Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности регулирования
труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом
(ст.265-270), работников, занятых у работодателей-физических лиц (ст.271-
277).
С принятием нового
КЗоТа усилятся социальные
граждан, имеющих временную и вторичную занятость.
Помимо КЗоТа, основными законами, регулирующими социально-трудовую
сферу, являются Конституция РФ и законодательство о занятости с изменениями
и дополнениями, а также соответствующие подзаконные акты и положения.
Развитие временной занятости
В условиях социально-экономической нестабильности и нарастания
негативных тенденций в сфере занятости особое значение приобретает выбор
государством приоритетных направлений политики, способных снизить
социальное напряжение, в немалой степени определяемое высокой безработицей.
Важным средством поддержания занятости является обеспечение
безработных временными рабочими местами, дающими возможность
круглогодичного и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи
предполагает
повышение статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий
участия граждан в общественных и временных работах; создание нового
механизма финансирования с привлечением средств из различных источников.
В последнее
время территориальные
уделять повышенное внимание организации временной занятости безработных.
Практикуются совместные плановые выезды специалистов территориальных
органов службы занятости и представителей органов местного самоуправления в
отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на
временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на местах,
оказываются необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что
добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко
принимаются в штат этих организаций около 8%).
Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по-
прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также
замещение временно отсутствующих штатных работников.
В городах основные партнеры служб занятости в организации временного
трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы,
строительные и торговые организации.
Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные работы
подают и частные
в летний период (например, летняя торговля с лотков).
Средняя продолжительность временных работ по регионам колеблется и
составляет от десяти дней до шести месяцев. Одной из проблем остается
краткосрочность работ, поскольку по их окончании граждане вынуждены
возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости.
Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно
высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет -
около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального
образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, -
безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года,
каждый десятый участник - предпенсионного возраста.
Территориальные
органы службы занятости
банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на
рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные
работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10%
предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой
оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание,
консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по
рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.
Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная,
краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для
работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это
реальный способ решения оперативных проблем.
Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить
взаимодействие с
Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным
видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и
овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской
местности снижается на 0,5 п.п.
В Ленинградской области основными видами временного трудоустройства
являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на
период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за
лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.
К новым видам временной занятости, которые практикуются в области,
можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку
урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых
услуг. Для быстрого
создаются специальные
такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на
временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной
занятости производится без привлечения средств ГФЗН.
В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства
на условиях временной занятости.
Интересен в этой связи опыт Волгоградской области. Здесь
сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных местах для
трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников,
надомников и некоторых других категорий. Между Комитетом по труду и
занятости населения администрации Волгоградской области, государственным
предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом
профсоюзов заключен трехсторонний договор о сотрудничестве по организации
областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г. в
ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные временные рабочие
места и около 10 тыс. граждан, из которых свыше тысячи человек отобраны
работодателями для последующего трудоустройства. Проведение подобных
ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в
административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы
улучшить свое материальное положение.
Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе
Воронежской области позволило занять более 500 человек.
При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и
временные работы по стране в целом трудоустроено более 500 тыс. человек, из
них более половины - женщины. При этом было создано свыше 244 тыс.
временных рабочих мест.
В 1999 г. планируется временно трудоустроить более 1,1 млн.
безработных граждан, в том числе на общественные работы - около 400 тыс.
человек.
Основные проблемы организации временной занятости
Одна из главных причин неудовлетворенности граждан временной
занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и
частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того,
кратковременность этих работ ухудшает положение безработных граждан (так
как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для
начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы
занятости (биржу труда).
Существенным недостатком работы на условиях временной занятости
остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При
трудоустройстве на временные рабочие места граждане также оказываются
лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).
Местонахождение временного места работы для многих безработных очень
важно из-за дополнительных расходов на транспорт.
Для улучшения организации временной занятости следует продолжить
совершенствование законодательства в части льготного налогообложения,
направленного на стимулирование работодателей к привлечению работников на
условиях временной занятости.
Развитию этого вида занятости могло бы способствовать установление
социальных гарантий для трудоустроенных на такие места - страховой полис,
больничный лист, запись периода временной работы в трудовой книжке и др.
Органам исполнительной
власти субъектов Федерации
службы занятости надо активизировать деятельность по увеличению числа
временных рабочих мест, особенно в регионах с критической ситуацией на
рынке труда, привлечению работодателей и органов местного самоуправления.
Список использованной литературы
1. З.А.Котшер “Структура занятости населения: проблемы
совершенствования.” Москва: “Наука” 1989.
2. Н.М.Краева “Резервы повышения трудовой активности населения”
М: “Экономика” 1983.
3. А.Новицкий “Население и формы занятости” М: “Мысль” 1985
4. Н.В.Воронина
“Социально-экономические
рабочей силы” М:”Мысль” 1973
5. М.Н.Ким “Трудовой потенциал и занятость” Харьков 1993
6. А.Грязнова, Г.Марусис “Занятость, уровень, структура и формы
регулирования” Минск 1994
7. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” “Экономика2 1992
№5
8. “Курс общей экономической теории” под ред. А.М.Крылова,
Краснодар 1997
9. “Учебник по основам экономической теории” В.Д.Камаев и др.
М:1994
10. Л.Костин “Занятость, зарплата и инфляция” “Человек и труд” 1999
№2
11. Д.Сакс “Рыночная экономика и Россия” М:1994
12. “Всемирный кризис ведет к росту безработицы” “Трудовой мир”
1998, “Человек и труд” 1999 №8
13. С.Смирнов “Рынки труда регионов в условиях финансово-
экономического кризиса” “Человек и труд” 1999 №3
14. Н.Власова, Е.Кулишова “Минтруд подводит итоги” “Человек и труд”
2000 №3
15. Тецуя Дзе “Политика занятости в Японии” “Человек и труд” 1999 №3
16. “Чтобы безработица на Кубани не молодела” О.Ищенко “Человек и
труд” 1999 №7
17. Т.Голандцева , И Гривина “Временная занятость, как форма
активного содействия занятости безработных граждан” “Человек и
труд” 1999 №11
18. Ф.Прокопов “Эффективная организация услуг службы занятости:
совершенные подходы” “Человек и труд” 1999 №8
19. О.Славицкий
“Повысить взаимную
труда” “Человек и труд” 1999 №2
20. “Как улучшить закон о занятости населения” С.Смирнов “Человек и
труд” 1999 №11
21. В.Супян “Рынок труда в США: состояние и проблемы” “Человек труд”
1999 №7
|
||
Поиск по Серверу |
1. Что такое заработная плата?
Для начала необходимо выяснить, а что же считать заработной платой.
Ведь существуют различные теории, в которых этот термин трактуется по-
разному, кроме того, существуют и разные методы исчисления зарплаты. Для
выяснения этого вопроса обратимся к международному законодательству. Итак,
согласно генеральной конференции МОТ, проходившей в Женеве в 1949 году,
были приняты ряд положений, принявших форму Конвенции №95 об охране
заработной платы. Статья №1 этого документа гласит: « Заработная плата,
независимо от названия и метода исчисления, означает всякое вознаграждение
или всякий заработок, исчисленные в деньгах и устанавливаемые соглашением
или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного
договора о найме работодатель уплачивает за труд, который либо выполнен,
либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия