Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
инфраструктура предприятий (базы отдыха, стадионы, медицинские части,
столовые и т.п.), получают поддержку по содержанию детей в детских садах.
Процесс передачи жилого фонда и учреждений социально-бытовой сферы на
баланс муниципальных органов идет неравномерно и достаточно сложно.
2.5 Зависимость
между изменением уровня
Как свидетельствуют проведенные опросы, большинство работников не
удовлетворено уровнем оплаты своего труда. Тем не менее часть респондентов
согласилось бы получать меньшую зарплату, при условии гарантии их
занятости. Но есть и такие, кто предпочел бы гарантированной занятости
более высокую оплату труда. Вопросы, связанные с определением цены рабочей
силы с тем, как соотносятся зарплата и денежная масса, находящаяся в
обращении, как уровень оплаты зависит от состояния рынка труда и размеров
безработицы, являются весьма сложными и социально наиболее важными в теории
занятости.
Пожалуй, не в одной стране не отличалось столь высокой скрытой
безработицы, столь значительного снижения реальной зарплаты на фоне
повышения уровня безработицы, и такого явления, как длительные задержки
выплаты зарплаты.
Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные, считают
высокий уровень зарплаты или ее рост главными причинами сохранения спроса
на труд, а низкий уровень зарплаты или ее уменьшение – средством увеличения
занятости, ссылаясь на закон спроса и предложения. Действительно, чем выше
цена рабочей силы, тем ниже вроде бы спрос и наоборот. Так, в учебнике
американского экономиста Н.Г.Мэнькью подчеркивается, что “жесткость
реальной зарплаты уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень
безработицы”. И в учебнике нашего ученого Кашаева В.Д. говорится, что
поскольку зарплаты включают в издержки производства, ее рост вызывает
повышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказаться
снижение спроса, а значит сокращение объемов производства и занятости.
К сожалению, из теоретических положений об отрицательном влиянии
повышения зарплаты на рост безработицы делаются соответствующие выводы и
даются рекомендации относительно практической деятельности профсоюзов. Так,
К.Р.Макконели и С.Л.Брю
ставок зарплаты выше равновесной сопровождается уменьшением числа занятых
рабочих.
Но статистика свидетельствует, что вопреки всем утверждениям, что в РФ
увеличение безработицы шло одновременно с резким уменьшением зарплаты,
связанным главным образом со спадом производства.
Как видно из приведенных данных, в 1995 г. реальная зарплата составила
всего лишь 45% уровня 1991 г. По официальным данным за 1996-97гг.
начисленная зарплата как будто увеличилась, но огромные невыплаты, в
результате которых задолженность по зарплате к ноябрю 1997 г. составила
55,2 трлн. руб. , привели к дальнейшему падению жизненного уровня
большинства населения РФ.
Задержки выплат зарплаты – грубое нарушение Конвенции №95 “Об охране
заработной платы”, ст.12 которой гласит: “Заработная плата выплачивается
регулярно…сроки выплаты устанавливаются законодательством данной страны или
определяются договорами или арбитражными решениями”. В нашем КЗОТе ст.96
устанавливает, что зарплата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца;
только для отдельных категорий работников могут быть установлены иные
сроки.
Кроме того события 17 августа 1998 г. вызвали новое резкое падение
реальной зарплаты, которое происходило на фоне дальнейшего сокращения
занятости.
В сложившихся условиях повышение зарплаты поможет оживить экономику,
предотвратить ее дальнейший спад и деградацию рабочей силы. Ведь любое
снижение зарплаты сужает внутренний круг товаров, а значит способствует не
увеличению, а уменьшению занятости.
Так, Кейнс в полемики со сторонниками классической школы утверждал,
что рынок труда в отличие от рынка других товаров – специфический рынок, на
котором предложение рабочей силы мало зависит от уровня спроса на него,
т.е. от уровня зарплаты. В своей работе “Общая теория занятости, процента и
денег” он анализировал вопрос о том, ведет ли сокращение денежной зарплаты
при равных прочих условиях непосредственно или косвенно к увеличению
занятости, и пришел к выводу, что не ведет.
Кейнс издал собственную
теорию занятости, согласно
с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса.
Отсюда, наиболее разумной политикой, ограничивающей оптимальные соотношения
оплаты с занятостью, достигается в конечном счете при условии удержания
устойчивого уровня зарплаты.
2.6 Рабочее время: устаревшие
нарушения законодательства.
Действующее законодательство осталось практически неизменным с
советских времен с присущей ей установкой на полную занятость населения и
нормальной продолжительностью рабочей недели не более 40 часов. Для
отдельных категорий (работников не достигших 18 лет, учителей, врачей,
женщин, работающих в сельской местности; работников, занятых на вредных
производствах) рабочая неделя сокращается до 36 часов, а в отдельных
случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.
Сверх суточная работа допускается только по разрешению
соответствующего выборного
часов в год или 4 часов в день в течении 2 дней подряд. Женщины, имеющие
детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным работам
и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14 лет
также не допускаются к сверхурочным работам и не могут направляться в
командировки.
Столь же детально регламентируется порядок предоставления основных и
дополнительных выходных дней, отпусков по уходу , а также ежегодно
оплачиваемого отпуска и административных отпусков.
Чрезмерная жесткость законодательства, регулирующего рабочее время,
ведет к его практически повсеместному несоблюдению, т.к. оно абсолютно не
соответствует существующему положению. В условиях дефицита рабочих мест и
низких пособий по безработице работники согласны трудиться столько, сколько
потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем месте.
В связи с этим появилось еще одно распространенное явление:
неоплачиваемый административный отпуск, когда работодатели принуждают
работников “добровольно”
а люди, боясь оказаться в армии безработных, соглашаются с этими
серьезнейшими нарушениями законодательства.
Глава 3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости.
3.1 Закон о занятости населения
Принятый в 1991 г. и бесспорно прогрессивный с точки зрения
формирования новых социально-экономических ценностей Закон РСФСР “О
занятости населения в РСФСР” основан на общих представлениях об управлении
рынком труда в условиях рыночной экономики. В ходе экономических
преобразований неоднократно ставился в повестку дня вопрос о корректировке
отдельных положений закона “О занятости...” (но отнюдь не об отказе от его
“прорыночного” содержания). Чтобы приблизить действующий закон к
изменяющимся реалиям, в него дважды вносились достаточно серьезные
уточнения (в апреле 1996 г. и июле 1999 г.), многие из которых
действительно имели принципиальный характер. К таковым, например, можно
отнести ограничение размера пособия по безработице. Если в 1996-1999 гг.
его величина не могла превышать среднюю заработную плату в регионе
проживания и регистрации
этом минимальное пособие по безработице не может быть меньше 20% величины
прожиточного минимума. В результате, если раньше максимальное и минимальное
значения составляли соответственно 1465 руб. и 83,5 руб., то в мае 1999 г.
- соответственно 924 и 184,8. Было уточнено понятие “занятые граждане”, к
каковым стали относить в том числе и лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам
(договорам подряда) и т.п.
При ухудшении
политики занятости ужесточились условия регистрации безработных.
Однако, несмотря на эти и другие новации, в целом
можно констатировать, что и ныне действующая редакция закона несовершенна.
Остановимся на наиболее крупных вопросах, которые целесообразно решить при
его очередной, и, заметим, неизбежной доработке.
Так, до начала реформ нельзя было предвидеть и количественно
описать такие явления, как значительная дифференциация населения по уровню
доходов и развитие в широких масштабах не облагаемого налогом сектора
экономики, снижающего реальную потребность в рабочих местах и социальной
поддержке части лиц, потерявших работу; простаивающие предприятия,
занятость на которых не дает гарантии получения заработной платы, что
увеличивает спрос на рынке труда; неденежные формы расчетов между
хозяйствующими субъектами, уменьшающие возможности финансирования
государственной политики занятости, а также целый ряд других социально-
экономических феноменов переходного периода.
Прежде всего, необходимо привести название закона (которое,
по нашему мнению, слишком широкое) в соответствие с содержанием: большая
часть его статей фактически посвящена не занятости как таковой, а
обязательствам, которые берет на себя государство по поддержке населения на
рынке труда. Так, в 11 из 39 статей закона в редакции 1999 г.
рассматриваются вопросы, связанные исключительно с предоставлением
зарегистрированным в органах государственной службы занятости населения
гражданам социальных гарантий и компенсаций. Во многих статьях речь идет о
других социальных обязательствах в области занятости, которые государство
либо берет на себя (реализация права граждан на труд, дополнительные
гарантии для отдельных - социально уязвимых - категорий населения,
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка
безработных граждан, организация общественных работ), либо делегирует
работодателям. Что касается собственно политики занятости (а не ее
инфраструктурного обеспечения), то данному вопросу посвящена фактически
одна - четвертая - статья закона.
Если общая логика закона не изменится, целесообразно поменять его
название. В качестве рабочего можно рекомендовать, к примеру, такое - "О
государственных гарантиях населению в сфере занятости".
В пользу уточнения названия говорит и то, что действие многих статей
нынешнего закона охватывает только регистрируемый рынок труда и его
фигурантов (зарегистрированных в органах государственной службы занятости
безработных), а не рынок труда в целом. Вторая принципиальная проблема, на
решение которой необходимо обратить внимание при сохранении прежнего
названия закона, -включение в него положений, определяющих права и
ответственность различных органов исполнительной власти федерального
уровня, связанных с разработкой и реализацией государственной политики
занятости. В ныне действующей редакции закона вопросы, связанные с
институциональным обеспечением государственной политики занятости, решены
неудовлетворительно. Из структур исполнительной власти, которые должны
обеспечивать обязательства
лишь Федеральная государственная служба занятости населения (ст.15),
входящая сегодня в состав Министерства труда и социального развития России.
Что касается Правительства РФ в целом (упоминается в ст. 3, 13, 22, 24,
25), Центрального банка РФ - ЦБ (ст.22). Пенсионного фонда - ПФ (ст.32), то
их роль, согласно существующей редакции, сводится либо к утверждению
некоторых норм и нормативов (например, правительство устанавливает
механизм введения и размер квоты для приема на работу инвалидов), либо к
выполнению распределительных функций (так, учреждения ЦБ аккумулируют на
открытых в них счетах средства Государственного фонда занятости населения,
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия