Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
стороны, правом, а с другой – обязательством безработных (в особенности
получателей пособий по безработице) на различных стадиях безработицы.
Наиболее эффективно было бы предложить интенсивную помощь в поиске
работы небольшой гомогенной группе или, в идеале, в индивидуальном порядке,
уже на ранней стадии безработицы. Но когда потоки безработных велики,
слишком дорого обеспечить их всех такой помощью, особенно на индивидуальном
уровне.
Следовательно, важно выбрать тех безработных, кто больше всего
нуждается в помощи. По этой причине многие страны используют сегодня так
называемое профилирование искателей работы, чтобы идентифицировать тех,
кому грозит долгосрочная безработица.
Профилирование и раннее вмешательство службы занятости
Первая регистрация ищущих работу в службе занятости - критический
момент всего периода безработицы. В странах, где служба занятости
рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг
соискателям работы (Россия, Франция, Германия и Швеция), всем безработным
предлагается широкий диапазон форм обучения и мер помощи в поиске работы
сразу после регистрации в службе занятости. Безработные могут пользоваться
этими услугами независимо от того, находятся они или нет в группе риска
стать долгосрочными безработными. Только субсидии для создания рабочих мест
ограничены: они предоставляются долгосрочным безработным или группам
повышенного риска. Другие страны (Австралия, Великобритания и Соединенные
Штаты Америки) намного более избирательны на начальном этапе безработицы. В
Великобритании, например, обучение для взрослых безработных доступно только
после шести месяцев поиска работы.
Законодательство Российской Федерации не ограничивает доступ
граждан к любым программам и услугам в зависимости от стадии безработицы.
Однако раннее вмешательство как универсальную услугу в широком масштабе все
сложнее реализовывать в ситуации высокой и постоянной безработицы,
ограниченности ресурсов. Для раннего вмешательства более подходят
относительно дешевые меры, подобные помощи в поиске работы; гораздо реже
применяются такие дорогостоящие меры, как субсидии и обучение.
Следовательно, всегда существует дилемма и надо выбирать между меньшим
количеством ранних вмешательств, заканчивающихся обычно накоплением проблем
долгосрочной безработицы, и более ранним началом вмешательств, что
сопровождается увеличением
решать, кому из безработных нужно предложить те или иные услуги или они
должны быть обязательными для членов определенных групп.
Выбор может иметь место на основе отдельных признаков, характеризующих
специфические особенности безработного человека. Это могут быть, например
языковые трудности, которые априорно определяют высокий риск дрейфа к
долгосрочной безработице. Другой более сложный подход состоит в выявлении и
оценке нескольких факторов риска на основе использования методов
профилирования. Может быть применен формальный способ профилирования,
основанный на статистических методах, либо менее формальный - на базе
оценок со стороны опытного персонала службы занятости, или комбинация
обоих. В Швеции, например, в основном полагаются на профилирование с учетом
мнения персонала, в Соединенных Штатах - на формальные методы, в Австралии
- на их комбинацию.
Обратимся к опыту стран, которые задавали тон в развитии и применении
методов профилирования.
Профилирование работников в Соединенных Штатах
В ноябре 1993 г. Конгресс” США принял закон, требующий от
каждого штата основать собственную Службу профилирования и возвращения
работников к той или иной форме занятости (WPRS), выполняющую три основные
функции: раннюю идентификацию получателей пособия по безработице, которые,
вероятно, скоро исчерпают право на него; определение условий предоставления
этим претендентам услуг по возвращению к работе; сбор информации о
результатах в целях проверки сохранения преемственности пособия и
облегчения оценки эффективности действий службы занятости.
Все безработные, которые
на пособие по безработице, профилируются при первой же регистрации.
Профилирование проводится на основе статистической модели, которая
оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие.
Модель содержит пять переменных: уровень образования, стаж работы,
изменения в занятости в прошлом (занятие/отрасль) и уровень безработицы в
данной местности.
Ищущие работу, профилированные таким образом, обязаны участвовать в
программах помощи поиску работы, но не в более дорогостоящих программах
обучения. При наличии возможностей для обучения этим работникам может быть
сделано такое предложение, но согласие на прохождение программы обучения
остается добровольным.
Классификация ищущих работу в Австралии
В 1994 г. в рамках инициативы "Работающая Нация" была представлена
стратегия раннего вмешательства служб занятости с целью трудоустройства
взрослых получателей пособий по безработице с самой высокой степенью риска
долгосрочной безработицы. Для
молодых людей применяется
Используется формальное профилирование, основанное на статистической
модели. Выделяются следующие симптомы долгосрочной безработицы: возраст,
образование, статус коренного жителя, рождение не в англоговорящей стране,
навыки разговорного английского языка, инвалидность и место жительства. Но
этим не ограничиваются. Сотрудники службы занятости могут выбирать из числа
ищущих работу в первые 12 месяцев после регистрации отдельных безработных
или их группы для дальнейшей оценки с учетом дополнительных факторов
(слабой побуждение к работе, низкое самоуважение, слабые знания по
арифметике, низкая грамотность, длительное время нахождения без paботы). В
1995 г. идентифицировано около 5% лиц, прошедших профилирование. Еще 10%
лиц, получивших статус безработных, были идентифицированы на основании
мнения службы занятости. Все отобранные лица интервьюируются и
классифицируются по уровню сложности трудоустройства.
Система Измерения услуг и Результатов Обслуживания
в Канаде (SOMS)
Канада не имеет формальной модели профилирования для оценки ищущих
работу по степени опасности стать долгосрочным безработным. Но она
испытывает систему (SOMS), которая основывается на комбинации
"экранирования характеристик" и мнения консультантов.
В тех случаях, когда применяется эта система, работникам
предоставляется возможность участвовать в программах, к которым они
допускаются по результатам оценки с использованием статистической модели и
которые оцениваются как наиболее целесообразные (с точки зрения ожидаемых
результатов трудоустройства) и эффективные (или рентабельные) средства
помощи. Эта модель разработана с учетом опыта, накопленного за предыдущие
десять лет, и оценки результатов, которые эти вмешательства имели на
занятость и историю дохода безработных, а так же общественных затрат на эти
вмешательства. Основной файл данных был построен путем объединения 20
существующих файлов, которые включали сведения из переписей населения, а
также о пособиях по безработице, об участии в программах обучения и т.д.
Специалист по трудоустройству оснащен двумя новыми инструментами: моделью
подбора того средства, которое, вероятно, будет наиболее эффективным
применительно к конкретному клиенту, включая информацию о наиболее
рентабельных средствах помощи и данные о работе, доходе клиента и истории
помощи ему.
Последующее индивидуальные действия
Индивидуальная работа
приобретает все большую
по мере увеличения продолжительности периода безработицы. Последняя может
рассматриваться как процесс своего рода самовыбора, который в конечном
счете делает профилирование излишним. Те, у кого сложные проблемы, дрейфуют
в долгосрочную безработицу, в то время как другие будут выходить из
безработицы и приобретать работу. Когда существует риск самовыбора
безработицы, важно установить диагноз, т.е. определить реальные трудности,
с которыми сталкивается долгосрочный безработный, и сделать оценку
возможных сроков и способов восстановления потенциала его
конкурентоспособности на рынке труда. Это может быть достигнуто с помощью
глубокого интервью, а если необходимо, то и нескольких, а главное -
действий, соответствующих потребностям и возможностям безработных.
Оценка трудового потенциала и индивидуальная работа с долгосрочными
безработными практикуются сегодня многими странами.
3.4 Временная занятость
Социально-экономические
Численность граждан,
не имеющих занятия, но
данным российского статистичес
1999 г. 9,1 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения.
Увеличение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы,
малая цена рабочей силы и, как следствие, низкий уровень жизни способствуют
расширению вторичной (временной) занятости.
В настоящее время заработная плата остается основным источником
доходов населения. Однако ее доля в ВВП продолжает уменьшаться, значит,
"падает" и ее реальное содержание. В условиях продолжающегося сокращения
рабочих мест многие безработные готовы на любую работу, соглашаясь с низкой
оплатой, вредными условиями труда, отсутствием социальной защиты.
По оценкам, в 1999 г. вторую (третью) работу имели около 8,5 млн.
человек; численность занятых в неформальном секторе составила около 25
млн., в том числе 7,5 млн. человек, для которых такая деятельность является
единственным источником дохода.
Формы временной занятости
Временная занятость, являясь одним из атрибутов рынка труда,
реализуется в различных формах: наем по контракту, совместительство,
аккордные и сезонные работы, надомный труд и т.д.
Гибкие формы временной
занятости охватывают такие
прерывистый или неполный рабочий день (неделю, месяц), сдвинутые по
сравнению с традиционным режимом начало и окончание работы, скользящий (в
течение суток, недели, месяца) график труда и отдыха, надомная занятость,
разделение рабочего места между двумя работниками и более и т.п.
Часто временная занятость служит своеобразным полигоном для подбора
кадров на постоянную занятость.
Нормативно-правовая база временной занятости
Согласно КЗоТу
временными признаются
двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за
которыми сохраняется их место (должность), - до четырех месяцев. Временная
занятость регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия труда сезонных,
временных и некоторых других категорий работников", в которой определено,
что законодательством могут
занятых на временных работах, совместителей, надомников, а также работающих
по договорам.
Однако действующее трудовое законодательство не в состоянии в полной
мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это относится и
к сфере временной занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на ситуацию,
когда государство в одном лице выступало и как собственник средств
производства, и как исполнитель законодательных актов, и как гарант
социальной защиты трудящихся. Сейчас все эти функции разделены между
работодателями и
оказываются незащищенными.
В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации"
предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования рынка труда
работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев, а также
порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия