Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 21:01, курсовая работа
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
— раскрытие сущности понятий «занятость» и «безработица» с учетом мирового опыта;
— изучение содержания процессов регулирования трудовых отношений со стороны государства;
— оценка роли государственной службы занятости как посредника между государством и остальными участниками социально-трудовых отношений в России;
— анализ современного состояния российского рынка труда;
Введение
3
1 Теоретическая глава. Занятость и безработица в теории рыночной экономики
6
1.1 Безработица и занятость как экономические категории
6
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране
14
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда
22
2. Практическая глава. Основные направления повышения уровня занятости в стране
27
2.1 Анализ современного состояния рынка труда
27
2.2 Проблемы функционирования рынка труда
38
2.3 Основные направления совершенствования процессов регулирования трудовых отношений
43
Заключение
55
Глоссарий
60
Список использованных источников
Многое из того, что происходит сейчас на российском рынке труда, - явление правильное и закономерное.
В настоящее время на рынке труда в целом складывается благоприятная обстановка, численность занятых в экономике имела тенденцию к увеличению и с начала года возросла на 2 млн. человек с 67,6 до 69,6 млн. человек.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) по сравнению с началом года уменьшился с 2,6 до 1,7. Число свободных рабочих мест, предложенных работодателями службам занятости, увеличилось с 798 тыс. в начале года до 1152 тысячи, что привело к сокращению нагрузки незанятого населения на 1 вакансию.
В 2007 г. наиболее высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечались по следующим видам экономической деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг (141,4%), рыболовство, рыбоводство (137,4%), образование (134,7%), оптовая торговля (131%).
Наиболее низкий темп роста заработной платы отмечается по таким видам экономической деятельности, как целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (108,3%).
Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 4874 руб. (45% от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве – 4954 руб. (46%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 5664 руб. (52%).
В текущем году в целом по промышленности наметилась тенденция отставания темпов роста производительности труда от роста среднемесячной заработной платы, констатируют в МЭРТ.
По-прежнему серьезной проблемой остается и наличие задолженности по выплате заработной платы. По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 сентября 2006 г. составила 4785 млн рублей и снизилась по сравнению с 1 августа 2006 г. на 7,9%.
Как видно из статистических данных, за период с 2000 г. среди молодежи всех возрастов сократилась доля лиц, ищущих работу. Из этого следует, что увеличение в последние годы уровня безработицы, исчисленного в соответствии со стандартным определением как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, среди молодежи в возрасте 15-19 лет обусловлено снижением занятости населения данного возраста. Уровень занятости лиц моложе 20 лет, рассчитанный как отношение численности занятых в экономике к общей численности населения данной возрастной группы, сократился с 13,3% в 2000 г. до 10,2% в 2004 г. Отмечается также снижение доли занятых среди молодежи 20-24 лет - соответственно с 57,6 до 53,7%.
Снижение в рассматриваемом периоде уровня занятости молодежи в возрасте 15-24 лет связано с ростом учащейся молодежи. Доля молодежи, обучающейся по дневной форме и классифицируемой как экономически неактивное население, увеличилась по сравнению с 2000 г. в возрастной группе 20-24 года в 1,5 раза, в возрастной группе моложе 20 лет - на 4,5 п. п. Доля других категорий экономически неактивного населения за этот период уменьшилась.
Наряду с влиянием объективного фактора, в качестве которого можно рассматривать повышение доли молодежи в численности населения с 14,2% в 1995 г. до 17,0% в 2004 г. для возрастной группы 15-24 года, на абсолютное увеличение приема в высшие учебные заведения оказал влияние субъективный фактор, а именно стремление молодежи иметь высшее профессиональное образование, обеспечивающее возможность получения работы с достойным уровнем заработной платы (табл. 2).
Таблица 2 — Прием и выпуск учащихся и студентов образовательными учреждениями, тыс. чел.
1998 |
2003 |
2005 |
2007 | |
Выпуск учащихся общеобразовательными учреждениями: |
||||
получили аттестат об основном общем образовании |
1918 |
2200 |
2282 |
2238 |
получили аттестат о среднем (полном) общем образовании |
1045 |
1458 |
1519 |
1546 |
Принято студентов в средние специальные учебные заведения, всего |
669 |
867 |
906 |
890 |
в % к получившим аттестат об основном общем образовании |
34,9 |
39,4 |
39,7 |
39,8 |
Принято студентов в высшие учебные заведения, всего |
681 |
1292 |
1644 |
1659 |
в % к получившим аттестат о среднем (полном) общем образовании |
65,2 |
88,7 |
108,2 |
107,3 |
*Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./Рос-стат. - М., 2006. С. 243, 254.
Анализ показателей, характеризующих экономическую активность молодежи по полу, показывает, что уровень занятости среди мужчин выше, чем среди женщин. В возрастной группе моложе 20 лет это превышение составляет 4,2 п. п., в группе 20-24 лет - 9,5 п. п., в группе 25-29 лет -10 п. п. Ситуация более высокого уровня занятости среди мужчин по сравнению с женщинами характерна для всего занятого населения, только размеры превышения различны по возрастным группам, и эти колебания определяются объективными обстоятельствами. Наименьшие различия отмечаются среди населения в возрасте 40-49 лет. Около 10 п. п. составляет размер превышения уровня занятости мужчин по сравнению с уровнем занятости женщин среди населения в возрасте от 20 до 34 лет, около 25 п. п. - среди населения в возрасте 55-59 лет. Если среди населения в возрасте 20-34 лет превышение уровня занятости мужчин по сравнению с уровнем занятости женщин объясняется тем, что женщины в этом возрасте занимаются воспитанием малолетних детей, то в возрасте 55-59 лет это превышение определяется различными границами возраста выхода на пенсию мужчин и женщин, установленными законодательством.
Новая макроэкономическая ситуация, повлекшая сокращение спроса на рабочую силу, затронула и трудовую мотивацию, изменение ценности труда, его восприятия и статуса в обществе. Сфера распределительных, товарно-денежных и финансовых отношений существенно оттеснила область производственных [30].
Исследователи практически единодушны в том, что, несмотря на снижение мотивированности населения к труду [20], потерю прежнего сакрального смысла [25], даже кризис труда в целом, структура мотивации остается стабильной, что свидетельствует об устойчивости качеств работника и серьезном влиянии трудовых традиций [36]. Соотношение групп с различным, порой полярным восприятием труда, согласно опросам, практически не изменилось [26]. Более того, анализ эмпирических данных позволяет исследователям утверждать, что «картина российских трудовых ценностей является весьма устойчивой», изменения связываются с сокращением разрыва между реальными трудовыми ценностями населения и ценностями официальной идеологии времен позднего социализма [36].
Российская безработица существует в значительной степени в ее структурной форме, она составляет 30-40% размера общей безработицы. Перечень заявленных в государственную службу занятости вакансий ограничен, как правило, узким перечнем профессий, большая часть из которых характеризуется низкой оплатой труда и не требует высокой квалификации.
Основными причинами формирования значительной структурной безработицы являются сдвиги в спросе на рабочую силу и в ее предложении, а также снижение масштабов движения рабочей силы. Для минимизации структурной безработицы необходимо принять меры, нацеленные на повышение уровня подвижности рабочей силы (он особенно низок в бюджетном секторе экономики), создание адекватной изменениям конъюнктуры спроса на рабочую силу системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечение информационной прозрачности рынка труда. В противном случае долгосрочные изменения в структуре спроса на продукцию отраслей могут привести при высокой безработице к нехватке квалифицированных кадров для перспективных производств, что явится препятствием на пути к возможному экономическому росту.
Мобильность рабочей силы (в различных ее формах) в современной России невысока. Причинами этого являются главным образом сложности в трудоустройстве, проблемы с жильем при перемене места работы (высокая его стоимость и неразвитость рынка жилья в целом), отсутствие развитой системы профессиональной подготовки и переподготовки. Все это препятствует активному перераспределению рабочей силы между секторами экономики и регионами страны.
Определенная часть состоявших на учете в службе занятости и трудоустроенных ею людей возобновляет поиски работы. Это свидетельствует об образовании нестабильного рынка краткосрочной занятости.
Сильна разнородность качественной структуры рабочей силы, проявляющаяся, с одной стороны, в существовании «островов» высокой квалификации, а с другой — в наличии настолько отсталых производств, что возникает вопрос о «социально деградировавших» секторах занятости.
В 2003 году было принято изменение, ограничивающее размер пособия для лиц, увольняющихся по собственному желанию. В настоящее время для граждан, уволившихся по собственному желанию, размер пособия по безработице устанавливается в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в первом 6-ти месячном периоде и 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации во втором 6-ти месячном периоде. В этом случае ущемляются права женщин, которые вынуждены увольняться в связи с необходимостью ухода за больными детьми или престарелыми родителями, переездом мужа на новое место работы (службы).
Новый порядок финансирования внес значительную неопределенность в статус государственной службы занятости, что вызвало отток квалифицированных кадров, большинство из которых женщины. Оплата работников районных и городских центров занятости, непосредственно обслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза, т.к. изменился их статус. В связи с этим, добровольно покинуло службу занятости около 1,5 тыс. наиболее высококвалифицированных специалистов. Чтобы восстановить потери такого рода, государству потребуется немало времени и средств.
2.2
Проблемы функционирования
Решение проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения осложнено ослаблением рычагов государственного регулирования, колебаниями в выборе приоритетов, определяющих структурный маневр в экономике, что не позволяет выработать активную политику занятости. Акценты государственного участия должны постепенно смещаться от практики регулирования текущей социально-экономической ситуации, складывающейся на российском рынке труда, в сторону проведения превентивных мер и заботы о качестве национальной рабочей силы.
Остроту проблеме занятости и вообще рынка труда в РФ придают следующие основные моменты:
В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот очевидный факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться со структурной и инвестиционной политикой. Важнейшее значение в этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.
Информация о работе Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования