Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
— раскрытие сущности понятий «занятость» и «безработица» с учетом мирового опыта;
— изучение содержания процессов регулирования трудовых отношений со стороны государства;
— оценка роли государственной службы занятости как посредника между государством и остальными участниками социально-трудовых отношений в России;
— анализ современного состояния российского рынка труда;

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретическая глава. Занятость и безработица в теории рыночной экономики
6
1.1 Безработица и занятость как экономические категории
6
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране
14
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда
22
2. Практическая глава. Основные направления повышения уровня занятости в стране
27
2.1 Анализ современного состояния рынка труда
27
2.2 Проблемы функционирования рынка труда
38
2.3 Основные направления совершенствования процессов регулирования трудовых отношений
43
Заключение
55
Глоссарий
60
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА №1.docx

— 150.53 Кб (Скачать файл)

Особую значимость в деле сохранения рабочих мест и предупреждения массовой безработицы, содействия занятости, приобретает разработка и реализация политики трудового протекционизма, проведение системы мер по защите национального рынка труда. Это ставит перед правительственными органами задачу учета при формировании целей финансовой, технологической, структурной, промышленной, экспортно-импортной политики, интересов отечественных производителей, привлечения инвестиций для стимулирования продуктивной занятости.

В современных условиях объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.

Основным рычагом усиления роли государства должна стать активная социальная политика, ядро которой составляют политика занятости и политика доходов.

Важнейшими приоритетами государственного регулирования в осуществлении такой политики являются:

  • становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение уровня его производительности;
  • содействие расширению занятости, сохранению перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как основы повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления производства;
  • формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медобслуживание); сокращение имущественного расслоения населения;
  • восстановление, развитие и повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы.

На среднесрочную перспективу важнейшими направлениями осуществления названных приоритетов социальной политики должны стать в области содействия занятости: 

  • создание действенных стимулов для ускорения становления многосекторного хозяйства, раздвигающего возможности выбора работы по способностям и в соответствии с интересами граждан, представляющего гибкий амортизатор последствий кризисного спада в сфере занятости; расширение практики общественных работ;
  • содействие становлению и развитию всех форм самоорганизации населения, направленных на создание дополнительных рабочих мест, переобучение, переквалификацию, повышение уровня социальной защищенности;
  • разработка Комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, сохранение и повышение качества трудового потенциала;
  • подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ (в частности, для повышения заинтересованности предпринимателей в развитии рабочих мест, привлечения частных и зарубежных инвестиций), отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;
  • введение практики обязательной социальной экспертизы любых экономических решений и программ для оценки их социальных последствий и влияния на условия занятости и решение социальных проблем регионов по всему спектру уровня и качества жизни;
  • совершенствование практики социального партнерства за счет включения в договора всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; организация адаптации персонала к изменению их структуры и качества.

В области доходов и корректировки уровня цены труда:

  • определение в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы как стартовой цены простого малоквалифицированного труда с ориентацией на ее сближение с величиной среднего прожиточного минимума и дальнейшее повышение;
  • уточнение параметров Единой тарифной сетки в соответствии с величиной прожиточного минимума;
  • постепенное введение на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда, обеспечив включение в Генеральное соглашение положения, обязательного для всех других видов коллективных договоров по гарантированию минимальной заработной платы с индексацией в зависимости от роста цен;
  • освобождение минимальной заработной платы от функций регулирования социальных трансфертов; фиксация в Трудовом Кодексе обязательности требования ее гарантирования со стороны работодателей;
  • сокращение имущественного расслоения, необоснованно высоких различий и уравниловки в доходах путем введения системы прогрессивного налогового обложения с увеличением прогрессии ставок сверх средней заработной платы и усиления налоговой дисциплины;
  •   разработка механизма восстановления сбережений населения;
  • осовременивание прежнего заработка в целях учета трудового вклада для пересмотра размеров пенсий, приближения их величины к прожиточному минимуму.

Государству необходимо постоянно и последовательно трансформировать систему социальной защиты той части населения, которая относится к социально незащищенным и малоимущим слоям.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено двумя способами: за счет общих налоговых поступлений и за счет целевых налогов, т.е. социальных взносов на социальное страхование.

Расширение системы социальной защиты может осуществляться в трех направлениях:

  • расширение социальной сферы.
  • расширение состава социально защищенных групп.
  • увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

Также, в зависимости от избранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемых государством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости от выбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательном уменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социально ориентированной модели.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.

Социальный риск - это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

 осуществляемое частными компаниями (добровольное);

 осуществляемое государством (принудительное);

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:

  • помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;
  • помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;
  • размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;
  • величина помощи зависит от потребностей получателя.

В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Разработка и внедрение новой системы социальной помощи в России должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей и обеспечивать приемлемый уровень дохода.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:

  • социальные гарантии должна обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
  • социальные пособия не только не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%). По истечении года - минимальная заработная плата.

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

Общий вектор необходимых перемен очевиден - это постепенное сближение реальной и нормативной картин функционирования российского рынка труда. Существует и обратная связь. Чем прозрачнее и необременительнее сами правила, тем легче становится следить за их соблюдением и добиваться их выполнения.

Схематически оптимальный путь трансформации можно проиллюстрировать с помощью рис.1.

 

Рисунок 1 — Структура оптимального варианта трансформации реально существующей модели рынка труда в России к экономически эффективной

 

Будем исходить из того, что готовность работодателей следовать требованиям закона и условиям контрактов колеблется от 0 (трудовые отношения полностью внелегальные) до 1 (трудовые отношения целиком находятся в правовом поле). Кривая L отражает потенциальные издержки, вменяемые трудовым законодательством. Они тем больше, чем выше степень «контракто-» и законопослушности того или иного работодателя. При полном выведении трудовых отношений в тень эти издержки становятся нулевыми. Кривая О отражает потенциальные издержки, которые возникают при несоблюдении действующих правовых норм. Их величина, напротив, оказывается тем больше, чем сильнее ориентирован тот или иной работодатель на использование внеправовых трудовых практик. Последовательное исполнение всех существующих правил и норм делает эти издержки нулевыми.

Равновесие достигается в точке пересечения кривых L и О, когда предельная «цена» соблюдения законов и контрактов равна предельной «цене» их несоблюдения. В этой точке суммарные издержки, сопровождающие использование рабочей силы, оказываются минимальными.

Чем жестче законодательная защита занятости, тем с большим количеством запретов и ограничений приходится сталкиваться работодателю и тем дороже обходится ему их соблюдение. Увеличению бремени «зарегулированности» соответствует сдвиг кривой L вверх, от L0 к L1. С другой стороны, чем ниже эффективность механизмов enforcement'а, тем меньше санкции за нарушение установленных «правил игры» и тем больше возможностей действовать без оглядки на них. Ослабление механизмов контроля за исполнением законов и контрактов означает сдвиг кривой О вниз, от О0  к  О1.

Ситуацию на российском рынке труда можно условно описать комбинацией кривых L1 и О1: следование нормам трудового законодательства обходится работодателям чрезвычайно дорого, однако у них есть масса возможностей действовать в обход него без опасения серьезных санкций. В подобных условиях всеобщего поворота к «легализации» трудовых отношений можно добиться только при одновременном изменении обоих параметров - последовательном дерегулировании рынка труда в сочетании с резким повышением эффективности механизмов enforcement'a. На графике такой «сдвоенной» реформе соответствуют смещение кривой L от L1 к L0 смещение кривой О от О1, к Оо, что обеспечивает существенно более высокий уровень «летальности» трудовых отношений - l0 вместо l1. Очевидно, при неодновременном применении этих мер эффект будет намного меньше.

Отметим попутно, что эта логика «работает» не только при изучении экономических стимулов, исходящих непосредственно от трудового законодательства. Она вполне приложима к анализу многих других, не менее важных институциональных характеристик российской модели рынка труда. Так, хорошо известно, что мощные дополнительные стимулы к уводу трудовых отношений в тень были связаны с высоким уровнем налогов на фонд оплаты труда. Несмотря на некоторое сокращение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда предприятий вследствие перехода к единому социальному налогу, она по-прежнему остается огромной. Предложенный подход помогает лучше понять, как именно налоговое законодательство влияло на развитие российского рынка труда и какими могли бы быть пути его дальнейшего реформирования.

 

 

Заключение

 

 

Становление рыночной экономики, появление безработицы и снижение экономической активности населения вынесли на повестку дня новую социальную проблему труда - выход из занятости части работоспособного населения и распространение ориентации на незанятость среди различных категорий работников.

Информация о работе Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования