Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
активной и пассивной политики на рынке труда;
8. установить ответственность федерального и местных бюджетов за
принятие органами власти решений, вызывающих рост безработицы, предусмотрев
возмещение непредвиденных расходов фондов занятости соответствующих
уровней;
9. предоставить территориальным службам занятости населения право
(по согласованию с Минтрудом
РФ и региональными
взаимное краткосрочное кредитование расходов по материальной поддержке
безработных и профессиональному обучению незанятого населения;
10. установить порядок, в соответствии с которым при переезде
безработного, получающего пособие, с одной территории на другую расходы
фонда занятости принимающей
по безработице, и по затратам на профессиональное обучение, компенсируются
из средств территории выезда (возможно, в рамках соответствующих
межтерриториальных соглашений)
11. в случаях массового переселения незанятого населения из
депрессивных регионов, обусловленного решениями или действиями федеральных
органов власти, на территории с благоприятными с точки зрения занятости
условиями затраты региональных фондов занятости компенсируются из
Федерального фонда занятости или федерального бюджета.
Изменение критериев
присвоения статуса
размера пособия по безработице
Включить в перечень критериев, по которым гражданин не может быть
признан 6езработным с правом получения пособия по безработице:
- наличие у него (его семьи) во владении собственности (земли,
недвижимости, вкладов, акций и т.п.) сверх определенного законом уровня;
- превышение определенного законом уровня среднедушевого дохода в
семье;
- увольнение с последнего места работы по собственному желанию без
уважительных причин. (Доля этой категории безработных в числе получающих
пособие составляет по регионам 30-60%, поэтому введение подобного
ограничения не только позволит сократить расходы фонда занятости, но и
заставит наемных работников активно защищать свои трудовые права, а также
повысить требования к профсоюзам.);
- отсутствие стажа работы и документов,
подтверждающих уплату страховых взносов в фонд занятости; на эту категорию
граждан распространяются программы, связанные только с трудоустройством,
профессиональным обучением (без выплаты стипендий) и т.д.
Предварительные расчеты показывают, что реализация
указанных мер позволит
на выплату пособий по крайней мере на одну треть, повысить ответственность
федеральных органов
профсоюзов и руководителей предприятий и организаций за проведение
социальных реформ.
Упорядочение системы
Министерство труда и социального развития РФ как центральный орган,
определяющий coциальную политику государства, по нашему мнению, вряд ли
должно непосредственно
Его задача - обеспечить эффективное управление
В системе министерства, как нам представляется, целесообразно
образовать самостоятельную Федеральную службу занятости населения с правами
юридического лица, возглавляемую руководителем в ранге первого заместителя
министра.
К функциям Федеральной службы занятости населения следовало бы
отнести:
подготовку предложений в области законодательства о занятости и труде;
разработку проектов федеральной программы занятости,
консолидированного и
субвенций и субсидий депрессивным регионам, представление их в Минтруд РФ;
исполнение федеральных программ занятости;
анализ состояния рынка труда, выполнения федеральных и региональных
программ занятости, а также поступления страховых взносов в Федеральный
фонд занятости;
разработку относящихся к федеральному ведению типовых стандартов,
положений и инструкций по вопросам деятельности региональных органов
занятости;
подготовку и реализацию программ массового переселения незанятого
населения из депрессивных регионов в рамках соответствующих федеральных
программ;
содействие деятельности
негосударственных служб
центров для незанятого населения;
рассмотрение программ
массового высвобождения с
контроль за соблюдением законодательства о занятости в регионах,
целевым использованием
Региональные службы занятости населения находятся в ведении
региональных администраций, отвечают за реализацию политики занятости на
территории. Сметы на содержание их аппаратов утверждаются в рамках
региональных программ занятости населения. Руководитель региональной СЗ
является федеральным
РФ, его содержание обеспечивается за счет федерального бюджета. Остальные
работники являются госслужащими соответствующего регионального уровня.
Решения Минтруда и ФСЗ в пределах их полномочий являются обязательными для
региональных служб.
К их функциям целесообразно отнести:
разработку проектов региональных программ занятости населения и
бюджетов ФЗ, включая расчеты по дотациям из Федерального фонда занятости,
представление на рассмотрение региональных органов власти проектов
программ, бюджетов и отчетов об их исполнении;
реализацию федеральных
и региональных программ
подведомственной территории;
анализ состояния рынка труда в регионе;
контроль за исполнением законодательства о занятости на предприятиях и
в организациях региона;
исполнение бюджета региональных ФЗ;
финансирование городских и районных программ занятости на основании
утвержденных областных
отчетность перед Минтрудом РФ и федеральной службой занятости
населения по выполнению федеральных программ занятости, использованию
средств Федерального фонда занятости.
В этих условиях за Министерством труда РФ по-прежнему сохраняются
главные политические и управленческие функции в области труда, занятости и
социального развития: разработка направлений социальной политики на
краткосрочную перспективу, соответствующих реальных программ, социальных
стандартов и нормативов; определение "правил игры" для сегментов рынка
труда и социальных партнеров; определение источников финансирования
социальной политики и координация деятельности федеральных внебюджетных
социальных фондов на основе увязки их бюджетов и финансового
взаимодействия; оценка деятельности федеральных социальных программ и
контроль за целевым использованием выделенных средств.
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран
Потенциальные возможности службы занятости в России по ряду причин
недоиспользованы. Ее позитивное влияние на рынок труда даже в условиях
экономического спада может быть повышено. Помимо таких "внешних"
обстоятельств, как ограниченное число имеющихся вакансий, ухудшающееся
финансовое положение Фонда занятости, ведущее к сокращению активных
программ, имеются и другие, "внутренние", факторы, активизация которых
позволит мобилизовать дополнительные резервы и повысить эффективность ее
деятельности.
Учитывая, что в российских исследованиях данные вопросы представлены
весьма скупо, мною использованы материалы ОЭСР, а также ряд других
зарубежных источников, касающихся современных концепций развития служб
занятости в различных странах.
Современная служба занятости строится на следующих принципах,
способствующих повышению эффективности программ и услуг на макро- и
микроуровнях:
1. Интеграция ключевых функций службы занятости: посредничества при
подборе работы и работника; управление выплатами пособий по безработице;
направление граждан на активные программы.
2. Стратегия активного вмешательства с целью снижения
продолжительности безработицы (ранняя идентификация ищущих работу и
находящихся под риском стать длительно безработными;
индивидуальные планы поиска работы; тесты на активность; ограничение
доступа к пособиям и т.д.).
3. Применение внутренних
индикаторов эффективности
службы занятости.
4. Переход от традиционной оценки деятельности по степени выполнения
планов расходов к оценке работы по результатам для клиента как показателя
конечной эффективности
Данные принципы
в последние годы стали
мира. Они вошли, например, в ряд документов ОЭСР, принятых в последнее
время. На их основании каждая из стран-участниц организации разрабатывает
собственные концепции и планы по повышению эффективности деятельности
национальных служб занятости.
Интеграция ядра функций
Один из наиболее мощных институциональных факторов, влияющих на
эффективность пассивной и активной политики занятости, - степень
интеграции трех ее ключевых функций: подбор рабочего места и работника;
администрирование в области выплат пособий по безработице; направление
безработных на участие в активных программах. Так как окончательная цель
всех трех функций службы занятости состоит в том, чтобы реинтегрировать
безработного в общественное производство настолько быстро, насколько
возможно, важно принять во внимание, что между ними существует тесная связь
и взаимозависимость. С учетом этого большей эффективности работы службы
занятости можно добиться, если обеспечить тесную координацию и
сотрудничество:
1. между подбором работы и выплатой пособий, что позволяет эффективно
применить тест на готовность к работе и, следовательно, выполнить одно
из ключевых предварительных условий для возникновения права на
пособие;
2. между посредничеством в поиске работы и активными программами
профессиональной подготовки, чтобы гарантировать для безработного
приобретение признаков, необходимых для заполнения доступных вакансий;
3.между администрацией, занятой выплатами пособий, и подразделениями,
занимающимися направлением безработных на активные программы с тем, чтобы
избежать фактов участия в программах с единственной целью возобновления
права на пособия.
Политика вмешательства в
Характер политики
вмешательства должен быть
безработицы и после многих месяцев, проведенных в поисках подходящего
места. Например, нет смысла требовать от квалифицированного работника,
находящегося в состоянии безработицы одну или две недели, чтобы он
участвовал в общественных работах. И аналогично – едва ли стоит после 12
месяцев безработицы обучать человека составлению резюме: вряд ли это
расширит возможности
Российский закон о занятости вообще обходит данный вопрос. Ряд его
статей предусматривает некую систему приоритетов доступа к программам
службы занятости. Так, ст.13 предусматривает “дополнительные гарантии”
широкому спектру групп
ряд мер, в частности: создание дополнительных рабочих мест, специальных
организаций, разработку специальных программ обучения и т.д. Выбор данных
групп в качестве целевых сделан скорее по социальным соображениям и в
меньшей степени связан с их реальным положением на рынке труда.
Чтобы обеспечить
более рациональный выбор,
степень вмешательств в течение периода безработицы, необходимо
устанавливать некие нормы относительно того, что должно быть, с одной
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия