Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание работы

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на

рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Экономическая теория 2.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

инфраструктура  предприятий  (базы  отдыха,  стадионы,  медицинские   части,

столовые и т.п.), получают поддержку  по содержанию детей  в  детских  садах.

Процесс передачи  жилого  фонда  и  учреждений  социально-бытовой  сферы  на

баланс муниципальных органов  идет неравномерно и достаточно сложно.

 

         2.5 Зависимость  между изменением уровня заработной  платы и

                                безработицей.

      Как свидетельствуют   проведенные  опросы,  большинство   работников  не

удовлетворено уровнем оплаты своего труда. Тем не менее  часть  респондентов

согласилось  бы  получать  меньшую  зарплату,  при   условии   гарантии   их

занятости. Но есть и  такие,  кто предпочел бы  гарантированной занятости

более высокую оплату труда. Вопросы, связанные с определением  цены  рабочей

силы с тем,  как  соотносятся  зарплата  и  денежная  масса,  находящаяся  в

обращении, как уровень оплаты зависит  от состояния рынка  труда  и  размеров

безработицы, являются весьма сложными и социально наиболее важными  в  теории

занятости.

      Пожалуй, не  в   одной  стране  не  отличалось  столь  высокой  скрытой

безработицы,  столь  значительного  снижения  реальной  зарплаты   на   фоне

повышения уровня безработицы, и  такого  явления,  как  длительные  задержки

выплаты зарплаты.

      Многие  экономисты,  как  зарубежные,  так  и   отечественные,  считают

высокий уровень зарплаты или ее рост главными  причинами  сохранения  спроса

на труд, а низкий уровень зарплаты или ее уменьшение – средством  увеличения

занятости, ссылаясь на закон спроса и предложения. Действительно,  чем  выше

цена рабочей силы, тем ниже вроде  бы  спрос  и  наоборот.  Так,  в  учебнике

американского экономиста   Н.Г.Мэнькью   подчеркивается,   что   “жесткость

реальной зарплаты уменьшает вероятность  трудоустройства и  повышает  уровень

безработицы”. И в  учебнике  нашего  ученого  Кашаева  В.Д.  говорится,  что

поскольку зарплаты  включают  в  издержки  производства,  ее  рост  вызывает

повышение цен на выпускаемую  продукцию,  следствием  чего  может  оказаться

снижение спроса, а значит сокращение объемов производства и занятости.

      К сожалению,  из  теоретических  положений   об  отрицательном  влиянии

повышения зарплаты на рост безработицы  делаются   соответствующие  выводы  и

даются рекомендации относительно практической деятельности профсоюзов.  Так,

К.Р.Макконели и С.Л.Брю утверждают: успех любого  профсоюза  в  установлении

ставок зарплаты выше равновесной сопровождается  уменьшением  числа  занятых

рабочих.

      Но статистика  свидетельствует, что вопреки  всем утверждениям, что в РФ

увеличение безработицы  шло  одновременно  с  резким  уменьшением  зарплаты,

связанным главным образом со спадом производства.

      Как видно из  приведенных данных, в 1995 г. реальная  зарплата составила

всего  лишь  45%  уровня  1991  г.  По  официальным  данным  за   1996-97гг.

начисленная  зарплата  как  будто  увеличилась,  но  огромные  невыплаты,  в

результате которых задолженность по зарплате  к  ноябрю  1997  г.  составила

55,2  трлн.  руб.  ,  привели   к  дальнейшему  падению   жизненного   уровня

большинства населения РФ.

      Задержки выплат  зарплаты – грубое нарушение  Конвенции №95  “Об  охране

заработной платы”, ст.12 которой  гласит:  “Заработная  плата  выплачивается

регулярно…сроки выплаты устанавливаются  законодательством данной страны  или

определяются договорами или арбитражными решениями”.  В  нашем  КЗОТе  ст.96

устанавливает, что зарплата выплачивается не  реже,  чем  каждые  полмесяца;

только для  отдельных  категорий  работников  могут  быть  установлены  иные

сроки.

      Кроме того события  17 августа 1998 г.  вызвали  новое   резкое  падение

реальной  зарплаты,  которое  происходило  на  фоне  дальнейшего сокращения

занятости.

      В сложившихся  условиях повышение зарплаты  поможет  оживить  экономику,

предотвратить ее дальнейший спад  и  деградацию  рабочей  силы.  Ведь  любое

снижение зарплаты сужает внутренний круг товаров, а значит  способствует  не

увеличению, а уменьшению занятости.

      Так, Кейнс в  полемики со сторонниками  классической  школы  утверждал,

что рынок труда в отличие  от рынка других товаров – специфический  рынок,  на

котором предложение рабочей силы мало зависит  от  уровня  спроса  на  него,

т.е. от уровня зарплаты. В своей  работе “Общая теория занятости, процента  и

денег” он анализировал вопрос о  том, ведет ли сокращение  денежной  зарплаты

при  равных  прочих  условиях  непосредственно  или  косвенно  к  увеличению

занятости, и пришел к выводу, что не ведет.

      Кейнс издал собственную  теорию занятости, согласно которой  параметром,

с которым соотносится объем  занятости, является объем  эффективного  спроса.

Отсюда, наиболее разумной политикой, ограничивающей оптимальные  соотношения

оплаты с занятостью, достигается  в  конечном  счете  при  условии  удержания

устойчивого уровня зарплаты.

 

             2.6 Рабочее время: устаревшие нормы,  провоцирующие

                         нарушения законодательства.

      Действующее  законодательство  осталось   практически   неизменным   с

советских времен с присущей ей установкой на полную  занятость  населения  и

нормальной  продолжительностью  рабочей  недели  не  более  40  часов.   Для

отдельных категорий (работников  не  достигших  18  лет,  учителей,  врачей,

женщин, работающих в сельской  местности;  работников,  занятых  на  вредных

производствах) рабочая  неделя  сокращается  до  36  часов,  а  в  отдельных

случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.

      Сверх   суточная   работа    допускается    только    по    разрешению

соответствующего выборного профсоюзного органа и  не  должна  превышать  120

часов в год или 4 часов в день в течении 2  дней  подряд.  Женщины,  имеющие

детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным  работам

и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14  лет

также не допускаются к  сверхурочным  работам  и  не  могут  направляться  в

командировки.

      Столь же детально  регламентируется порядок предоставления  основных  и

дополнительных  выходных  дней,  отпусков  по  уходу  ,  а  также   ежегодно

оплачиваемого отпуска и административных отпусков.

      Чрезмерная жесткость  законодательства,  регулирующего   рабочее  время,

ведет к его практически повсеместному несоблюдению, т.к.  оно  абсолютно  не

соответствует существующему положению. В условиях дефицита  рабочих  мест  и

низких пособий по безработице  работники согласны трудиться столько,  сколько

потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем месте.

      В  связи   с  этим  появилось  еще   одно   распространенное   явление:

неоплачиваемый  административный  отпуск,  когда   работодатели   принуждают

работников “добровольно” брать  такие отпуска на неопределенно  долгий  скор,

а  люди,  боясь  оказаться  в  армии  безработных,   соглашаются   с   этими

серьезнейшими нарушениями законодательства.

 

 

 

         Глава 3. Пути снижения безработицы и  обеспечение занятости.

                       3.1 Закон о занятости населения

      Принятый  в  1991  г.  и бесспорно прогрессивный   с точки   зрения

формирования     новых  социально-экономических  ценностей  Закон  РСФСР  “О

занятости населения в РСФСР” основан  на общих представлениях  об  управлении

рынком  труда  в  условиях  рыночной   экономики.   В   ходе   экономических

преобразований неоднократно ставился в повестку дня вопрос  о  корректировке

отдельных положений закона “О занятости...” (но отнюдь не об отказе  от  его

“прорыночного”   содержания).   Чтобы   приблизить   действующий   закон   к

изменяющимся  реалиям,  в  него  дважды   вносились   достаточно   серьезные

уточнения  (в  апреле  1996  г.  и  июле  1999  г.),   многие   из   которых

действительно имели принципиальный  характер.  К  таковым,  например,  можно

отнести ограничение размера пособия по безработице.  Если  в 1996-1999  гг.

его  величина  не  могла  превышать  среднюю  заработную  плату  в   регионе

проживания и регистрации безработного, то теперь - прожиточный минимум.  При

этом минимальное пособие по безработице не может быть  меньше  20%  величины

прожиточного минимума. В результате, если раньше максимальное и  минимальное

значения составляли соответственно 1465 руб.  и 83,5 руб., то в мае 1999  г.

- соответственно 924 и 184,8. Было уточнено  понятие  “занятые  граждане”,  к

каковым стали относить в том  числе и лиц,  занимающихся  предпринимательской

деятельностью,   выполняющих   работы   по   гражданско-правовым   договорам

(договорам подряда) и  т.п.  При  ухудшении  финансирования  государственной

политики занятости ужесточились условия регистрации безработных.

      Однако, несмотря  на эти и другие новации,  в целом

можно констатировать, что и ныне действующая редакция  закона  несовершенна.

Остановимся на наиболее крупных вопросах, которые целесообразно  решить  при

его очередной, и, заметим, неизбежной доработке.

      Так, до начала  реформ нельзя было предвидеть  и количественно

описать такие явления, как значительная дифференциация населения  по  уровню

доходов и развитие  в  широких  масштабах  не  облагаемого  налогом  сектора

экономики, снижающего реальную потребность  в  рабочих  местах  и  социальной

поддержке  части  лиц,   потерявших   работу;   простаивающие   предприятия,

занятость на которых  не  дает  гарантии  получения  заработной  платы,  что

увеличивает  спрос  на  рынке  труда;  неденежные   формы   расчетов   между

хозяйствующими   субъектами,    уменьшающие    возможности    финансирования

государственной политики занятости, а  также  целый  ряд  других  социально-

экономических феноменов переходного периода.

      Прежде всего,  необходимо привести название  закона (которое,

по нашему мнению, слишком широкое) в  соответствие  с  содержанием:  большая

часть  его  статей  фактически  посвящена  не  занятости  как   таковой,   а

обязательствам, которые берет на себя государство по поддержке населения  на

рынке  труда.  Так,  в  11  из  39  статей  закона  в   редакции   1999   г.

рассматриваются   вопросы,   связанные   исключительно   с   предоставлением

зарегистрированным в  органах  государственной  службы  занятости  населения

гражданам социальных гарантий и компенсаций. Во многих статьях речь  идет  о

других социальных обязательствах в области  занятости,  которые  государство

либо берет  на  себя  (реализация  права  граждан  на  труд,  дополнительные

гарантии  для  отдельных  -  социально  уязвимых  -   категорий   населения,

профессиональная  подготовка,  повышение   квалификации   и   переподготовка

безработных  граждан,  организация  общественных  работ),  либо   делегирует

работодателям.  Что  касается  собственно  политики  занятости  (а   не   ее

инфраструктурного обеспечения),  то  данному  вопросу  посвящена  фактически

одна - четвертая - статья закона.

      Если общая логика  закона  не  изменится,  целесообразно   поменять  его

название. В качестве рабочего можно рекомендовать, к  примеру,  такое  -  "О

государственных гарантиях населению  в сфере занятости".

      В пользу уточнения  названия говорит и то, что  действие  многих  статей

нынешнего  закона  охватывает  только  регистрируемый  рынок  труда и   его

фигурантов (зарегистрированных в  органах  государственной  службы  занятости

безработных), а не рынок труда  в целом. Вторая принципиальная  проблема,  на

решение  которой  необходимо  обратить  внимание  при  сохранении   прежнего

названия  закона,  -включение в него  положений,  определяющих   права   и

ответственность  различных  органов   исполнительной   власти   федерального

уровня, связанных  с  разработкой  и  реализацией  государственной  политики

занятости.  В  ныне  действующей  редакции  закона  вопросы,   связанные   с

институциональным обеспечением государственной  политики  занятости,  решены

неудовлетворительно.  Из  структур  исполнительной  власти,  которые  должны

обеспечивать обязательства государства  в этой области,  в  законе  упомянута

лишь  Федеральная  государственная  служба  занятости   населения   (ст.15),

входящая сегодня в состав Министерства труда и социального развития  России.

Что касается Правительства РФ в  целом (упоминается в  ст.  3,  13,  22,  24,

25), Центрального банка РФ - ЦБ (ст.22). Пенсионного фонда - ПФ (ст.32),  то

их  роль,  согласно  существующей  редакции,  сводится  либо  к  утверждению

некоторых  норм  и  нормативов    (например,   правительство   устанавливает

механизм введения и размер квоты для приема на  работу  инвалидов),  либо  к

выполнению распределительных  функций (так,  учреждения  ЦБ  аккумулируют  на

открытых в них счетах средства Государственного фонда  занятости  населения,

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия