Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 21:01, курсовая работа
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
— раскрытие сущности понятий «занятость» и «безработица» с учетом мирового опыта;
— изучение содержания процессов регулирования трудовых отношений со стороны государства;
— оценка роли государственной службы занятости как посредника между государством и остальными участниками социально-трудовых отношений в России;
— анализ современного состояния российского рынка труда;
Введение
3
1 Теоретическая глава. Занятость и безработица в теории рыночной экономики
6
1.1 Безработица и занятость как экономические категории
6
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране
14
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда
22
2. Практическая глава. Основные направления повышения уровня занятости в стране
27
2.1 Анализ современного состояния рынка труда
27
2.2 Проблемы функционирования рынка труда
38
2.3 Основные направления совершенствования процессов регулирования трудовых отношений
43
Заключение
55
Глоссарий
60
Список использованных источников
37 Экономика труда: теоретический и практический анализ [Текст]: учебник. ─ М.: Экзамен, 2007. ─ 510 с. ─ ISBN 978-5-377-00145-4
Экономика труда [Текст]: учебник / Под ред. Н. Горелова. ─ СПб.: Питер, 2007. ─704 с. ─ ISBN 978-5-91180-123-6
Список сокращений
РФ — Российская Федерация;
ВПК — военно-промышленный комплекс;
СНГ — Союз независимых государств;
ЦВЕ — Центрально-Восточная Европа;
МОТ — Международная организация труда;
ВВп — валовой внутренний продукт;
Ст. — статья;
МЭРТ — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приложение А
Обобщенная характеристика занятости в российской экономике
Таблица 1 — Эволюция занятости в общественном производстве
Стандартизированная занятость в «обществе труда» |
Дестандартизированная занятость постиндустриальной эпохи | |
Профессия |
Осуществление трудовой деятельности в рамках единственной профессии, являющейся источником доходов и самоидентификации |
Частая смена рода деятельности, отсутствие единственной профессии |
Работа |
Единственная (в данный момент времени) |
Несколько мест работы, организованные в «портфель работ» |
Трудовая биография (карьера) |
Стандартизированная, непрерывная, поступательная, восходящая, конечная трудовая биография (карьера), представляющая собой последовательную смену мест работы и должностей вплоть до выхода на пенсию |
Индивидуализированная, дискретная (прерывистая), ненаправленная, без четких границ окончания |
Трудовой договор |
Типовой трудовой договор, закрепляющий стандартизированные условия занятости для целых отраслей и профессий |
Индивидуализация трудового договора, неформальный наем, самозанятость |
Рабочее время |
Полное рабочее время (рабочий день, рабочая неделя) |
Неполное рабочее время (рабочий день, неделя) |
Рабочее место |
Предоставляется фирмой |
Часто не предоставляется фирмой, работа на дому |
Заработная плата |
Обеспечивает жизнь работника и его семьи |
Каждое отдельное место работы не способно обеспечить жизнь работника, множественность источников заработка |
Риски |
Несут фирма и государство, гарантируя стабильность условий занятости в долгосрочной перспективе |
Несет работник в условиях гибкого рынка труда |
Население
Не способные работать по найму Способные работать по найму
Старики инвалиды дети Не занятые по найму Занятые по найму
занятые в домашних предприниматели, фермеры, учащиеся высших и
хозяйствах занятые индивидуальной средних учебных
(ИТД) от производства
Военнослужащие
Рис.1. Схема занятости в экономике страны
Рис. 2. Безработица и ее виды
Таблица 2 — Сравнительная характеристика основных концептуальных подходов к регулированию занятости и рынка труда
Концепция рынка труда |
Предпосылки и механизм влияния на сферу занятости |
Контраргументация и оценка |
1. Либеральная |
Рациональное поведение субъектов рынка (работодателей и работников) на основе экономической мотивации и отсутствие значимых ограничений для их действий |
Актуальна и неэкономическая мотивация (пример — существование скрытой безработицы) |
Саморегулирующийся рыночный механизм; предложение автоматически порождает соответствующий спрос, и наоборот |
Предпосылка нереалистична: провалы рынка, проблема стимулирования потребления | |
Общее перепроизводство и длительная безработица невозможны, существует фрикционная и добровольная безработица |
Существует вынужденная безработица, из-за не совершенства рыночного механизма | |
Абсолютная мобильность и однородность рабочей силы |
Предпосылки нереалистичны | |
«Гибкость» системы цен, включая рыночную цену рабочей силы (труда) | ||
Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы |
Возможное равновесие неустойчиво из-за изменения естественной безработицы | |
Государственное вмешательство нарушает эффективное функционирование рыночного механизма |
Государственное вмешательство позволяет сгладить провалы рынка | |
Ненужность вмешательства государства при естественном уровне безработицы |
Неразвитость институтов рынка труда | |
Использование инструментов денежно-кредитной и фискальной политики для случая превышения уровня безработицы над «естественным» |
Низкая взаимосвязь между финансовым и реальным секторами экономики | |
2. Кейнсианская |
Приоритет спроса над предложением и достижение сбалансированного развития рынка труда в зависимости от факторов стимулирования совокупного спроса |
Верно в ситуации избыточного предложения на рынке труда |
Возможность неоптимального состояния на рынке труда и существование вынужденной безработицы наряду с фрикционной и добровольной безработицей |
Предпосылки верны | |
Зависимость динамики занятости от темпов развития производства и от интенсивности инвестиционного потока | ||
Расходы правительства на организацию общественных работ способны вызвать многократное увеличение дохода и занятости |
Необходимость значительных финансовых затрат государства для преодоления недостатка эффективного спроса |
Окончание табл. 2
Концепция рынка труда |
Предпосылки и механизм влияния на сферу занятости |
Контраргументация и оценка |
Участие государства в стимулировании занятости путем расширения государственной составляющей инвестиций, а также за счет прямого увеличения государственного потребления |
Снижение предпринимательской активности и индивидуальных стимулов к труду, эффект вытеснения частных инвестиций | |
Политика на денежном рынке должна быть дополнена активной бюджетной политикой |
Отсутствие финансовых возможностей для проведения эффективной политики поддержания спроса, а также затрудненность привлечения внешних кредитов | |
3. Институциональная |
Общественные институты регулируют экономическую деятельность |
Роль инфраструктуры и институтов рынка труда очень важна, однако подобный подход ограничен в плане воздействия на ситуацию в сфере занятости |
Создание эффективной структуры рынка труда должно сопровождаться появлением соответствующих институтов — инфраструктуры, облегчающей и упорядочивающей отношения между субъектами на этом рынке | ||
Повышение эффективности системы государственных и частных институтов рынка труда |
Отсутствие доверия к государственной политике | |
Отсутствие таких неблагоприятных факторов, как скрытая безработица, занятость в теневых секторах экономики, низкая производительность труда |
Предпосылка нереалистична | |
4. Плановая |
Концепция труда как повинности, которую надо выполнять, а не как рыночного товара для купли-продажи |
Отсутствие индивидуальных стимулов к труду и предпринимательской инициативы ведет к снижению производительности труда при отсутствии иной мотивации |
Регулирование трудового потенциала государством на монополистической основе | ||
Государственные органы обладают практически неограниченными возможностями по мобилизации трудовых ресурсов | ||
Тесное сотрудничество между работодателями, профсоюзами и государственными (партийными) органами |
Выгодно для защиты прав работников, как правило, именно на свободном рынке | |
Влияние на рынок труда через централизованную систему распределения и перераспределения трудовых ресурсов, а также оплаты труда |
Невозможность практической реализации государственной монополии на рынке труда | |
Система социальных гарантий по отношению к определенным категориям трудовых ресурсов, а также высокие гарантии занятости |
Требует значительных государственных расходов |
Таблица 3 — Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости
Обратилось по вопросу трудоустройства |
Трудоустроено |
В % от числа обратившихся | |
Численность граждан, ищущих работу |
|||
2005 |
6603,6 |
4154,4 |
62,9 |
2006 |
6438,0 |
4075,8 |
63,3 |
2007 |
6177,6 |
3937,1 |
63,7 |
в том числе: |
|||
занятые трудовой деятельностью |
|||
2005 |
174,2 |
115,0 |
66,0 |
2006 |
172,5 |
116,6 |
67,6 |
2007 |
184,9 |
126,6 |
68,5 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
|||
2005 |
1481,3 |
1444,7 |
97,5 |
2006 |
1225,3 |
1194,2 |
97,5 |
2007 |
1120,8 |
1089,2 |
97,2 |
незанятые трудовой деятельностью |
|||
2005 |
4948,1 |
2594,7 |
52,4 |
2006 |
5040,3 |
2765,0 |
54,9 |
2007 |
4871,9 |
2721,3 |
55,9 |
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) |
|||
2005 |
2706,6 |
2021,4 |
74,7 |
2006 |
2470,5 |
1828,9 |
74,0 |
2007 |
2344,5 |
1719,5 |
73,3 |
Пенсионеры |
|||
2005 |
303,1 |
126,4 |
41,7 |
2006 |
338,6 |
134,8 |
39,8 |
2007 |
365,3 |
139,5 |
38,2 |
Таблица 4 — Основные демографические показатели
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Численность населения - всего, тыс. человек |
147665 |
148460 |
148292 |
148029 |
147802 |
147539 |
146890 |
146304 |
145649 |
144964 |
144168 |
143474 |
городское |
108736 |
108322 |
108311 |
108188 |
108111 |
108053 |
107419 |
107072 |
106725 |
106321 |
105818 |
104719 |
сельское |
38929 |
40138 |
39981 |
39841 |
39691 |
39486 |
39471 |
39232 |
38924 |
38643 |
38350 |
38755 |
Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек: |
||||||||||||
моложе трудоспособного |
36101 |
34252 |
33615 |
32787 |
31910 |
30876 |
29580 |
28387 |
27274 |
26115 |
25014 |
24095 |
трудоспособном |
83943 |
84332 |
84540 |
84800 |
85352 |
86263 |
87172 |
88040 |
88515 |
89206 |
89896 |
90218 |
старше трудоспособного |
27621 |
29876 |
30137 |
30442 |
30540 |
30400 |
30138 |
29877 |
29860 |
29643 |
29258 |
29161 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: |
||||||||||||
все население |
69,2 |
64,5 |
65,8 |
66,8 |
67,1 |
65,9 |
65,4 |
65,2 |
65,0 |
64,9 |
65,3 |
|
мужчины |
63,7 |
58,1 |
59,6 |
60,9 |
61,2 |
59,9 |
59,1 |
58,9 |
58,7 |
58,6 |
58,9 |
|
женщины |
74,3 |
71,6 |
72,4 |
72,9 |
73,1 |
72,4 |
72,3 |
72,2 |
71,9 |
71,8 |
72,3 |
|
На 1000 человек населения |
||||||||||||
Родившихся |
13,4 |
9,3 |
8,9 |
8,6 |
8,8 |
8,3 |
8,7 |
9,0 |
9,7 |
10,2 |
10,4 |
|
Умерших - всего |
11,2 |
15,0 |
14,2 |
13,7 |
13,6 |
14,7 |
15,3 |
15,6 |
16,2 |
16,4 |
16,0 |
|
в том числе детей в возрасте до 1 года |
17,4 |
18,1 |
17,4 |
17,2 |
16,5 |
16,9 |
15,3 |
14,6 |
13,3 |
12,4 |
11,6 |
|
Естественный прирост, убыль (-) населения |
2,2 |
-5,7 |
-5,3 |
-5,1 |
-4,8 |
-6,4 |
-6,6 |
-6,6 |
-6,5 |
-6,2 |
-5,6 |
|
Число браков |
8,9 |
7,3 |
5,9 |
6,3 |
5,8 |
6,2 |
6,2 |
6,9 |
7,1 |
7,6 |
6,8 |
|
Число разводов |
3,8 |
4,5 |
3,8 |
3,8 |
3,4 |
3,6 |
4,3 |
5,3 |
5,9 |
5,5 |
4,4 |
|
Миграционный прирост, убыль (-) населения |
1,9 |
4,4 |
3,5 |
3,5 |
2,9 |
1,8 |
2,5 |
1,9 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
Информация о работе Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования