Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание работы

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на

рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Экономическая теория 2.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

договора (ст.260). В новом КЗоТе  также определены особенности  регулирования

труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих   вахтовым   методом

(ст.265-270), работников, занятых у работодателей-физических  лиц (ст.271-

277).

      С принятием нового  КЗоТа усилятся социальные гарантии  большого  числа

граждан, имеющих временную и  вторичную занятость.

      Помимо КЗоТа,  основными  законами,  регулирующими  социально-трудовую

сферу, являются Конституция РФ и  законодательство о занятости с  изменениями

и дополнениями, а также соответствующие  подзаконные акты и положения.

                             Развитие временной занятости

      В  условиях  социально-экономической   нестабильности   и   нарастания

негативных тенденций в сфере  занятости  особое  значение  приобретает  выбор

государством   приоритетных   направлений   политики,   способных    снизить

социальное напряжение, в немалой  степени определяемое высокой  безработицей.

 

      Важным   средством   поддержания   занятости   является    обеспечение

безработных    временными    рабочими    местами,    дающими     возможность

круглогодичного и разнообразного трудоустройства.   Реализация  этой  задачи

предполагает совершенствование  механизма  организации  временной  занятости:

повышение статуса временной работы; расширение ее видов;  изменение  условий

участия  граждан  в  общественных  и  временных  работах;  создание   нового

механизма финансирования с привлечением средств из различных источников.

      В  последнее   время  территориальные  органы  службы  занятости  стали

уделять повышенное внимание  организации  временной  занятости  безработных.

Практикуются  совместные  плановые   выезды   специалистов   территориальных

органов службы занятости и представителей органов местного самоуправления  в

отдаленные населенные пункты в  целях содействия  созданию  рабочих  мест  на

временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на  местах,

оказываются  необходимые  консультационные  услуги.  Следует  отметить,  что

добросовестные граждане, занятые  на сезонных работах,  впоследствии  нередко

принимаются в штат этих организаций  около 8%).

      Спектр форм временной  занятости достаточно широк. Однако основными по-

прежнему остаются сезонные и разовые  работы по срочным  договорам,  а  также

замещение временно отсутствующих  штатных работников.

      В городах основные  партнеры служб занятости в   организации  временного

трудоустройства -  акционерные  общества,  дорожно-эксплуатационные  службы,

строительные и торговые организации.

      Наряду с муниципальными  работодателями  заявки  на  временные   работы

подают и частные предприниматели, использующие дополнительную  рабочую  силу

в летний период (например, летняя торговля с лотков).

      Средняя  продолжительность  временных работ по  регионам  колеблется  и

составляет  от десяти дней  до  шести  месяцев.  Одной  из  проблем  остается

краткосрочность  работ,  поскольку  по  их  окончании   граждане   вынуждены

возобновлять  поиск и повторно обращаться в  службу занятости.

      Среди  трудоустроенных  на  условиях  временной  занятости   достаточно

высока  доля женщин - 53%; удельный вес молодежи  в  возрасте  до  29  лет  -

около 40%, большинство  из  них не  имеет опыта работы  профессионального

образования.  Каждый  четвертый,  направленный  на   временную   работу,   -

безработный, состоящий на учете  в  органах  службы  занятости  более  года,

каждый десятый участник - предпенсионного  возраста.

      Территориальные  органы службы занятости населения  постоянно  пополняют

банк данных по  временным  работам.  Около  80%  вакансий  ориентированы  на

рабочие  специальности  (погрузочно-разгрузочные,   дорожные,   строительные

работы, ручной труд  в  сельском  хозяйстве  и  т.д.);  немногим  более  10%

предназначены для работников  средней  квалификации  на  условиях  почасовой

оплаты;    для    высококвалифицированных    специалистов     (преподавание,

консультирование,  аудит,  разовые  заказы   художникам,   специалистам   по

рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.

      Дополнительная  временная  занятость,  как   правило,  -  нерегулярная,

краткосрочная,   но   достаточно   изнурительная    и    интенсивная.    Для

работодателей, прибегающих к  такой  форме  привлечения  рабочей  силы,  это

реальный способ решения оперативных  проблем.

      Органам   службы   занятости   Алтайского   края   удалось    наладить

взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих  местах.

Большую часть вакансий  предоставляют  муниципальные  предприятия,  основным

видом деятельности которых является выращивание  плодово-ягодных  культур  и

овощей. В период проведения сезонных работ уровень  безработицы  в  сельской

местности снижается на 0,5 п.п.

      В Ленинградской области основными видами  временного  трудоустройства

являются добыча и  отгрузка  нерудных  материалов,  работа  в  котельных  на

период  отопительного   сезона,   сельскохозяйственные   работы,   уход   за

лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.

      К новым видам  временной занятости, которые   практикуются  в  области,

 можно отнести выполнение  заявок от частных лиц на  уход за огородами, уборку

 урожая, выгул собак, уход  за  больными,  выполнение  других  видов  разовых

 услуг. Для быстрого реагирования  на  подобные  заявки  в  службе  занятости

 создаются специальные картотеки  безработных  граждан,  согласных   выполнять

 такую работу и готовых  приступить к ней в любое  время. Заработная плата  на

 временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата  временной

 занятости производится без  привлечения средств ГФЗН.

      В большинстве  регионов проводятся ярмарки  вакансий для трудоустройства

на условиях временной занятости.

          Интересен   в  этой  связи опыт   Волгоградской области.    Здесь

сформирован банк данных,  содержащий  информацию  о  свободных   местах  для

трудоустройства  граждан  в  качестве  сезонных  и   временных   работников,

надомников и  некоторых  других  категорий.  Между   Комитетом  по  труду  и

занятости населения  администрации  Волгоградской  области,  государственным

предприятием  "Областная  молодежная  биржа  труда"  и   областным   советом

профсоюзов заключен трехсторонний  договор о  сотрудничестве  по  организации

областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г.  в

ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные  временные  рабочие

места и около 10 тыс. граждан, из  которых  свыше  тысячи  человек  отобраны

работодателями  для  последующего   трудоустройства.   Проведение   подобных

ярмарок дает гражданам, занятым неполную  рабочую  неделю  и  находящимся  в

административных отпусках, шанс подобрать  место временного характера,  чтобы

улучшить свое материальное положение.

      Проведение ярмарки вакансий  временных  работ  в  Грибановском  районе

Воронежской области позволило  занять более 500 человек.

      При содействии  органов службы занятости в  1998 г.  на  общественные  и

временные работы по стране в целом  трудоустроено более 500 тыс. человек, из

них более половины  -  женщины.  При  этом  было  создано  свыше  244  тыс.

временных рабочих мест.

      В  1999  г.  планируется   временно  трудоустроить   более   1,1   млн.

безработных граждан, в том числе  на общественные работы -  около  400  тыс.

человек.

 

Основные проблемы организации  временной занятости

 

      Одна  из  главных   причин   неудовлетворенности   граждан   временной

занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по  безработице)  и

частые  задержки  ее  выплаты  (иногда  до  шести  месяцев).   Кроме   того,

кратковременность этих работ ухудшает  положение  безработных  граждан  (так

как у них не будет  26  оплачиваемых  календарных  недель,  необходимых  для

начисления пособия по безработице) при повторном обращении в  органы  службы

занятости (биржу труда).

      Существенным  недостатком   работы  на  условиях  временной   занятости

остается   отсутствие   гарантий   на   постоянное   трудоустройство.    При

трудоустройстве  на  временные  рабочие  места  граждане  также  оказываются

лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).

      Местонахождение  временного места работы для  многих  безработных  очень

важно из-за дополнительных расходов на транспорт.

      Для  улучшения   организации  временной  занятости  следует  продолжить

совершенствование  законодательства  в  части   льготного   налогообложения,

направленного на стимулирование работодателей  к  привлечению  работников  на

условиях временной занятости.

      Развитию этого  вида занятости  могло  бы  способствовать  установление

социальных гарантий для трудоустроенных  на такие места  -  страховой  полис,

больничный лист, запись периода  временной работы в трудовой книжке и др.

      Органам исполнительной  власти субъектов Федерации совместно с органами

службы  занятости  надо  активизировать  деятельность  по  увеличению  числа

временных рабочих мест, особенно  в  регионах  с  критической  ситуацией  на

рынке труда, привлечению работодателей  и органов местного самоуправления.

 

                      Список использованной литературы

      1. З.А.Котшер “Структура  занятости населения: проблемы

           совершенствования.”       Москва: “Наука” 1989.

      2. Н.М.Краева “Резервы  повышения трудовой активности  населения”

             М:                             “Экономика” 1983.

      3.    А.Новицкий  “Население и формы занятости”  М: “Мысль” 1985

      4.     Н.В.Воронина  “Социально-экономические  проблемы  использования

        рабочей силы”  М:”Мысль” 1973

      5.    М.Н.Ким  “Трудовой потенциал и занятость” Харьков 1993

      6.    А.Грязнова, Г.Марусис “Занятость,  уровень,  структура  и  формы

        регулирования”  Минск 1994

      7.    И.В.Бестужев-Лада  “Безработица? Не может быть!”  “Экономика2 1992

        №5

      8.     “Курс   общей  экономической  теории”  под   ред.   А.М.Крылова,

        Краснодар  1997

      9.    “Учебник  по  основам  экономической   теории”  В.Д.Камаев  и  др.

        М:1994

      10.   Л.Костин  “Занятость, зарплата и инфляция”  “Человек и труд”  1999

        №2

      11.   Д.Сакс “Рыночная  экономика и Россия” М:1994

      12.   “Всемирный  кризис ведет  к  росту   безработицы”  “Трудовой  мир”

        1998, “Человек  и труд” 1999 №8

      13.    С.Смирнов   “Рынки  труда   регионов   в   условиях   финансово-

       экономического кризиса” “Человек и труд” 1999 №3

      14.   Н.Власова,  Е.Кулишова “Минтруд подводит  итоги” “Человек и  труд”

        2000 №3

      15.   Тецуя Дзе  “Политика занятости в Японии”  “Человек и труд” 1999 №3

      16.   “Чтобы  безработица на Кубани не молодела”  О.Ищенко  “Человек  и

        труд” 1999 №7

      17.    Т.Голандцева  ,  И  Гривина  “Временная  занятость,  как  форма

        активного  содействия  занятости  безработных   граждан”  “Человек  и

        труд” 1999 №11

      18.   Ф.Прокопов  “Эффективная  организация  услуг  службы  занятости:

        совершенные  подходы” “Человек и труд”  1999 №8

      19.   О.Славицкий  “Повысить взаимную ответственность   субъектов  рынка

        труда” “Человек  и труд” 1999 №2

      20.   “Как улучшить закон о занятости населения” С.Смирнов “Человек  и

        труд” 1999 №11

      21.   В.Супян  “Рынок труда в США: состояние  и проблемы” “Человек труд”

        1999 №7

 

 

смотреть на рефераты похожие на "Безработица как социально-экономическое явление"

   
 

Поиск по Серверу 

 

1. Что такое заработная плата?

        Для начала необходимо выяснить, а что же считать заработной  платой.

Ведь  существуют различные теории,  в  которых  этот  термин  трактуется  по-

разному, кроме того, существуют и разные  методы  исчисления  зарплаты.  Для

выяснения этого вопроса обратимся к  международному законодательству.  Итак,

согласно  генеральной конференции МОТ, проходившей  в  Женеве  в  1949  году,

были  приняты  ряд  положений,  принявших  форму  Конвенции  №95  об  охране

заработной платы. Статья  №1 этого  документа  гласит:  «  Заработная  плата,

независимо от названия и метода исчисления, означает  всякое  вознаграждение

или всякий заработок, исчисленные  в деньгах  и  устанавливаемые  соглашением

или национальным законодательством, которые в силу письменного  или  устного

договора о найме работодатель уплачивает за  труд,  который  либо  выполнен,

либо должен быть выполнен, или  за услуги, которые либо оказаны, либо  должны

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия