Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 21:01, курсовая работа
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
— раскрытие сущности понятий «занятость» и «безработица» с учетом мирового опыта;
— изучение содержания процессов регулирования трудовых отношений со стороны государства;
— оценка роли государственной службы занятости как посредника между государством и остальными участниками социально-трудовых отношений в России;
— анализ современного состояния российского рынка труда;
Введение
3
1 Теоретическая глава. Занятость и безработица в теории рыночной экономики
6
1.1 Безработица и занятость как экономические категории
6
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране
14
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда
22
2. Практическая глава. Основные направления повышения уровня занятости в стране
27
2.1 Анализ современного состояния рынка труда
27
2.2 Проблемы функционирования рынка труда
38
2.3 Основные направления совершенствования процессов регулирования трудовых отношений
43
Заключение
55
Глоссарий
60
Список использованных источников
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата [13].
Безработица - это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах.
Российские официальные публикации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспекты функционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга. Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы - первый, при котором статус безработного определяется на основе выборочных обследований рабочей силы исходя из критериев Международной организации труда (в соответствии со сложившейся практикой мы будем говорить в таких случаях о «методологии МОТ»), и третий, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости. Соответственно рассчитываются два взаимодополняющих показателя - общей (или «мотовской») и регистрируемой безработицы.
В Конституции 1993 года Российская Федерация квалифицирована как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7.1). Однако критерии «достойной жизни» до сих пор не определены в законодательстве, в котором также не прописаны нижние границы социальной защищенности граждан.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В «Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 2005-2010годы» предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
За период экономических реформ у нас в стране сформировалась достаточно специфическая «российская модель» рынка труда.
Важно отметить, что данная модель никем не конструировалась, не навязывалась «сверху» по заранее составленному плану Она формировалась спонтанно, под воздействием решений, которые принимались независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками. Взаимонакладывающиеся реакции основных участников рынка труда зачастую приводили к результатам, которые никем не прогнозировались и для всех оказывались неожиданными. И если вначале могло казаться, что это какие-то случайные аберрации, то со временем становилось все очевиднее, что речь идет об устойчивых, самовоспроизводящихся формах трудовых отношений.
«Визитной карточкой» российского рынка труда стали разнообразные «нестандартные» способы адаптации - работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда. Эти приспособительные механизмы были спонтанно выработаны самими рыночными агентами с тем, чтобы оперативно реагировать на неожиданные изменения экономической и институциональной среды. Как правило, именно они принимали на себя первый удар, тогда как более устоявшиеся формы адаптации вырабатывались позднее и благодаря этому она приобретала более «сглаженный» характер.
В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот очевидный факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться со структурной и инвестиционной политикой. Важнейшее значение в этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.
К числу проблем, накопившихся в сфере занятости и имеющих, на наш взгляд, существенное значение при разработке стратегии развития, относятся проблемы, связанные прежде всего с изменением спроса на труд.
Политика занятости должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. В то же время в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть предусмотрены меры по обеспечению продуктивной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро, мезо- и микро уровнях.
Важным этапом и, возможно, одним из первых шагов в достижении управляемости и предсказуемости движения к траекториям экономического роста может явиться разработка средне- и долгосрочного прогноза политического и социально-экономического развития страны. При его разработке помимо концепций и идей огромное значение приобретают проблемы измерения, количественной оценки масштабов и интенсивностей отдельных процессов и явлений, их взаимосвязи и меры взаимовлияния. Решения, принимаемые в области структурной политики, инвестиционных программ, политики доходов, развития системы образования и др., должны приниматься с учетом состояния сферы занятости и ожидаемых воздействий на нее.
Разработка программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы, минимизации ее структурной составляющей предполагает прогнозирование занятости населения и его отдельных групп в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и от демографических, в частности миграционных, процессов.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Биржа |
особая форма оптового рынка, на котором в качестве товаров фигурируют средства производства и предметы потребления (товарная биржа), ценные бумаги (фондовая биржа), иностранная валюта (валютная биржа), а также здание, где проходят торги |
2 |
Индексация доходов |
увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен |
3 |
Заработная плата |
превращенная форма стоимости и цены рабочей силы, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера |
4 |
Качество рабочей силы |
совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность. профориентированность и профпригодность |
5 |
Миграция рабочей силы |
пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования населения |
6 |
Минимальный размер оплаты труда |
расчетная величина платы за труд, установленная государством и используемая для целей социальной защиты населения в условиях многообразия форм собственности и либерализации цен |
7 |
Наемные работники |
свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является основным источником средств существования |
8 |
Профессия |
комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы в одной из отраслей производства |
1 |
2 |
3 |
9 |
Рынок труда |
механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней) |
10 |
Рынок рабочей силы |
важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества, отражает основные моменты в динамике занятости, се основных структурах |
11 |
Сегментация рынка труда |
разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами |
12 |
Социальный институт |
определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения |
13 |
Социальное партнерство |
заключение общественного договора в области экономической и социальной политики, выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, работодателями, профсоюзами |
14 |
Социальное пособие |
безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ |
15 |
Субсидии |
бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам |
16 |
Труд |
целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу, приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей |
17 |
Трудовой коллектив |
объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации |
18 |
Трудовые ресурсы |
трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями к трудовой деятельности и производящая материальные блага или оказывающая услуги |
19 |
Условия труда |
совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника |
20 |
Цена фактора |
вознаграждение, которое получает владелец фактора за его использование; для труда. - это заработная плата, для капитала - процентная ставка, для земли - рента |
1 |
2 |
3 |
21 |
Экономическая политика |
целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ, призванная отражать интересы общества, всех его социальных групп и направленная на укрепление национальной экономики |
22 |
Экономически активное население |
совокупность занятых и безработных, которые находятся в трудоспособном возрасте |
23 |
Эффективность труда |
результативность трудовой деятельности людей, выраженная в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда |
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрид. Лит., 1993. — 39с.
2 Гражданский кодекс РФ [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект, 2005. — 116 с.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М: «Ось-89», 2007г.
4 ФЗ РФ «О занятости населения Российской Федерации» от 10.01.2003 № 15-ФЗ [Текст]: офиц. текст / Администрация Президента РФ. — Москва, 2003. — Режим доступа: www.Kremlin.ru/appears
5 Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 2005-2010годы [Текст]: офиц. текст / Администрация Президента РФ. — Москва, 2003. — Режим доступа: www.Kremlin.ru/appears
6 Стратегия развития государства на период до 2010 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева [Текст]: офиц. текст. // Российский экономический журнал. ─ 2001. ─ №1. ─ С. 3-37. — ISSN 0130-9757
7 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 / Администрация Президента РФ. — Москва, 2007. — Режим доступа: www.Kremlin.ru/appears
8 Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // http://www.gks. Ru/scripts/free/1c/ exe?XXXX19F. 2.1/ 000240R.
Научная литература
9 Агапова, Т.А. Макроэкономика для вузов [Текст]: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-8018-0332-6
10 Антонова, З.Г. Государственное регулирование национальной экономики [Текст]: учебное пособие / З.Г. Антонова, С.А. Астапенко, О.С. Селевич. — Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2003. — 180 с. — ISBN 5-00674-018-4.
11 Бабынина, Л. С.Экономика труда [Текст]: учебник. В 2 т. / Л.С. Бабынина, Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко. ─ М.: Альфа-Пресс ,2007 ─ 924 с. ─ ISBN 978-5-94280-247-9
12 Вечканов, Г.С. Экономическая теория [Текст]: учебник /Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — СПб.: Питер, 2007. — 256с. — ISBN 5-675-341-23-6.
13 Генкин, Б. М. Основы организации труда [Текст]: учеб. пособие /Б. М. Генкин, В. М. Свистунов. ─ М.: Норма, 2008. ─ 400 с. ─ ISBN 978-5-468-00199-8
14 Злоказов, Ю. И. Управление производительностью труда [Текст]: учебник /Ю. И. Злоказов. ─ М.: Финансы и статистика, 2008. ─ 160 с. ─ ISBN 978-5-279-03298-3
15 Иванченко, В. К новым социальным императивам России // учредители НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»« и Институт экономики РАН. — М.: Красная Звезда, 2008. — ISSN 0042-8736. 2008. № 2.
16 Казакова, Ф. К. Экономика и социология труда [Текст]: учебно-метод. пособие /Ф.К. Казакова, И.В. Белянина. ─ М.: Издательство МГИУ, 2007. ─ 48 с. ─ ISBN 978-5-2760-1313-8
17 Кибанов, А. Я. Экономика и социология труда [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов. ─ М.: Инфра-М, 2007. ─ 584 с. ─ ISBN 978-5-16-002991-7
18 Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие /Е.Г. Коваленко. — СПб.: Питер, 2005. — 288 с: ил. — ISBN 5-469-00711-1
19 Корнейчук, Б. В. Рынок труда [Текст]: учебное пособие / Корнейчук Б. В. ─ М.: Гардарики, 2007. ─ 287 с. ─ ISBN 978-5-8297-0317-2
20 Красильников, А. Эволюционные модели в теории экономического роста // учредители НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»« и Институт экономики РАН. — М.: Красная Звезда, 2007. — ISSN 0042-8736. 2007. № 1.
21 Мазин, А. Л. Экономика труда [Текст]: учебник /А.Л. Мазин. ─ М.: Юнити, 2008. ─ 575 с. ─ ISBN 978-5-238-01290-2
22 О новой концепции долгосрочной стратегии [Текст] / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. — 2008. — № 3. — С.37-39.
23 Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики [Текст]: учебное пособие /В.П. Орешин. – МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М.: ИНФРА- М, 2004 – 122 с. — ISBN 5-692-00897-5.
24 Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда [Текст] / Е.М. Жидкова // СОЦИС.— 2005. — №3. — С. 52-65.
25 О роли государства в возрождении созидательного потенциала России [Текст] / C.В. Рогов // Российский экономический журнал. — 2005. — № 7-8.— С. 28-34.
26 О российской модели рыночной экономики [Текст] / А.А. Пороховский // Вопросы экономики. — 2005. — № 1. — С. 39-47.
27 Основы организации труда: экономические и правовые аспекты [Текст]: практ. пособие. ─ М.: Норма, 2008. ─ 528 с. ─ ISBN 978-5-468-00188-2
28 Пиндайк, Р. Микроэкономика [Текст]: учебник / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Экономика, Дело,1992. — 360 с. — ISBN 5-7749-0098-3.
29 Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) [Текст]: монография /В.И. Плакся. ─ М.: ИНФРА-М, 2005. ─ 384 с. ─ ISBN 5-7729-0156-7
30 Попов, Ю. Н. Введение в социологию труда и занятости [Текст]: учебное пособие /Ю. Н. Попов, А. В. Шевчук. ─ М.: Дело, 2005 г. ─ 200 с. ─ ISBN 5-7749-0397-4
31 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]: словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.— М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — ISBN 978-5-16-002705-0
32 Социальная политика государства в сфере и трудовых отношений [Текст] / Г.Н. Соколова // СОЦИС. — 2004 г. — № 4. — С. 60-64.
33 Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики [Текст] / Н.С. Подшибякина // Общество и экономика. — 2006. — № 4. — С.40-86.
34 Структура российской рабочей силы: особенности и динамика [Текст] / Р. А. Капелюшников // Вопросы экономики. — 2006. — № 10 . — С.19.
35 Тощенко, Ж. Т. Социология труда [Текст]: учебник /Ж. Т. Тощенко. ─ М.: Юнити, 2008. ─ 423 с. ─ ISBN 978-5-238-01435-7
36 Труд и занятость в России 2007 [Текст]: монография. ─ М.: Росстат, 2007 г. ─ 616 с. ─ ISBN 978-5-89476-233-3
Информация о работе Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования