливать цену на товар
выше, если он оплачивается
- способ авторизации (с
- авторизационный лимит, то есть минимальную сумму операции, выше которой авторизация является обязательной;
- порядок и регулярность
- условия, на которых
- порядок и сроки доставки слипов в банк;
- сроки возмещения сумм
- размер комиссии, получаемой банком, и порядок ее удержания;
- порядок возврата сумм по
операциям, опротестованным
- порядок изъятия карточек, способ
их доставки в банк и размер
вознаграждения кассиру,
- подробный порядок действий
кассиров по идентификации
Работа с предприятиями по приему карточек к оплате являетсясложны
делом, с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.
Эту проблему пытаются решить несколькими способами. Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения
бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.
Третьим направлением работы с предприятиями является регулярная рассылка по предприятиям писем с важной новой информацией, касающейся приема карточек.
Еще одной формой работы, которая рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушении инструкций. К сожалению, инспектированию у нас в стране пока не уделяется должного внимания, хотя оно, по признанию многих экспертов, является очень эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но и определения тех точек обслуживания, где потенциально высок риск мошенничества.
Использование дебетовой магнитной карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности,
содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр
готовит и рассылает итоговые данные
для проведения взаиморасчетов между
банками-участниками платежной
Еще один источник сообщений - электронные документы, которыми обмениваются банки-участники с расчетным банком, а, возможно, и друг с другом при регулярном проведении взаиморасчетов.
Информация о работе Банковские операции с пластиковыми картами